Фото: Daniel Leal-Olivas/AFP/East News
Фото: Daniel Leal-Olivas/AFP/East News

«Не так уж много людей в мире прославились в первые часы после своего рождения», — говорит о себе Луис Браун, первый в мире «ребенок из пробирки».

25 июля 1978 года по коридорам городской больницы Бристоля в операционную везли женщину. Обстановка полной секретности поддерживалась на всех уровнях: о том, что будет происходить в следующие несколько часов, знали лишь врачи, участвовавшие в родах. Даже отца Луис, который на следующий день пришел повидать дочку, сопровождал конвой полицейских, следивших за тем, чтобы никто из посторонних не проник в больницу. Особенно — журналисты.

Рождение Луис называли «чудом» и сами организаторы эксперимента. Проводя первую в мире операцию по экстракорпоральному оплодотворению, гинеколог Патрик Степто и физиолог Роберт Эдвардс оценивали шансы появления ребенка на свет как «один к миллиону». Но чудом это было только для ученых и родителей Луис, в течение девяти лет до этого безуспешно пытавшихся завести детей. Многим другим медицинский эксперимент казался предвестником Апокалипсиса.

Фото: Keystone/Getty Images
Фото: Keystone/Getty Images

С первых же дней родители «чудо-ребенка» стали получать полные ненависти послания. Письмо, испачканное кроваво-красной краской, сломанная пробирка и пластиковая фигурка плода с рекомендацией «хранить вашего младенца в аквариуме или туалете» — это то немногое, что счастливые родители обнаружили в почте еще до того, как Луис исполнился год. Религиозные лидеры высказывали сомнения в необходимости «искусственного вмешательства» в естественный процесс родов и предупреждали о «появлении “маленьких Франкенштейнов”». Газетчики организовали целую кампанию, сообщая, что ребенок наверняка родится «монстром с генетическими отклонениями». Луис удивила всех своей нормальностью: младенец весом 2 килограмма 300 граммов без единого отклонения. Четыре года спустя у Луис появилась сестра Натали, также зачатая с помощью ЭКО. Натали стала сороковым «ребенком из пробирки» в мире.

О том, каким образом она появилась на свет, Луис Браун узнала в пять лет, перед тем как пойти в школу. Это случилось очень вовремя: одноклассники, уже наслышанные об истории Луис, дразнили ее «ребенком из пробирки» и выдумывали целый список оскорблений. Еще больше трудностей Луис вскоре начало доставлять внимание журналистов. «Я не чувствую себя более особенной, чем кто-либо другой», — признавалась она много лет спустя газете Independent. Впервые открыто говорить о своей жизни на публике Луис начала в 25 лет. С тех пор каждый год о «первом ребенке из пробирки» так или иначе вспоминают журналисты, особенно в дни юбилеев. Луис давно могла бы заработать на своем имени, однако вместо этого завела себе скромный сайт и накануне 40-летия выпустила книгу «Девочка из пробирки».

Одно из писем, которое пришло родителям Луис, было написано женщиной из Австралии и звучало так: «Боюсь, что на вас обрушится все осуждение и критика, которые обычно вынуждены испытать все участники медицинских прорывов. Так что я пишу это письмо для того, чтобы хотя бы немного вас поддержать». Именно таким медицинским прорывом это и стало. В восьмидесятые Степто и Эдвардс разработали систему заморозки яйцеклеток, увеличив процент успешного рождения детей с помощью ЭКО с 10 до 40.

Фото: Sunday Mirror/Mirrorpix/Getty Images
Фото: Sunday Mirror/Mirrorpix/Getty Images

История Луис — о том, как со временем меняются наши представления о норме. Сорок лет спустя страхи людей, касающиеся клонирования, едва ли не слово в слово повторяли то, что когда-то критики говорили о рождении «ребенка из пробирки». На то, чтобы Луис стала всего лишь «обычной женщиной», а создатели ЭКО были признаны во всем мире, ушли десятилетия. В 2010 году Роберт Эдвардс получил Нобелевскую премию, но к этому времени он уже был слишком слаб даже для того, чтобы подняться за ней на сцену. На следующий год на родине его посвятили в рыцари — спустя три десятилетия после рождения Луис. «Сравните это с тем, как быстро обретают популярность спортсмены на Олимпийских играх», — говорит Браун.

Роберт Эдвардс скончался в 2013 году, пережив своего коллегу Патрика Степто на 15 лет. После смерти обоих родителей и ученых Луис Браун решила, что теперь ее миссия — помогать тем, кто сталкивается с трудностями в рождении детей. У первого «ребенка из пробирки» подрастают двое сыновей, которых Браун родила сама. Она уже давно научилась справляться с повышенным вниманием к себе. «Обсуждать последствия каких-либо событий — работа политиков и церковных деятелей. Я же просто хочу жить своей жизнью», — говорит она. Теперь Луис Браун посещает больницы Великобритании, Болгарии и Бразилии, где проводят ЭКО, и общается с женщинами, которые хотят с помощью этой процедуры родить ребенка.

Пять миллионов человек в мире родились благодаря экстракорпоральному оплодотворению. Эта процедура проводится по всему миру: в России с помощью ЭКО рождается 30 тысяч детей ежегодно.

Как оценивает Луис Браун свой вклад в историю? Кажется, сама она об этом не задумывается. «Я просто думаю о том, что, не пройди мои родители ту процедуру, я бы не появилась на свет и у них никогда бы не было детей», — говорит она.

С днем рождения, Луис Браун!