/ Москва

Андрей Шмаров. США и Китай остывают, в России и Европе — разогрев

Русские народные кризис-индикаторы. Выпуск 62

Фото: Philip Jones Griffiths/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Philip Jones Griffiths/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
+T -
Поделиться:

Как еще пару месяцев назад все нервничали из-за PIIGS и еврозоны в целом! Чуть ли не хоронили старушку Европу и евро, всерьез обсуждая и исключение из коалиции проштрафившихся стран, и ее распад, и появление нового хорошего евро, и даже возврат к национальным валютам.

Рановато было. По последним сводкам, европейский PMI (индекс делового оптимизма) для ключевых стран растет (в Германии особенно быстро). В той же Германии, а также в Австрии и Голландии стала увеличиваться и занятость. Да, все происходит весьма медленно — речь идет о процентных пунктах и даже их долях, — но тенденция устойчивая.

Аналогичная картина, судя по последним данным, и в России: отечественный аналог PMI, рассчитываемый Институтом Гайдара, указывает на значительный спрос на рабочую силу в промышленности, особенно в таких «мультиплицирующих» отраслях, как машиностроение и строительство. По данным независимых исследований, индустрия, похоже, уже работает на докризисной мощности — как в части загрузки оборудования, так и по уровню занятости.

Наблюдающие за всем этим инвесторы, видимо, узрели примерно то же самое, ибо приток инвестиций в Россию на прошлой неделе составил более 100 миллионов долларов, больше было только в Китае и Бразилии. И это при том, заметим, что китайский PMI стабильно снижается. Парадокс, казалось бы: оптимизм китайских деловых кругов падает, а оптимизм инвесторов, наоборот, растет. Почему? Думаю, из-за понимания последними планового характера китайской экономики: тамошние финансовые власти приняли решение ее остудить, вот и остужают, а когда получат нужный результат, вновь запустят рост.

И еще один очень важный факт: по итогам первого полугодия 2010 года глобальный автопром значительно вырос и по объемам продаж (а кое-кто и по прибыли) достиг докризисного уровня, причем рост продаж оказался выше прогнозов. Здорово сработали программы «авто взамен на драндулеты», согласитесь!

Пул прогнозистов. В прогнозе на июль аналитики нашего пула были почти едины (исключение — «Олма») лишь в одном — что рубль будет укрепляться по отношению к доллару. И этот прогноз подтвердился с наибольшей точностью. По динамике остальных показателей мнения участников пула расходились: группу оптимистов представляла ИФК «Солид» (индекс ММВБ и цена на нефть — плюс 10%), а группу пессимистов, как и раньше, — «ITinvest-Проспект» (индекс ММВБ и нефть — минус 9%).

По факту фондовые индексы ММВБ и Доу-Джонса прибавили в июле примерно на 7%, нефть выросла на 5%, доллар и золото подешевели  на 3,5 и 4,5% соответственно. Соответственно, оптимисты в выигрыше, а пессимисты — в проигрыше. Наиболее точный прогноз на июль по совокупности показателей — у «Открытия», за ним следуют БКС, «Солид» и «Алор». По сумме трех последних месячных прогнозов лидерство делят «Солид» и БКС («Солид» на протяжении уже четырех месяцев подряд входит в тройку наиболее точных прогнозистов), на ступень ниже — «Алор». Благодаря точному прогнозу на июль «Открытие» вошло в четверку лидеров по сумме трех месячных прогнозов, вытеснив «ITinvest-Проспект».

Среднее время в пути увеличилось на 2 проц. пункта.

Поток людей в супермаркетах не изменился.

Количество квартир в аренду выросло на 1,5 проц. пункта.

Число вакансий выросло на 1,5 проц. пункта.

Стоимость корзины снизилась на 0,2%.

Активность в блогах выросла на 2%.

О методике построения индикаторов можно почитать здесь.

Комментировать Всего 10 комментариев

Александр Романихин Комментарий удален

Ты, Саш, иной раз как скажешь, так словно рублем одаришь 

Андрей, подъем реально осушается - клиенты идут, причем не на кратковременные такические проекты, а на стратегию)

Вить, поподробнее, плз!

Куда иду? Какого рода клиенты?

У тебя какой-то консалтинг, или PR?

у меня маркетинговый консалтинг, и пиар, и всякие другие маркетинговые штуки (типа digital communications).

Что происходило за последние апру лет:

2008 - клиенты массово уходили, как иностранные, так и российские. Забавно, что из иностранных остались два японца (банк и IT-компания). Некоторые уходили с рынка, два обанкротились

2009 и первая половина 2010 - мелкие проекты, как правило, поддержка продаж. Много было мозго**ов:  напишите стратегию... нет, перепишите, ну мы подумаем... нет еще напишите рабочий план подробный... несколько клиентов"ушли не заплатив"... 

с марта-апреля  пошли реальные клиенты, на ретейнер (абонентское обслуживание) и крупные проекты. Стали платить за разработку стратегии маркетинга, не только за quick and dirty поддержку продаж. Появились инвестиционные проекты - запуски чего-то нового. То есть пошла "нормальная" работа. multinationals стали покупать больше консалтинга,  тренинги, мероприятия. Наши - медленнеи по-прежнему с мозго**ством... но есть крупные закази и от наших

В основном - сфера обслуживания, услуги, торговля, развлечения. "Происзводство средств производства" спит (или не идет ко мне)))

Вот так примерно.

Европу хоронить рано - факт.

Интересно посмотреть, с чем у нас связан рост, вернулось ли конечное потребление на докризисный уровень, что строят?

В том бизнесе, где я работаю сейчас (ивенты), спад практически не заметен. Разница чувствуется по отдельным компаниям. Условно говоря - Базэл раньше тратил на что-то Х, а сейчас 80% от Х, но какая-нибудь Роснано ничуть меньше тратить не стала.

Рост сейчас практически фронтальный -- по всем отраслям

Потребление не восстановилось -- народ пока еще жмет денежки, но темпы восстановления высокие.

Эту реплику поддерживают: Михаил Авилов

По итогам полугодия в среднем (розница,услуги) ситуация несколько лучше чем тот же период прошлого года,во всяком случае можно говорить о небольшой,но положительной рентабельности.Но в целом,уменьшилась "сумма чека",клиентская база не расширилась и не обновилась,скорее вернулись "отложенные деньги" с прошлого года.Но,как справедливо отметил Виктор Майклсон,уменьшилось количество мо**бов,которые просчитывали и пересчитывали свои проекты,высасывали мозг и пропадали.Хотя "клиентский вампиризм" наблюдается в любые времена.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Интересно.

Из-за жары по выходным стал ездить по всяким ТРЦ типа Меги - народу страшное количество, в магазинах совсем не пусто и на кассах, в том числе. Будет любопытно посмотреть данные июля-августа. Думаю розница за счет Центральной России значительно поправит свои дела.

Александр Романихин Комментарий удален

Шмарову и Романихину - спасибо за дельные данные.

Польщен, конечно, но замечу, что доклад МВФ откровенно плохой. Лучший источник -- материалы ЦМАКП