Борис Есенькин: Электронная книга вытянет и «бумагу»

Преодолевать кризис на московском книжном рынке директор торгового дома «Библио-Глобус» Борис Есенькин будет за счет электронных книг, отдавать продажу которых интернет-магазинам он не намерен

Фото: Thomas Dworzak/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Thomas Dworzak/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
+T -
Поделиться:

Андрей Шмаров: Сильно ли упали продажи книг в кризисном 2009 году? Как выглядит ситуация сейчас?

Борис Есенькин: В 2009-м рынок упал в денежном выражении примерно на 10%, в натуральном — более чем на 20%. В 2010 году отмечен некоторый рост покупательской активности. Интересно, что кризис в первую очередь почувствовали на себе регионы, и выходить из кризиса они тоже начали первыми. Москва пока стагнирует.

Восстанавливаться придется еще долго: экономический кризис наложился на кризис перепроизводства в отрасли — склады издательств и оптовых книготорговых фирм затоварены, большие остатки нереализованных тиражей. Покупать стали меньше. Недавно на профессиональном семинаре книжный распространитель из Великобритании Трэвор Гуль-Викер отметил, что это всемирная тенденция — покупают меньше не из-за кризиса, а из-за падения интереса к чтению в целом.

А.Ш.: Вы с этим согласны?

Б.Е.: Это смотря где. Я недавно был в Иране на книжной ярмарке. Там молодежь хочет знать все, она изучает английский, русский. Представьте, за четыре дня на ярмарке побывало пять миллионов покупателей. Это просто поразительно!

А.Ш.: Иран для вас бизнес?

Б.Е.: Думаю, да.

А.Ш.: А какая литература?

Б.Е.: Прежде всего — для изучающих русский. В каждом институте есть кафедра русского языка. Иран очень много поставил на образование, государство оплачивает студентам половину расходов на книги.

А.Ш.: А Индия?

Б.Е.: В свое время это был огромный рынок, но в какой-то момент произошел срыв, и мы ее упустили. Сейчас там очень сильно влияние американцев и китайцев.

А.Ш.: Китай?

Б.Е.: Что они делают? Они покупают одну книгу, а потом копируют и распечатывают. Еще лет 15 назад я встречал людей, которые учились в России, которые знают русский язык. А сейчас превалирует английский. Поэтому там бизнеса я не вижу.

А.Ш.: А русскоязычные диаспоры в западных странах для вас рынок?

Б.Е.: Это, безусловно, рынок, причем электронного контента.

А.Ш.: Почему же этот рынок до сих пор пустой?

Б.Е.: Издательства боятся доверять нам контент в условиях, когда нет его надежной правовой защиты. Кроме того, в России не перешли на единый стандарт подготовки книг в электронном виде.

А.Ш.: Почему? Это же очень простая издательская работа.

Б.Е.: С одной стороны, так и есть. А с другой — дополнительные расходы, ведь этим кто-то должен заниматься. Да и просто консерватизм.

А.Ш.: Книги сейчас скачиваются в довольно примитивном формате, и читать их скучновато. А когда пойдут айпэды, для них нужно сверстать, проиллюстрировать, научить перелистывать страницы…

Б.Е.: Да, мы сейчас как раз и занимаемся вот этой «листалкой». По отдельным книгам это у нас уже есть.

Вот сегодня мы опять встречаемся с издательствами: «Ребята, что нам мешает это делать?» Вы не забывайте, они тоже несовершенны, у них нет программистов. Пожалуй, лишь АСТ и «Эксмо» могут себе позволить этим заниматься. «Эксмо» купило фирму, которая будет ей помогать именно в оцифровке литературы, в том числе для различных ридеров.

А.Ш.: Продажа каких именно книг упала больше всего — художественных, детских, научных, учебных?

Б.Е.: В первую очередь, деловых и прикладных. 59% респондентов SuperJob.ru отметили, что с началом кризиса они сократили расходы на покупку новых книг и теперь предпочитают скачивать их из интернета. В то же время впервые за несколько лет увеличился спрос на художественную литературу, стали больше покупать книг для детей, семейного досуга, книг по домашнему хозяйству.

А.Ш.: Какой покупатель ушел из магазинов — столичный, провинциальный, молодежь, пожилые?

Б.Е.: Если связывать падение продаж с кризисом, то первыми отреагировали регионы. Региональный рынок сократился до 50%, в столицах такого резкого падения не было. Сказать, что меньше стали покупать молодые или пожилые читатели, нельзя: в «Библио-Глобусе» по-прежнему 65-70% покупателей — люди до 30 лет, примерно 5-7% — старше 50.

А.Ш.: А за счет чего рынок восстанавливается? Серьезные книги, «попса», отечественные, переводные, дорогие, дешевые?

Б.Е.: Пока говорить о восстановлении книжного рынка рано, рост реализации в некоторых разделах (прикладная литература, учебная) связан, скорее всего, с сезонным спросом. Ну и спрос на детские книги тоже восстанавливается.

А.Ш.: Хорошо ли идут новые книги — аудио, электронные?

Б.Е.: За последние два года отмечается резкий рост продаж мультимедийной продукции, в частности электронных книг. По данным компании Forrester, объем продаж устройств для чтения электронных книг к концу 2009 года вырос более чем в три раза, а продажи контента подскочили на 176%. В Sony вообще уверены, что в течение ближайших пяти лет продажи электронных книг превысят продажи литературы на бумажных носителях.

Хорошо или плохо это для традиционного книжного рынка? Сказать однозначно невозможно: с одной стороны, будут снижаться тиражи, т. е. существует угроза для бизнеса. С другой — было немало сетевых проектов, когда опубликованная в интернете книга обеспечивала потом издание многотысячного тиража на бумаге. Достаточно вспомнить книги Дмитрия Глуховского «Метро-2033» и «Сумерки», размещенные сначала в Сети.

А.Ш.: У вас самого есть ридер?

Б.Е.: Есть.

А.Ш.: Сколько книжек вы на нем прочитали?

Б.Е.: Нисколько.

А.Ш.: Почему же?

Б.Е.: Я каждый день просматриваю литературу, которая к нам поступает. Это закон: я должен следить, чтобы не было каких-то перекосов, чреватых конфликтными ситуациями, чтобы были представлены разные интересы — религиозные, национальные, культурные. А книг приходит много, до 100 наименований.

А.Ш.: И все смотрите?

Б.Е.: Гламурную литературу все же не смотрю.

А.Ш.: Насколько остра проблема пиратского распространения книг через интернет?

Б.Е.: Критическим для дальнейшего развития рынка электронных книг может стать управление авторскими правами на цифровые издания. Легальное скачивание контента достаточно дешево, но пиратство все равно захлестывает Сеть.

А.Ш.: Составляют ли интернет-магазины серьезную конкуренцию традиционным книжным?

Б.Е.: Конечно, ведущие интернет-магазины России с грамотно выстроенной логистикой являются конкурентами для традиционной торговли. По Москве среди всех покупок в интернете более 70% составляют книги. Но книжные магазины и книготорговые сети сейчас и сами развивают интернет-продажи. Продажа контента, букридеров, развитие услуги Print-on-Demand. Мы уже на 3-4-м месте по продажам книг через интернет. Удобно же: можно зайти на сайт «Библио-Глобуса» в любое время, системы поиска и доставки комфортные. У нас в базе более миллиона наименований — книги в наличии, информация об издательских планах, распроданные тиражи (на такие издания можно оформить заказ).

А.Ш.: Пытается ли «Библио-Глобус» присутствовать в социальных сетях?

Б.Е.: Для нас это вопрос стратегический. У нас есть молодежная команда, которая занимается изучением этих вопросов, человек 25. Штатные работники занимаются этим во внерабочее время. А за их ноу-хау, которое они предложат правлению и которое будет принято, идет надбавка.

А.Ш.: И все же кто, на ваш взгляд, будет торговать электронными версиями книг: распространительская сеть или издательства?

Б.Е.: Да все, в том числе и сами писатели. Написал, отредактировал книгу и заключает с «Библио-Глобусом» договор. Говорит нам: «Дайте через свою базу данных, через ваши терминалы информацию, что у меня готова такая-то книга, и я могу ее передать в электронном виде или распечатать». Да нет проблем!

Комментировать Всего 22 комментария

пол года назад без особой охоты "влез" в бизнес электронных книг для iPhone/iPad(в мою компанию пришел заказ на разработку ридера)...

Вначале не увидел в отрасли ничего особо интересного... 

А вот после того, как вник во все нюансы....

Таки да - целый рынок, который еще на этапе становления!

Причем "старые деньги" пока очень неуютно себя чувствуют на нем и активно ищут союзы с теми, кто рынок уже "прочувствовал" и видит будущие бизнес-модели.

А результативных новых моделей ой какое множество :=) 

П.С. 

не думаю, что электронная книга вытянет бумагу. 

скорее бумага станет "дополнительной опцией" к покупке электронной книге(купил электронную. если нравиться - заказываю  "на бумаге", что бы поставить на полку или подарить).

Да, Виталий, электронная книга только начинает «становиться на ноги», но стоит уже довольно твердо… Спрос есть, предложение формируется, единственное – чтобы это было действительно бизнесом, нужна хорошая защита от Сетевого пиратства.

По-моему, интерес к чтению все-таки больше у 40-ка  и далее летних. У них же и со зрением все больше проблемы. Много раз, подарив бумажную полюбившуюся книгу, узнавала, что её таки не прочитали - "шрифт мелковат", толтсая, руки устают быстро" и т.д. Одновременно с этим, одалживая время от времени свой ридер для чтения,  получаю кучу вопросов и запросов о моделях и просьб о помощи в приобретении их. Все-таки, неоспоримые преимущества в  весе, вохзможности форматирования размера шрифта и прослушивания с одновременным чтением (особенно для изучающих языки) в конце концов сохранят леса для птиц и животных).

Это я к тому написала, что целевая аудитория у производителей находится в более старшем возрасте, чем принято считать. Во всяком случае, пока не появятся цветные экраны, позволяющие читать комиксы((

на iPad это уже возможно. Причем книги уже делают не статическими, а интерактивными. 

Пример - Алица в стране чудес - http://www.youtube.com/watch?v=gew68Qj5kxw 

К сожалению, Любовь, Вы правы – наш возраст больше привержен к чтению, так нас воспитывали, книга была «иконой стиля». Сейчас у молодежи интересы несколько смещены, даже, можно сказать, более размыты – такой поток информации ворвался в нашу жизнь, и его мощь год от года только возрастает. Но, слава Богу, ребята не только комиксами интересуются…

Никакого восстановления рынка реальных книг не будет. Не стоит тешить себя иллюзиями

Примеры из жизни

у меня для современной семьи сказочная библиотека - подписные издания в коже двадцатых годов например (приключения, фантастика, классика), полная британика, подписное издание для детей почти 20 книжек - лучшие мировые писатели для детей - За все это я не заплатил ни копейки - просто в ближайшей бибилиотеке выбрасывали книги, я не удержался - притащил домой.

Кроме этого есть и Толстой и Пушкин и т.п. русские подписки (речь идет о Калифорнии) и старший ребенок методично учит наизусть Онегина - я заплатил за это копейки - потому что я не покупал нового, да его и нет.

Ребенок потерял из библиотеки Гарри Поттера, билиотека просила 25 долларов, чтобы восстановить потерю, книжку вернули - купили на Амазоне за 1 цент!!! (плюс конечно доставка 4 доллара).

И это несколько примеров от человека который готов тратить на книжки деньги. А таких все меньше и меньше...

Кто-то когда-то кричал - "никогда стандартная фотография не исчезнет" - где она теперь? там же где и лошади например - среди коллекционеров, фанатиков - в общем - рынок luxury И книги будут там же примерно через 5-10 лет.

Эту реплику поддерживают: Александр Романихин

Было, было такое.  Помните фильм «Москва слезам не верит» - «ни кино, не будет, ни театра, только телевидение!». И что получилось: кинотеатров не хватает, народ давно понял, что кино даже на хорошем «домашнем кинотеатре» смотрится и воспринимается совсем не так, как в специальном зале. В театры на премьеры билетов не хватает, несмотря на то, что цены заоблачные. А книгу уже лет 15 хоронят, как только Интернет «в массы пошел», но пока безуспешно. Посмотрите на фото: иногда «Библио-Глобус», действительно, напоминает московское метро в час пик, мы даже ставим «регулировщиков». Думается, компромисс найдется, равновесие между бумажной и электронной книгой обязательно будет, главное, чтобы хорошие авторы  писали хорошие книги, а на каком носителе  их читать, вместе разберемся!

 А книги, черт возьми, все-таки читают!

Большое видится на расстоянии

Борис, попробуйте просто сравнить количекство жителей в Москве с количеством книжных магазинов в ней же. А потом попробуйте сравнить аналогичные данные например с городком Walnut Creek в Калифорнии... И Вы все поймете...

Александр Романихин Комментарий удален

Александр Романихин Комментарий удален

Спасибо, Александр, за Ваш комментарий – всегда полезно знать, что еще читателям интересно, что нравится, что не нравится. Отвечу по порядку. Если в «Библио-Глобусе» нет каких-либо новинок, это SOS! Такого быть не должно ни при каких обстоятельствах. Наше реноме: «каждая, книга, изданная в России, должна быть в «Библио-Глобусе». Постараемся разобраться.

Второе. В «Библио-Глобусе», действительно, тесновато – вся полезная площадь, включая лучшие офисные места,  отдана «Ее Величеству Книге». Не получается сейчас убрать или передвинуть стеллажи, иначе придется сократить и количество  книг, которые мы предлагаем – более 200 тысяч наименований!

Что касается сайта, то Вы совершенно правы: он устарел. Сейчас разработана новая структура www.biblio-globus.ru с учетом пожеланий наших читателей, дело за малым – нужен хороший современный дизайн. Работаем в этом направлении.

Встречи с авторами стараемся анонсировать не только на сайте, но и в СМИ. Тематика встреч самая разнообразная, например 10 июня в день рождения И.Бродского прошла интересная встреча, посвященная его творчеству. Выступали редакторы книг Бродского, его близкие друзья, журналисты (об этом написано на нашем сайте), недавно в «Библио-Глобусе» побывали Дина Рубина, Фредерик Бегбедер, Бернар Вербер, Нил Гейман…  6 июля ждем в гости  букеровского лауреата Александра Иличевского, 7 июля – Дмитрия Глуховского. Кроме этого, работают 12 клубов – исторический (ведущая Наталия Басовская), философский, психологический, литературно-музыкальный, детский клуб «Библиоша»… Вот клуба деловой литературы у нас пока нет, но мы всегда готовы к сотрудничеству. Просто не хочется, чтобы такие встречи носили эпизодический характер.

И самое последнее: ни с какими монопольными оптовыми структурами «Библио-Глобус» не работает, со всеми издательствами, даже самыми малыми, заключается договор поставки. Естественно, нужно соответствовать стандартам информационного взаимодействия, этого требует рынок.

Это кратко… Если пожелаете, ждем Вас в «Библио-Глобусе», можем более детально переговорить и показать наши возможности.

Успехов Вам!

Эту реплику поддерживают: Александр Романихин

Александр Романихин Комментарий удален

Спасибо за диалог. Что касается презентации среди нефтяников и газовиков – хорошая идея!

Лично я перешел на ридер несколько месяцев назад. Для меня оформление и иллюстрации играют второстепенную роль. Очень удобно и практично! До этого считал, что никогда не расстанусь с классическим видом книги...в вон как вышло)

Эту реплику поддерживают: Александр Романихин

Александр Романихин Комментарий удален

Это здравый выбор! Главное - информация и удовольствие остаются прежними!!! + стоит отметить огромный фактор - экономия бумаги. А книги будут коллекционными и нестандартных форматов. Также я думаю, что детская развивающая литература тоже должна оставаться в бумажном формате))

Александр Романихин Комментарий удален

я имел в виду совсем маленькие дети, которые только учатся читать и для которых важной составляющей являются иллюстрации и элемент игры.

Про подростков я полностью с Вами согласен.

Александр Романихин Комментарий удален

Интересное интервью, познавательное, спасибо.

У меня как то наоброт получилось, сначала ридер, а потом перешел на книжный вариант:) Книга вызывает трепет, благоговение, чего не испытываю при чтение в ридере..

Эту реплику поддерживают: Борис Есенькин

Да, Андрей, с Вами согласны тысячи читателей. Очень приятно, что Вы отметили духовную силу книги. Это вчера, сегодня и завтра…

"всемирная тенденция — покупают меньше не из-за кризиса, а из-за падения интереса к чтению в целом"

Не согласен с этим тезисом. Читать не стали меньше, просто произшло смещение в сторону других носителей информации. Люди слушают аудиокниги, читают электронные версии книг.

Причем по российскому рынку, вообще нельзя делать никаких выводов о падении интереса к чтению - из-за огромного количества пиратских электронных и аудиокниг.

Единственное "качество" этих книг оставляет желать лучшего. Не думаю, что количественный показатель имеют большую роль если мы говорим о ширпотребных детективах или романах....а количество получается именно благодаря такому чтиву

Не могу с Вами согласиться. Есть аудиокниги цифруемые энтузиастами со старых пленок из библиотек для слепых, а есть книги выпускаемы издательствами, озвученные отличными актерами и на самые разные темы.

Вы считаете объемы сопоставимы?

Аудиокниг - нет, тем более с кризисом количество выпускаемых студийных записией резко уменьшилось, но вот объемы электронных книг - вполне. Более того, в электронном виде можно достать то, чего уже давно нет на бумаге.

Андрею Шмарову – персональная благодарность! Можно сказать, что Андрей организовал дискуссию - «быть книге или не быть». Мне представляется, первый диспут достаточно точно отражает наше сегодняшнее… Я рад, что мы разговариваем, и для меня это очень и очень полезно.

Уважаемый Борис! Давно хотела выразить Вам признательность за то, что существует такой чудесный "Библио-Глобус", в котором я так люблю бывать!)

Спасибо огромное! Всегда вытаскиваю себя из Вашего магазина "за шкирку")