Сыроедение (Raw Food) — система питания, близкая к веганству: она подразумевает употребление только растительной пищи. Разница в том, что эта пища — овощи, фрукты, грибы, проростки, корнеплоды — не должна подвергаться термической обработке. В крайнем случае ее можно сушить, нагревая до 40–46°С. Идея такого подхода проста: сырая «живая» пища сохраняет все витамины и микроэлементы и легко усваивается. Сыроеды полагают, что человек не создан для употребления термически обработанной еды, а необработанная растительная пища — самая естественная и полезная. Кроме того, организм при переработке варено-жареной еды «растрачивает» собственные ферменты, а с «живой» пищей он их, наоборот, получает.

Самые строгие ответвления сыроедения — сыромоноедение (СМЕ, монотрофное сыроедение) и фрутарианство. Сыромоноедение запрещает есть фрукты и овощи одновременно. Например, завтрак может состоять из дыни, обед — из огурцов, ужин — из манго. Сторонники этой системы считают, что смешанное сыроедение вредит организму чуть ли не так же, как стандартное питание: желудку приходится перерабатывать «кучу разной еды» одновременно. Фрутарианство — наиболее аскетичная система, разрешающая только фрукты. Самая гурманская система — Raw Live Food, которая наиболее популярна в США: это настоящее искусство приготовить блюдо из овощей, фруктов, злаков и орехов так, чтобы это понравилось даже закоренелым любителям гамбургеров. Естественно, сыроеды отрицают курение и алкоголь — впрочем, есть среди них и такие, кто пьет вино, так как вино при изготовлении не подвергается нагреванию и поэтому может считаться сырым продуктом.

Почти каждому начинающему сыроеду случается пережить так называемый кризис, для которого характерны головокружение, слабость, выпадение волос и высокая температура. Через какое-то время неприятные ощущения проходят, но они могут спонтанно проявляться в течение всей жизни: сыроеды считают, что таким образом организм обновляется. Все отмечают, что при сыроедении улучшается состояние кожи и волос, а тело совершенно перестает издавать неприятные запахи — сыроед может неделями носить одни и те же футболку и носки. Как правило, сыроеды отказываются от косметики, шампуней и гелей для душа и моются простой водой. У женщин менструации становятся менее болезненными, а зачастую и вовсе пропадают. Некоторые сыроеды-гуру считают это абсолютно нормальным, что, конечно, вызывает большие вопросы.

«У сыроедения есть много плюсов, — говорит Елизавета Виноградова, врач-диетолог, сотрудник НИИ питания РАМН. — Это прекрасная профилактическая очистка организма. Каротиноиды — вещества, содержащиеся в некоторых овощах и листьях, — повышают иммунитет, препятствуют развитию злокачественных опухолей. Сыроедение полезно при почечных заболеваниях, так как улучшает водный обмен организма. В то же время есть опасности. Бобовые, пшеница и некоторые злаки содержат ядовитые вещества, которые нейтрализуются только при термической обработке, их опасно есть в сыром виде. Аллергикам и больным панкреатитом сыроедение вообще противопоказано. Я бы рекомендовала практиковать такую систему питания курсами, например устраивать раз в месяц сыроедческую неделю. В любом случае резко и кардинально менять рацион — вредно».

Интересно отметить, что современная теория сыроедения имеет советские корни. В интервью для сентябрьского номера журнала «Сноб» Ден Коро (в прошлой жизни Денис Коротовских, известный в США повар Raw Live Food и консультант по питанию) рассказал, что основоположником этой системы питания был советский армянин Аркилиан, создавший более 50 лет назад сыроедческое сообщество в Ереване. Потом коммьюнити перебралось в Тель-Авив, а оттуда — в Америку. А Дэвид Волф — автор книги Nature First Law и один из пионеров американского сыроедения — очень многое заимствовал из его трудов (написанных на русском и издававшихся только в самиздате). Другая бывшая наша соотечественница Виктория Бутенко — одна из самых видных активистов этого движения в США. Среди сыроедов вообще немало русских; мы нашли пятерых Global Russians, которые едят только сырую еду, и расспросили их, зачем им это надо.

Марина Харитонова, 26 лет, Ричмонд, США, http://rawinrussian.livejournal.com

Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков
Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков

До того как перейти на сыроедение, я была всеядным гурманом — покупала биопродукты, ежедневно делала фреши, готовила сложные блюда, пила алкоголь хорошего качества. Однажды в книжном магазине я наткнулась на Raw — книгу рецептов от известного сыроедческого повара Джулиано. Полистала, впечатлилась и захотела узнать об этом больше. Прочитав книги Виктории Бутенко, я уверилась в том, что сыроедение полезно для здоровья, и перешла на эту систему. Я ни с кем не консультировалась — просто сама полностью изменила рацион. Конечно, сложно было отвыкнуть от любимой еды и при этом постоянно оправдываться перед окружающими. Сложно и по сей день, ведь я остаюсь гурманом, и вокруг много соблазнов. Раз в год посещаю гинеколога и терапевта, сдаю все необходимые анализы — особенно отслеживаю железо, гемоглобин и витамин B12. Кроме того, примерно четыре раза в месяц я голодаю по лунному календарю. Лекарства принимаю по надобности, но в целом я стала болеть намного меньше и вообще не заражаюсь гриппом.

Утром я пью свежие соки или смузи из фруктов и зелени. На обед — салат, на ужин — большая порция салата плюс перекусы в течение дня фруктами, овощами и орехами. В обычные рестораны я хожу редко, а на деловых обедах заказываю салат или что-то строго вегетарианское: я не хочу обсуждать свою диету с начальством и клиентами. В путешествиях бывают разные ситуации, но если с утра нужно в музей, а на завтрак в гостинице только хлеб с вареньем, я не буду терять час на поиски чего-то другого, лучше вечером найду нормальную еду.

Мне кажется, что, в отличие от США, в России сыроеды читают совсем другие книги и потому считают монотрофное сыроедение золотым стандартом. Я часто получаю комментарии типа «как ты можешь смешивать это с этим? Так же нельзя!». В США людей не так смущают сложные и насыщенные рецепты, нет тяги к аскетизму. Мне это ближе, я считаю, что здоровое питание не должно быть лишено удовольствий.

 Арсений Кучеренко, 29 лет, программист, Сингапур, http://fruktoed.livejournal.com

Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков
Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков

Пару лет назад у меня начались приступы, похожие на астму. Я не мог дышать, чувствовал, что замерзаю, хотя на улице было плюс 30, иногда тело оказывалось полностью парализованным. Это было очень страшно, мне казалось, что я вот-вот умру.

Я ходил по врачам, и они все как один твердили, что со мной все в порядке и, скорее всего, это проблемы с нервами. О сыроедении я знал давно, и, хотя оно всегда казалось мне симпатичным, у меня не возникало должной мотивации для перехода на эту систему. Теперь же я решил, что нужно что-то менять. Я стал голодать, а в перерывах между голоданиями ел сырую растительную пищу. Однако приступы продолжали напоминать о себе. Потом я заметил, что если не есть сырые орехи или пророщенные злаки, то самочувствие улучшается, и решил временно отказаться от них. Вскоре приступы полностью прошли. Я решил идти дальше и перешел на систему фрутарианства (http://mangodurian.blogspot.com, http://www.jerichosunfire.com).

При переходе на фруктовое питание все мои болезни отступили; исчезла даже язва, мучившая меня с 17 лет. Я не хожу по врачам, не принимаю лекарства и не сдаю анализы (думаю, это бессмысленно, так как существующие нормы разработаны для людей, питающихся стандартно).

Мой типичный дневной рацион состоит, как правило, из дыни или бананов на обед (я не завтракаю), манго или помидоров — на полдник и дуриана (или джекфрута, авокадо) — на ужин. Во время путешествий или в нестандартных ситуациях, когда я не могу найти фруктов, я просто голодаю, пока не появится возможность нормально поесть.

Елена Некрасова, 30 лет, менеджер по продажам, Пхукет, Таиланд, http://lena-fleure.livejournal.com

Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков
Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков

Мы с мужем стали задумываться о переходе на сыроедение, наблюдая за нашим старшим сыном (4,5 года): на протяжении долгого времени он отказывался есть вареную пищу, питался одними фруктами и овощами и при этом чувствовал себя очень бодро.

Первые недели оказались совсем несложными, мы просто перестали ходить в кафе, а вместо этого стали покупать фрукты и овощи. В самом начале было трудно отказаться только от двух вещей — хлеба и чая с медом. Через несколько недель исчезло чувство голода, которое поначалу было довольно мучительным; кроме того, я заметила несколько приятных изменений — у меня перестали выпадать волосы, значительно улучшилось самочувствие, пропала усталость в конце дня. И я совершенно перестала хотеть пить. Однажды у нас случился срыв: мы поели пиццу и суши, после чего чувствовали себя ужасно (сонливость, тяжесть в желудке). Решили больше таких экспериментов не повторять.

На завтрак мы пьем зеленый коктейль (60% фрукты + 40% зелени). В течение дня едим помидоры, мандарины, манго, чеснок, орехи, изюм. В поездки мы берем свою еду. В гостях стараемся бывать нечасто: мы пока не готовы оказаться за большим столом и отвечать на расспросы окружающих.

Лекарства мы не принимаем, по врачам не ходим, да и особых поводов к тому нет: после перехода на сыроедение дети болели лишь однажды. Многие наши знакомые объясняют это хорошим климатом, но я могу сказать, что до начала перехода на новую систему питания наш старший сын постоянно жил с насморком и заложенным носом, включая первые четыре месяца на Пхукете.

Когда-нибудь мы дорастем до настоящих сыромоноедов, к чему я стремлюсь всей душой. Правда, мне до сих пор иногда снятся шоколадки.

Наталья Токарь, 23 года, фитнес-инструктор, Дуйсбург, Германия, http://rawrusalo4ka.livejournal.com

Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков
Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков

Сначала я стала вегетарианкой, а спустя полтора года заинтересовалась веганством. Меня не устраивали мой внешний вид (особенно появившийся внезапно целлюлит) и самочувствие. Однажды я прочитала о сыроедении и заинтересовалась рецептами. Я стала питаться на 80% сырой пищей и сразу же почувствовала прилив энергии, я стала лучше высыпаться и заниматься спортом с большим удовольствием, стала более гибкой и выносливой. Через две недели я полностью перешла на сыроедение, а через некоторое время — на сыромоноедение. Первое время я ела очень много орехов и фиников: мне казалось, только они насыщают. Сейчас такой проблемы нет. Мой рацион на 90% составляют фрукты, овощи я почти не ем, но люблю пожевать капусту и тыкву. Иногда — орехи, арахис или фундук, редко миндаль. Уже через месяц сыромоноедения прошла жуткая аллергия на руках, которая мучила меня все два года моего пребывания в Германии. Кожа на лице стала заметно чище, наладилось пищеварение. Я отказалась от кремов и лосьонов, пользуюсь только шампунем, но и от него планирую отказаться. И уже давно моюсь только водой. Через год, может быть, сдам анализы, для спокойствия родственников и друзей, чтобы они убедились, что я здорова. Но, думаю, и этого не потребуется: доказательства, как говорится, будут налицо.

Наталья Гонтуар, 30 лет, консультант по фэн-шуй, Нью-Йорк, США, myzenofhealth.blogspot.com

Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков
Иллюстрация: Сноб.ру/Валентин Поздняков

Началось с того, что однажды я пережидала типичный калифорнийский потоп в буддистском центре Санта-Барбары. С утра монахи читали сутры, медитировали, а затем включали высокоскоростной блендер Vita-mix — смешивали фрукты и овощи для сыроедного смузи. Тогда я этим заинтересовалась, а вернувшись в Нью-Йорк, решила изучить вопрос уже всерьез: сходила к трем диетологам и, убедившись, что в сыроедении нет ничего опасного, стала его практиковать. Мне посоветовали есть только органические фрукты и овощи, следить за содержанием витамина B12 и внимательно прислушиваться к своему организму. Пару раз я, конечно, срывалась на рыбу и курицу. Но постепенно поняла, что ощущение здорового тела и души дороже вареной еды. Да и зачем о ней думать, когда на обед можно приготовить «пасту» из кабачков (специальной машинкой кабачки тонко нарезаются до состояния лапши или макарон. — Прим. ред.) со свежим соусом маринара из помидоров и оливок, а на ужин — вкуснейшую сыроедную «пиццу» на тесте из орехов и проростков. Почти все мои любимые рецепты — из книги Raw Food Bible.

Утром я пью стакан свежевыжатого сока и ем пару фруктов с орехами. С обедом все просто: на Манхэттене всегда можно найти лавочку с салатами. Я вообще перестала пить витамины из аптеки — мне вполне хватает тех овощей и фруктов, что я потребляю в виде соков либо съедаю в натуральном виде. Я уже десять лет не была у врача. Недавно сделала анализ крови — все показатели в полном порядке. Единственное, что немного расстраивает, — разлюбила вино. Не хочется его — и все! Зато теперь все антиоксиданты я получаю со свежевыжатым виноградным соком.