«Край» Алексея Учителя выдвинут на «Оскара»

Вчера Российский Оскаровский комитет сообщил, что в этом году от страны на «Оскара» будет выдвинут фильм Алексея Учителя «Край». Участники проекта «Сноб» член Оскаровского комитета Кирилл Разлогов и киновед Даниил Дондурей прокомментировали этот выбор

Фрагмент постера к фильму «Край»
Фрагмент постера к фильму «Край»
+T -
Поделиться:

Выдвижение национальными комитетами фильма на премию «Оскар» в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» — первая стадия отбора, не имеющая отношения к выбору американских киноакадемиков. Их вердикт будет известен только 25 января 2011 года.

В состав российского комитета под председательством оскаровского лауреата Владимира Меньшова входят Людмила Савельева, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Андрей Кончаловский, Кирилл Разлогов и другие.

Одним из четырех финалистов было и «Предстояние» Никиты Михалкова, но он отказался от выдвижения, мотивируя это тем, что не хочет выставлять первую часть дилогии, хотя в случае с Каннским фестивалем это соображение его не остановило.

Алексей Учитель уже выдвигался Россией на «Оскара» 10 лет назад с фильмом «Дневник его жены». Его новый фильм «Край» с Владимиром Машковым в роли машиниста паровоза «Густав» выходит в прокат 23 сентября. Об этом фильме Алексей Учитель подробно рассказал проекту «Сноб» здесь.

Кирилл Разлогов: В финал нашего отбора вышли четыре картины: «Одна война» Глаголевой, «Как я провел этим летом» Попогребского, которая получила приз в Берлине, «Царь» Павла Лунгина и собственно «Край».

Мы думали выдвигать «Утомленные солнцем — 2», но поскольку это, по сути, половина картины, возможно, мы выдвинем ее уже целиком, когда будет закончена вторая часть.

Нет ничего странного в том, что «Край» не отобрали в Венецию. Это картина скорее для американской, нежели для европейской аудитории. Хотя «Оскар» давал премии самым разным лентам, и сложно сказать, какими именно качествами должен обладать фильм, чтобы получить статуэтку. Тем не менее понятно, что для американской аудитории имеет значение, когда видно, что на картину потрачены приличные деньги и использованы они профессионально, нужны эффектные эпизоды (в данном случае это гонки на паровозах), антураж (здесь это тайга), хорошие актерские работы, международная проблематика — и по этим параметрам «Край» победил с большим отрывом.

Даниил Дондурей: Остальные лидеры этого года — и «Овсянки», и «Как я провел этим летом», и «Перемирие» — это метафорическое кино. Это маленькие новеллы, очень изящные, печальные, поэтически сложные. Это другой тип фильмов, не имеющий прямого отношения к советской традиции, единственно важной для нашей национальной академии, которая полностью контролируется Союзом кинематографистов.

Кажется, Учитель еще и официальный член правления союза, то есть в концепции «свои — чужие» он принадлежит к группе «своих». Это все тоже очень важно. Он человек одаренный, заслуженный, наверное, обиженный тем, что большие фестивали эту картину не взяли. «Край» поехал только в Торонто, где фестиваль скорее коммерческий. Кроме того, продюсер фильма — один из выдающихся представителей не только телевидения, но и кино Константин Львович Эрнст, монополист и большой политический деятель.

Фильм Михалкова, видимо, представят в следующем году, когда выйдет вторая часть дилогии «Цитадель». Фильм «Поп» другого представителя «своих» Хотиненко провалился. Поэтому самым естественным и совершенно ожидаемым было выдвижение «Края». И качество этого фильма, ка к, впрочем, и всегда в таких случаях, при выборе имело второстепенное значение.

Наконец, «Край» — это точное попадание в представления американских академиков. Эти шесть тысяч человек — в основном пожилые люди, воспитанные на американском кинематографе, у них авторское кино не проходит. Им как раз фильм Учителя может понравиться.

Комментировать Всего 5 комментариев

Очень рад за Алексея Учителя.

Машкова люблю как артиста, а к Учителю после "Дневника его жены" испытываю стойкое желание выражать почтение и уважение, то есть, говоря простым древнерусским языком, испытываю пиетет.

Трейлер завораживает.

Лично меня, ужасно интригует этот проект именно своей голливудскостью. Я думаю, что для режиссера, который снял "Дневник его жены" или "Манию Жизели" это был более чем осмысленный шаг. Он не мог не понимать риска и возможных обвинений в потакании народному вкусу, но все равно решился воспользоваться именно этим языком. Картины еще не видел, а потому совершенно не готов присоединяться к скептикам, которые кричат, "мы его теряем"...

Илья, я тоже картины еще не видел, но то что пойду смотреть ее на большой экран, как только выйдет в прокат, это однозначно.

Мне кажется Учителю должно быть глубоко наплевать на возможные обвинения, если я правильно понимаю его степень свободы.

Рисковать и пробовать новые формы - святая обязанность большого художника, каким Учитель безусловно является.  Главное чтоб там по ритму все было хорошо.))

А какую форму он там будет использовать - голливудскую, китч, новорусскую или новодатскую)), для меня неважно. Главное чтобы вещь получилась завораживающая и сильная.

и Машкова, к тому же, в Голливуде уже знают)

держу кулачки за два брутальных фильма Попогребского и Учителя 

Эту реплику поддерживают: Збышек Стоцкий, Игорь Подлевских

Я очень давно ушел из оскаровского комитета. Я не принимаю участие в нем уже два года, если не три. Это самое большое misunderstanding. Я уже написал заявление два года назад и год назад, но я не опубликовывал их в прессе, поэтому до сих пор пишут, что я там состою. Это связано с тем, что, во-первых, я очень занят и не хочу тратить свое время на обсуждение: как правило, очень часто мои мнения не совпадают с мнением большинства. И, во-вторых, потому что я считаю, что комитет по «Оскару» должен быть составлен с представительством всех гильдий. В комитет вошли достаточно убедительные люди, но мнение гильдий не учитывается. Я считаю, что это неправильно. На мой взгляд, в оскаровский комитет должны входить, во-первых, председатели всех гильдий, а также представители от каждой — от операторов, от артистов, от режиссеров, от продюсеров, от художников… Тогда он будет выражать мнение действительно кинематографической общественности. Сегодня там большинство очень уважаемых режиссеров, но нет, например, представителя Академии «Ника», что, я считаю, не совсем нормально отражает пейзаж российского кинематографа.