Андрей Шмаров Сильно ли упали продажи книг в кризисном 2009 году? Как выглядит ситуация сейчас?

Борис Есенькин В 2009-м рынок упал в денежном выражении примерно на 10%, в натуральном — более чем на 20%. В 2010 году отмечен некоторый рост покупательской активности. Интересно, что кризис в первую очередь почувствовали на себе регионы, и выходить из кризиса они тоже начали первыми. Москва пока стагнирует.

Восстанавливаться придется еще долго: экономический кризис наложился на кризис перепроизводства в отрасли — склады издательств и оптовых книготорговых фирм затоварены, большие остатки нереализованных тиражей. Покупать стали меньше. Недавно на профессиональном семинаре книжный распространитель из Великобритании Трэвор Гуль-Викер отметил, что это всемирная тенденция — покупают меньше не из-за кризиса, а из-за падения интереса к чтению в целом.

А.Ш.: Вы с этим согласны?

Б.Е.: Это смотря где. Я недавно был в Иране на книжной ярмарке. Там молодежь хочет знать все, она изучает английский, русский. Представьте, за четыре дня на ярмарке побывало пять миллионов покупателей. Это просто поразительно!

А.Ш.: Иран для вас бизнес?

Б.Е.: Думаю, да.

А.Ш.: А какая литература?

Б.Е.: Прежде всего — для изучающих русский. В каждом институте есть кафедра русского языка. Иран очень много поставил на образование, государство оплачивает студентам половину расходов на книги.

А.Ш.: А Индия?

Б.Е.: В свое время это был огромный рынок, но в какой-то момент произошел срыв, и мы ее упустили. Сейчас там очень сильно влияние американцев и китайцев.

А.Ш.: Китай?

Б.Е.: Что они делают? Они покупают одну книгу, а потом копируют и распечатывают. Еще лет 15 назад я встречал людей, которые учились в России, которые знают русский язык. А сейчас превалирует английский. Поэтому там бизнеса я не вижу.

А.Ш.: А русскоязычные диаспоры в западных странах для вас рынок?

Б.Е.: Это, безусловно, рынок, причем электронного контента.

А.Ш.: Почему же этот рынок до сих пор пустой?

Б.Е.: Издательства боятся доверять нам контент в условиях, когда нет его надежной правовой защиты. Кроме того, в России не перешли на единый стандарт подготовки книг в электронном виде.

А.Ш.: Почему? Это же очень простая издательская работа.

Б.Е.: С одной стороны, так и есть. А с другой — дополнительные расходы, ведь этим кто-то должен заниматься. Да и просто консерватизм.

А.Ш.: Книги сейчас скачиваются в довольно примитивном формате, и читать их скучновато. А когда пойдут айпэды, для них нужно сверстать, проиллюстрировать, научить перелистывать страницы…

Б.Е.: Да, мы сейчас как раз и занимаемся вот этой «листалкой». По отдельным книгам это у нас уже есть.

Вот сегодня мы опять встречаемся с издательствами: «Ребята, что нам мешает это делать?» Вы не забывайте, они тоже несовершенны, у них нет программистов. Пожалуй, лишь АСТ и «Эксмо» могут себе позволить этим заниматься. «Эксмо» купило фирму, которая будет ей помогать именно в оцифровке литературы, в том числе для различных ридеров.

А.Ш.: Продажа каких именно книг упала больше всего — художественных, детских, научных, учебных?

Б.Е.: В первую очередь, деловых и прикладных. 59% респондентов SuperJob.ru отметили, что с началом кризиса они сократили расходы на покупку новых книг и теперь предпочитают скачивать их из интернета. В то же время впервые за несколько лет увеличился спрос на художественную литературу, стали больше покупать книг для детей, семейного досуга, книг по домашнему хозяйству.

А.Ш.: Какой покупатель ушел из магазинов — столичный, провинциальный, молодежь, пожилые?

Б.Е.: Если связывать падение продаж с кризисом, то первыми отреагировали регионы. Региональный рынок сократился до 50%, в столицах такого резкого падения не было. Сказать, что меньше стали покупать молодые или пожилые читатели, нельзя: в «Библио-Глобусе» по-прежнему 65-70% покупателей — люди до 30 лет, примерно 5-7% — старше 50.

А.Ш.: А за счет чего рынок восстанавливается? Серьезные книги, «попса», отечественные, переводные, дорогие, дешевые?

Б.Е.: Пока говорить о восстановлении книжного рынка рано, рост реализации в некоторых разделах (прикладная литература, учебная) связан, скорее всего, с сезонным спросом. Ну и спрос на детские книги тоже восстанавливается.

А.Ш.: Хорошо ли идут новые книги — аудио, электронные?

Б.Е.: За последние два года отмечается резкий рост продаж мультимедийной продукции, в частности электронных книг. По данным компании Forrester, объем продаж устройств для чтения электронных книг к концу 2009 года вырос более чем в три раза, а продажи контента подскочили на 176%. В Sony вообще уверены, что в течение ближайших пяти лет продажи электронных книг превысят продажи литературы на бумажных носителях.

Хорошо или плохо это для традиционного книжного рынка? Сказать однозначно невозможно: с одной стороны, будут снижаться тиражи, т. е. существует угроза для бизнеса. С другой — было немало сетевых проектов, когда опубликованная в интернете книга обеспечивала потом издание многотысячного тиража на бумаге. Достаточно вспомнить книги Дмитрия Глуховского «Метро-2033» и «Сумерки», размещенные сначала в Сети.

А.Ш.: У вас самого есть ридер?

Б.Е.: Есть.

А.Ш.: Сколько книжек вы на нем прочитали?

Б.Е.: Нисколько.

А.Ш.: Почему же?

Б.Е.: Я каждый день просматриваю литературу, которая к нам поступает. Это закон: я должен следить, чтобы не было каких-то перекосов, чреватых конфликтными ситуациями, чтобы были представлены разные интересы — религиозные, национальные, культурные. А книг приходит много, до 100 наименований.

А.Ш.: И все смотрите?

Б.Е.: Гламурную литературу все же не смотрю.

А.Ш.: Насколько остра проблема пиратского распространения книг через интернет?

Б.Е.: Критическим для дальнейшего развития рынка электронных книг может стать управление авторскими правами на цифровые издания. Легальное скачивание контента достаточно дешево, но пиратство все равно захлестывает Сеть.

А.Ш.: Составляют ли интернет-магазины серьезную конкуренцию традиционным книжным?

Б.Е.: Конечно, ведущие интернет-магазины России с грамотно выстроенной логистикой являются конкурентами для традиционной торговли. По Москве среди всех покупок в интернете более 70% составляют книги. Но книжные магазины и книготорговые сети сейчас и сами развивают интернет-продажи. Продажа контента, букридеров, развитие услуги Print-on-Demand. Мы уже на 3-4-м месте по продажам книг через интернет. Удобно же: можно зайти на сайт «Библио-Глобуса» в любое время, системы поиска и доставки комфортные. У нас в базе более миллиона наименований — книги в наличии, информация об издательских планах, распроданные тиражи (на такие издания можно оформить заказ).

А.Ш.: Пытается ли «Библио-Глобус» присутствовать в социальных сетях?

Б.Е.: Для нас это вопрос стратегический. У нас есть молодежная команда, которая занимается изучением этих вопросов, человек 25. Штатные работники занимаются этим во внерабочее время. А за их ноу-хау, которое они предложат правлению и которое будет принято, идет надбавка.

А.Ш.: И все же кто, на ваш взгляд, будет торговать электронными версиями книг: распространительская сеть или издательства?

Б.Е.: Да все, в том числе и сами писатели. Написал, отредактировал книгу и заключает с «Библио-Глобусом» договор. Говорит нам: «Дайте через свою базу данных, через ваши терминалы информацию, что у меня готова такая-то книга, и я могу ее передать в электронном виде или распечатать». Да нет проблем!