Что происходит?

В Госдуму внесли на рассмотрение законопроект об отмене ЕГЭ

Сегодня утром мне позвонил редактор одной из московских радиостанций. Попросил комментария по поводу новости об отмене ЕГЭ и замене его государственными экзаменами. Скажу без ложной скромности, мне удалось удивить редактора. Я заорала в трубку: «Оставьте нас в покое! Не трогайте ничего! Хватит! Сколько же можно?!»

— «Погодите, — изумился редактор, — вы же к нам лет пять назад приходили, у меня записано, что вы были категорически против. Что же заставило вас так резко изменить мнение?»

Ох, дорогая редакция!

Я работаю в МГУ имени Ломоносова примерно 25 лет. Каких только экзаменов в каких только конфигурациях я не видела. Старинная система вступительных испытаний времен моей юности была весьма несовершенной. Прямо скажем, из рук вон несовершенной была она местами. Особенно на гуманитарных факультетах, для которых, как принято думать у нас в отечестве, мозги не потребны. И блат был, и коррупция…

Не в таких, наверное, масштабах, как теперь, но было, было, нечего греха таить.

В коридорах престижных экономфаков и юрфаков несложно встретить мальчиков и девочек, написавших при поступлении ЕГЭ по русскому на 100 баллов и подавших в приемную комиссию «зоивление на имя дикана»

А насчет того, что стало… Давайте не будем обманывать сами себя и друг друга. В коридорах престижных московских экономфаков и юрфаков несложно встретить мальчиков и девочек, написавших при поступлении ЕГЭ по русскому на 100 баллов и подавших в приемную комиссию «зоивление на имя дикана» с просьбой «пренять миня» в число студентов широко известного «фокультета». Все эти детишки успешно учатся управлять нашим государством и, что гораздо неприятнее, лечить наши с вами зубы…

Ну а на химфаке и мехмате их как не было, так и нет. Тут против Бога не попрешь, какое «зоивление» ни пиши. Мозги продаются плохо. ЕГЭ — хорошо.

Тогда, много лет назад, лично я протестовала против введения ЕГЭ отнюдь не по шкурным соображениям. Я преподаю английский и без работы не останусь ни в каком случае — за этим заботливо следит мое государство: чем громче звучат патриотические лозунги, тем больше желающих сдать IELTS.

Нет, я боялась как раз того, что случилось: процесс обучения в массовой школе превратился в процесс натаскивания, а процесс познания — в процесс сдачи ЕГЭ. Те редкие школы, где ценой титанических усилий удается этого избежать, так демонстративно подтверждают своей исключительностью это печальное правило, что уже и спорить об этом скучно. Зарплата учителя поставлена в зависимость от баллов ЕГЭ и результатов миллиона всевозможных олимпиад всех уровней.  С олимпиадами — отдельная история, но на это, как говорил Довлатов, не будем отвлекаться, «а то композиция рухнет».

Так почему же я против отмены этого вредоносного ЕГЭ?

Знаете, ответ простой. Я ИХ боюсь. Их. Вот этих, которым по три раза в год неймется, и они меняют правила, по которым ваши несчастные дети сдают все что попало, то письменно, то устно, то прямо, то криво, то добровольно, то обязательно — и все это хаотично, непродуманно, бестолково и злобно.

Мне страшно подумать, на что еще хватит их фантазии.

И мне очень жалко детей.

И если вы «в науку вперили ум, алчущий познаний», и ваша школьная Мариванна от вас в восторге, вас уже классу к седьмому должны взять «на карандаш» и создавать вам условия

Ну а в конце — хотите, я расскажу вам, как все должно быть в идеале? Ну, по моему мнению? Извольте.

Первым делом — отменяем всеобщую воинскую обязанность.

Вторым — отменяем вообще все приемные экзамены. В университеты записываемся. Да-да, приходим с улицы и говорим: хочу быть студентом юрфака МГУ. И вас записывают. Просто так. Бесплатно. Нет, общагу, к сожалению, не дают. И стипендию не дают. На первый семестр в самом престижном вузе страны вам надо заработать. Попросить денег у мамы. Взять кредит. Постараться, одним словом. Сильно постараться. Так, чтоб за этот юрфак держаться зубами и когтями.

Если вы гений, родившийся в нищей деревне, — за вами примерно с пятого класса должна следить специальная служба при губернаторе. И если вы «в науку вперили ум, алчущий познаний», и ваша школьная Мариванна от вас в восторге, вас уже классу к седьмому должны взять «на карандаш» и создавать вам условия. Например, оплатить вам из казны этот первый семестр в Москве.

А вот по окончании этого вольного семестра для всех нужны ЭКЗАМЕНЫ. Вот так, капслоком: ЭКЗАМЕНЫ.

Максимально открытые. Максимально публичные. На глазах у всех, кто вместе с вами работал весь семестр. И по итогам этого экзамена две трети должны отсеяться. Зато оставшаяся треть должна получить и комнату в кампусе, и стипендию, на которую можно прожить. И гранты. И всемерную помощь. Пусть учатся себе на пользу и нам на радость.

Вот примерно так.

По ряду причин то, что я описала, невозможно. Неудобно и невыгодно.

Поэтому правда, лучше уж ЕГЭ.

Не трогайте его… Не дай Бог.