«Люди встречаются в архитектуре» — так в этом году звучит тема биеннале, предложенная главным куратором Кадзуо Седзима.

Подробности готовящихся выставок в национальных павильонах всегда держатся в секрете до последнего — тут важен эффект неожиданности. Поэтому, ориентируясь только на список участников и на программу, сложно что-либо сказать. Тем не менее, как говорит Григорий Ревзин, есть традиционно интересные павильоны: «Япония — эти всегда эстеты. Англия выставляет нечто под именем “Вилла Франкенштейн” — а английские выставки обычно супер. Я люблю израильские выставки, они концептуальные. В этот раз — исследование о кибуцах. Американцы всегда не очень, а тут вообще воркшоп. Зато интересно, что покажет Бельгия — они в прошлый раз готовились к реконструкции павильона, посмотрим, что у них вышло. Куратор французского павильона — Доменик Перро, это его проект Мариинки мы в прошлом году похоронили. А куратор австрийского павильона — американец Эрик Мосс, его проект Мариинки как раз похоронил Перро. Так что на биеннале сошлись два мариинских неудачника. Причем, что делает Эрик в Австрии — загадка. Интересно увидеть разгадку».

Еще одна загадка биеннале — это экспозиция Арсенала, главной выставочной площадки. Там по традиции демонстрируется проект самого куратора биеннале на заданную им тему и работы лично приглашенных им архитекторов.

Как говорит Ревзин, это самое важное: «Национальные павильоны — это довесок к Арсеналу, кураторское послание здесь».

Россия в этом году выступает с проектом «Фабрика «Россия», который должен на примере Вышнего Волочка показать, как реанимировать пришедшие в упадок провинциальные российские города. Проект курируют члены клуба Сергей Чобан и Григорий Ревзин, а также заместитель министра культуры Павел Хорошилов. Вышний Волочек был выбран за свое расположение — на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом. В городе отобрали пять заброшенных объектов — четыре фабрики и ряд домов в центре — и пригласили специалистов разработать проекты возрождения этих построек. Среди приглашенных архитекторы из Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе член клуба «Сноб» Сергей Скуратов, а также модельер Алена Ахмадуллина. Она придумала концепцию музейно-выставочного центра, посвященного моде и истории костюма, который должен разместиться на мосту, соединяющем производственную и торговую части одного из пяти объектов — текстильной фабрики.

«За последние 40–50 лет сеть крупных городов-миллионников настолько усилилась и настолько возвысилась над пропадающей на их фоне провинцией, что это стало серьезной проблемой. Но поскольку небольшие города когда-то были центрами общественной жизни, они до сих пор сохранили интересные, хотя и полуразрушенные произведения архитектуры, в том числе индустриальной. Мы думаем, что на их базе можно начать возрождение этих городов», — говорит Сергей Чобан.

«Фабрика «Россия» — не единственный русский участник Венецианской биеннале. Юрий Аввакумов и Любовь Шакс привезли в Венецию выставку, посвященную памяти покойного директора Музея архитектуры Давида Саркисяна. Как и многие павильоны, в том числе российский, ее открывают для прессы сегодня, 26 августа.

Сегодня же состоится презентация нового московского образовательного проекта — Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Его представят члены попечительского совета института Александр Мамут и Илья Осколков-Ценципер, а также Рем Колхас, составивший для «Стрелки» программу обучения этого года (он, кстати, в этом году получит Золотого льва за заслуги в архитектуре).

В первый день предпросмотра, перебегая с одного открытия на другое, мы будем вести из Венеции подробный online-репортаж.

Продолжение следует