Выдвижение национальными комитетами фильма на премию «Оскар» в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» — первая стадия отбора, не имеющая отношения к выбору американских киноакадемиков. Их вердикт будет известен только 25 января 2011 года.

В состав российского комитета под председательством оскаровского лауреата Владимира Меньшова входят Людмила Савельева, Никита Михалков, Карен Шахназаров, Андрей Кончаловский, Кирилл Разлогов и другие.

Одним из четырех финалистов было и «Предстояние» Никиты Михалкова, но он отказался от выдвижения, мотивируя это тем, что не хочет выставлять первую часть дилогии, хотя в случае с Каннским фестивалем это соображение его не остановило.

Алексей Учитель уже выдвигался Россией на «Оскара» 10 лет назад с фильмом «Дневник его жены». Его новый фильм «Край» с Владимиром Машковым в роли машиниста паровоза «Густав» выходит в прокат 23 сентября. Об этом фильме Алексей Учитель подробно рассказал проекту «Сноб» здесь.

Кирилл Разлогов: В финал нашего отбора вышли четыре картины: «Одна война» Глаголевой, «Как я провел этим летом» Попогребского, которая получила приз в Берлине, «Царь» Павла Лунгина и собственно «Край».

Мы думали выдвигать «Утомленные солнцем — 2», но поскольку это, по сути, половина картины, возможно, мы выдвинем ее уже целиком, когда будет закончена вторая часть.

Нет ничего странного в том, что «Край» не отобрали в Венецию. Это картина скорее для американской, нежели для европейской аудитории. Хотя «Оскар» давал премии самым разным лентам, и сложно сказать, какими именно качествами должен обладать фильм, чтобы получить статуэтку. Тем не менее понятно, что для американской аудитории имеет значение, когда видно, что на картину потрачены приличные деньги и использованы они профессионально, нужны эффектные эпизоды (в данном случае это гонки на паровозах), антураж (здесь это тайга), хорошие актерские работы, международная проблематика — и по этим параметрам «Край» победил с большим отрывом.

Даниил Дондурей: Остальные лидеры этого года — и «Овсянки», и «Как я провел этим летом», и «Перемирие» — это метафорическое кино. Это маленькие новеллы, очень изящные, печальные, поэтически сложные. Это другой тип фильмов, не имеющий прямого отношения к советской традиции, единственно важной для нашей национальной академии, которая полностью контролируется Союзом кинематографистов.

Кажется, Учитель еще и официальный член правления союза, то есть в концепции «свои — чужие» он принадлежит к группе «своих». Это все тоже очень важно. Он человек одаренный, заслуженный, наверное, обиженный тем, что большие фестивали эту картину не взяли. «Край» поехал только в Торонто, где фестиваль скорее коммерческий. Кроме того, продюсер фильма — один из выдающихся представителей не только телевидения, но и кино Константин Львович Эрнст, монополист и большой политический деятель.

Фильм Михалкова, видимо, представят в следующем году, когда выйдет вторая часть дилогии «Цитадель». Фильм «Поп» другого представителя «своих» Хотиненко провалился. Поэтому самым естественным и совершенно ожидаемым было выдвижение «Края». И качество этого фильма, ка к, впрочем, и всегда в таких случаях, при выборе имело второстепенное значение.

Наконец, «Край» — это точное попадание в представления американских академиков. Эти шесть тысяч человек — в основном пожилые люди, воспитанные на американском кинематографе, у них авторское кино не проходит. Им как раз фильм Учителя может понравиться.