Начнем с золота. Желтый металл, над которым в середине 1990-х годов откровенно потешались экономисты, уверяя нас, что он останется в развитой рыночной экономике разве что в форме колец на пальцах молодоженов и фикс во рту уголовников, упрямо лезет вверх. Цена золота удвоилась за два года и сегодня почти достигла отметки в 1400 долларов за унцию.

Обычно золото дорожает по одной из двух причин. Во-первых, в ожидании инфляционного скачка, поскольку, как любой «реальный» актив, оно оберегает инвестора от обесценивания бумажных денег. Во-вторых, золото — альтернатива доллару. Если в результате ударной работы печатного станка ФРС американская валюта накроется медным тазом, то есть если рухнет основанная на долларе международная финансовая система, то золото вновь может быть использовано как международная валюта.

Однако если мы ожидаем взрыва инфляции, то почему процентные ставки так низки? Облигация казначейства США со сроком погашения в 30 лет платит менее 4%. А ликвидный 10-летний Т-бонд и вовсе 2,5%. Когда в апреле Россия выпустила свои долларовые еврооблигации, ставка около 5,1% на 10 лет выглядела для эмитента крайне низкой. Сегодня проценты на эту облигацию упали до 4,3%.

Глядя на рынок государственных ценных бумаг ведущих стран мира и многих развивающихся, трудно избавиться от мысли, что мир ждет не рост цен, а скорее их падение. Но тогда и золото должно падать в цене.

Теперь посмотрим на доллар, чей закат якобы уже не за горами. Как показал кризис 2008 года, а также паника на греческом рынке прошлой весной, как только в мире увеличивается степень риска, инвесторы бросаются покупать доллары. При всех экономических и политических проблемах Америки доллар остается как ключевой валютой международной финансовой системы, так и тихой гаванью.

Хорошо, решает наш осторожный инвестор. Если в экономике все неплохо и рост цен на золото можно игнорировать, тогда имеет смысл покупать акции. Рынок акций теперь на подъеме. Индекс Dow Jones, в который входят 30 крупнейших голубых фишек США, перевалил за 11 000 и скоро, похоже, дойдет до уровня августа 2008 года, до банкротства Lehman Brothers. При этом все показатели, определяющие цены акций, а именно рост корпоративной прибыли и состояние балансовых счетов, подтверждают: Уолл-стрит в полном здравии. Прекрасные показатели и на большинстве мировых рынков, включая и Россию. Цены на российских рынках акций последний год застопорились, но не надо забывать, что между мартом и октябрем прошлого года индекс RTS вырос в три раза. Финансовые аналитики, инвестиционные советники и менеджеры пенсионных фондов, с которыми мне приходится общаться по работе, не устают уверять меня, что нужно скорее покупать акции. Иначе можно упустить подъем на рынке. Но если взглянуть на тот же рынок облигаций, то моментально становится ясно, что картина не такая уж радужная. Если повсеместный рост цен на рынках акций предвосхищает бурный рост мировой экономики в ближайшие годы, тогда цены на рынке гособлигаций должны здорово упасть, а проценты, наоборот, подскочить. Если же верить рынку облигаций, то получается, что подъем на рынке акций обманчив. Это пузырь, который должен скоро лопнуть.

Можно, конечно, в инвестиционном портфеле держать равный процент капитала в акциях и облигациях, но если вернется серьезная инфляция, то есть шанс, что оба рынка рухнут одновременно. А золото может уже больше не подскочить. Просто сегодня цены на все три актива: на облигации, акции и золото — стоят очень высоко и имеют намного больше шансов упасть, чем еще больше вырасти. Цены на финансовых рынках, фьючерсные контракты на золото и ресурсы и курсы валют сегодня как никогда летучие. Рыночные колебания — мера риска на рынках. Чем больше амплитуда колебаний, тем выше риск. Вопрос, что покупать: финансовые активы, золото, прочие ресурсы, в Европе, США или еще где-то, — упирается в тот факт, что все эти инвестиции сегодня крайне рискованные. Цены на недвижимость, с другой стороны, во многих странах упали и упрямо не растут. Если поднимется инфляция или вернется быстрый экономический рост, то спрос на землю и дома тоже вырастет. Но и тут проблемы. В США, например, потребуется более восьми лет, чтобы продать все пустующие дома и очистить рынок недвижимости от излишних запасов. И если будет новый виток кризиса, продать неликвидную недвижимость может оказаться очень сложно. Еще в запасе остается старый проверенный ход — хранить деньги в банке. До феноменального роста и развития мировых финансовых рынков в последние два десятилетия большинство состоятельных людей так и делало. Но мировая банковская система в кризисе, и далеко не факт, что кризис, который чуть не подкосил ее два года назад, не разразится вновь. Конечно, в большинстве развитых стран вклады защищены разного рода страховками, которые либо прямо, либо косвенно гарантирует государство. Однако государства тоже погрязли в долгах, и кто знает, выплатят ли они страховку вкладчикам, если банковский кризис будет очень тяжелым, и, самое главное, когда выплатят? Так что остается состоятельным людям ворочаться в своих мягких постелях и ломать голову, как им сохранить свое состояние. Возможно, что сегодня и правда тот редкий в истории момент, когда лучше уж быть бедным.