
Третий день экспедиции. Гюмри – Ахалцихе – Карс
До турецкого города Карса мы ехали 15 часов — такой длинной дороги никто не ожидал. Но что это была за дорога! Часть пути до первой границы мы ехали через Армению. Город Гюмри, который мы проезжали, до сих пор не восстановился после землетрясения 1988 года, когда погибло 26 тысяч человек. Гюмри был ближе к эпицентру землетрясения, чем Ереван, и практически все высотные здания разрушились. На центральной площади города, который, между прочим, совсем недавно еще назывался Ленинакан, стоит памятник не Ленину, а Шарлю Азнавуру. После землетрясения он очень активно помогал городу.
Практически покинув Армению, мы останавливаемся на дороге в ущелье на берегу бурной горной реки. Пейзажи уже больше грузинские, серпантин все чаще, и долины остаются позади. Артур Джанибекян рассказывает историю своего прадеда, который был лучшим точильщиком ножей во всей Грузии. Как-то он возвращался по этой самой дороге домой к семье в Армению, где в этот момент родился его внук, отец Артура. На прадеда по пути напали и отобрали все заработанные деньги, но некий добрый человек по имени Отар помог их вернуть и спас семью от голода. Своего внука прадед назвал в честь него.
Наконец мы в Грузии! Проезжаем села, совсем не похожие на армянские. Здесь уже высота почти полторы тысячи метров и зимой часто бывает минус 40. Поэтому рядом с каждым домом, как в русских деревнях, стоит поленница, только здесь вместо дров кизяки — коровий навоз, смешанный с травой.