Фото из личного архива
Фото из личного архива

Если бы доктор Хаус был женщиной и жил в Гватемале, его бы звали Виктория Валикова. Последние два года 26-летняя Вика из Уфы спасает жизни людей в самых удаленных местах планеты и бесплатно лечит болезни, о которых многие врачи даже не слышали.

На самом деле, лечить экзотические заболевания Вика изначально не собиралась. После окончания учебы в Башкирском медицинском университете она хотела стать психиатром. «Я всю жизнь мечтала о такой профессии, чтобы можно было ездить по миру, — говорит Вика. — С психиатрией в этом плане все сложно. Мне очень нравится медицинская диагностика, а в инфекционных болезнях ее очень много. И сразу понятно, дурак ты или нет. Например, гипертонию можно месяцами лечить, меняя препараты. С инфекциями — если назначил что-то неправильно, то через два часа человек может умереть. А если правильно, то очень скоро он уже здоров. Для меня это один из компонентов счастья: когда ты видишь результат своей работы и сразу понимаешь, что прожил день не зря».

Виктория нашла в интернете информацию об Институте тропических заболеваний в Бельгии и поступила туда учиться. Через несколько месяцев в почтовой рассылке она обнаружила письмо: в клинике в гватемальской деревне срочно требовался врач-волонтер. «На собеседовании меня спросили: понимаю ли я, куда еду? Ведь там не будет электричества, воды и магазинов, — говорит Вика, — до ближайшей больницы семь часов езды на машине или двадцать — на автобусе. Когда я рассказала это маме, она сразу же прилетела в Бельгию меня отговаривать. Она говорила правду: я молодой и неопытный врач, буду в одиночестве и в полной изоляции от цивилизации. Но именно после этого разговора я поняла: если все это меня не останавливает, то и правда нужно ехать».

В Гватемале Виктория жила прямо в клинике — на втором этаже, только она и акушерка. До ближайшего рынка нужно было идти четыре часа пешком. Других врачей рядом не было, так что Вике приходилось быть терапевтом и хирургом в одном лице. Например, она профессионально научилась зашивать раны и определять с помощью УЗИ пол ребенка. Вскоре в Гватемале начали строить гидроэлектростанцию, что вызвало волнения среди многих местных жителей. На всякий случай Викторию эвакуировали. Она временно поработала в Гондурасе, а затем нашла отдаленную клинику на Гаити. Жила вместе с монахинями в монастырской келье и продолжала принимать больных бесплатно. «Самое частое, о чем меня спрашивают: почему я не лечу русских? — говорит она. — Для меня все люди равны, и не так важно, кому помогать. Но в России даже в самом глухом месте не оставят умирающего и окажут ему бесплатную медицинскую помощь. А в Гватемале люди спят на улице, потому что у них зачастую нет домов, и если не оплатишь лечение, то просто не выживешь. Мы не имеем права решать, кто достоин жить, а кто нет. Можно спорить, что важнее: дать рыбку или научить рыбачить. Я считаю, что второе. Стоит научить акушерку реанимировать ребенка — и ты знаешь, что она спасет не одну жизнь».

По ночам в Гватемале Виктория размышляла о том, что все, что она делает, не поможет решить глобальные проблемы. «Когда на меня нападает тоска, я думаю о том, что я счастливый человек, у меня прекрасная семья и любимая работа. А есть миллионы людей, которым повезло гораздо меньше, — говорит Виктория. — Почему я не могу с ними поделиться? Что я потеряла, поработав год бесплатно? Иногда люди говорят, что у них нет денег и времени на благотворительность. Но для этого не нужно много иметь. Когда у тебя ничего нет, а ты все равно хочешь отдавать — твоя помощь становится ценнее». Не так давно Вика ненадолго возвращалась в Россию. Здесь она не просто работала врачом. Она накопила деньги на свою собственную клинику в Гватемале.

Виктория Валикова — один из героев книги Александра Мурашева «Нормальные люди». На протяжении пяти лет автор встречался по всему миру с героями, которые меняют жизни всех нас без исключения. Эти истории стали основой книги о людях, которыми мы все стараемся быть, но не всегда знаем, как это сделать.