Эдуард Бояков 
прочитал лекцию и показал спектакль в Екатеринбурге

В Екатеринбурге в рамках программы «"Сноб" в городах России» художественный руководитель театра «Практика» Эдуард Бояков прочитал лекцию «Искусство как антиполитика» и показал спектакль «Человек.doc. Олег Кулик». Публика поначалу недоумевала, а потом горячо обсуждала увиденное

Фото: Дарья Зведенинова
Фото: Дарья Зведенинова
+T -
Поделиться:

Небольшой зал Дома актера в Екатеринбурге чем-то напоминает музей Бахрушина в Москве. Два этажа, тесная лестница, на стенах портреты русских артистов времен советской эпохи, длинная кишка зала и бархатные стулья. За 15 минут до начала лекции Боякова в зале сидит седовласая сотрудница Дома актера и громко рассказывает коллеге: «Я тут почитала французские пьесы. Это катастрофа. Ничего не изменилось с 90-х. Как шарманщики по кругу. И вроде характеры есть, и драматургия, и искусство, но все одно — заказ на развлечения». Эта дама, по сути, была одной из немногих, кто с самого начала понял, что название лекции «Искусство как антиполитика» — не более чем провокация. Большая часть остальных слушателей — молодые люди, выпускники или студенты последних курсов театральных или искусствоведческих вузов, — ожидали совсем иного.

Бояков выходит на сцену и начинает говорить. Речь его, казалось бы, стройная, но вся построенная на языковой игре, а потому быстро запутывает слушателей: «Политика — это ложь. Искусство как чистая и честная энергия, казалось бы, должно быть свободным от политики. Но в слове "искусство" морфема та же, что и в слове "искусственный". То есть фактически искусство — в том числе инструмент по обслуживанию политики. И вот проблема обслуживания: в нашей стране нет идеологии, поэтому мы с одинаковым рвением обслуживаем советский реализм и современное искусство, не понимая, в какой точке находимся сами».

Сзади меня сидит девочка, которая собиралась записывать лекцию, но сейчас она шепчет подруге: «Что писать?» В конечном итоге становится понятно, что наш лектор сделал немыслимый полемический кульбит: он сначала привел публику в темный глухой лес, заманивая в самую чащу, жонглируя словами, терминами, приводя противоречивые примеры, а потом показал четкую и стройную таблицу, придуманную Владимиром Мартыновым.

Таблица эта опубликована в книге «Opus Posth, или Рождение новой реальности». В ней отражено, что личность художника за последний век нивелировалась, а пространство для творчества вообще исчезло.

Комментируя таблицу и рассказывая о деградации творческих процессов, Бояков не призывает немедленно что-то делать, он призывает осознавать: «Если мы в состоянии увидеть и понять, где мы находимся, то мы уже не в этой системе, а в какой-то иной». Тем не менее формула творческого счастья есть: главное, по мнению Боякова, — это чистота души, помыслов, поступков, кристальная честность с самим собой.

После лекции мы со слушателями стоим на улице, ждем начала спектакля, делимся впечатлениями. Философы и историки обсуждают фактические ошибки: «Это было не в 70-х, а на минуточку в 30-х». Один историк разочарован несоответствием темы лекции и сутью: «Он считает, что политика и искусство должны быть в связке. А меня это не устраивает». А художник, расписывающий иконы, доволен: «Да я все понял, о чем он говорил: и про чистую совесть, и про жизнь праведную, все это мне вообще очень созвучно».

Бояков, отвечая на эту претензию, говорит: «Да, это была уловка, языковая манипуляция. Конечно, настоящий художник по другую сторону от политики, но это не значит, что он к ней не имеет никакого отношения. Он всегда должен быть в оппозиции — и это главный творческий импульс творца и его гражданская позиция. Давайте думать о душе, не идти на сделку с совестью. И если вас больше устраивает карамельный глянец, то мне в таком случае ближе Михалков, который на каждом углу и в каждом фильме пытается исследовать душу человека».

После лекции начинается «Человек.doc. Олег Кулик» — спектакль из большого цикла «Человек.doc». Идея проекта в том, что были взяты 10 человек, которые, по мнению Боякова, определяют вектор развития культуры в XX и XXI веке. С этими людьми были проведены глубокие интервью, которые потом были переведены в пьесы.

Играют в моноспектаклях сами герои. И по идее в «Олеге Кулике» на сцене должен был появиться сам Кулик. Однако это единственный спектакль, где героя играет актер Антон Кукушкин. Почему? Ответ в самом конце спектакля («Я сейчас абсолютно спокоен, я знаю, чем я должен заниматься, и мне не нужно и не важно играть самого себя»), но уже в середине зрители забывают об этом вопросе и жадно внимают истории, рассказанной Куликом.

В конце гости расходятся, в гардеробе и на улице обсуждают спектакль и лекцию, спорят о сути тезисов, представленных Бояковым и Куликом.

Сходятся во мнении, что было «мощно».

Подготовила Ксения Чудинова

Комментировать Всего 8 комментариев

Уважаемый, Эдуард, я всегда с большим интересом воспринимаю работы Олега,

но после знакомства с Вашей замечательной лекцией, - простите великодушно,

не совсем Вас понимаю: "посвятить искусство не политике, а духовности" или,

с сюрреалистической точки зрения: "отдать кесарево не кесарю, а Богу" -

это и есть главная идея художника?

Мне кажется, что история искусства - это часть истории, а политика - это история

сегодня - история Сего Дня. Секуляризация политики и искусства -  чисто

семантическое упрощение этого прекрасного многомерного мира.

Также, я не согласен, что "духовность" не в моде. Вспомните (давно уже

популярное в Калифорнии) течение в религиозном искусстве - "Нью Эйдж".

В начале второго тысячелетия: от фотореализма до абстракционизма, акционизма

и т.д. - ни одно из течений прошлого не умерло. Просто сегодня ВСЕ ТЕЧЕНИЯ

активно сосуществуют В ОДНОМ ОКЕАНЕ будущего.

Правильно ли понять, что до "сейчас" Олег Кулик не был абсолютно спокоен и не  знал, чем должен заниматься? И поэтому играл самого себя?

По-моему автор заметки слишком уж увлекся приемами г-на Боякова и завел читателей в глушь, но так и не вывел нас оттуда. Кажется, что вопрос "что писать" мучал не одну девочку.

Любовь, спасибо за Вашу критику! Это очень ценно, честное слово. Пожалуй, действительно, стилизация сыграла злую шутку со мной)

Что касается Кулика, то мне очень не хотелось рецензировать спектакль и пересказывать его. Но если вкратце, то да: до сегодняшнего этапа жизни Кулик был очень беспокоен и постоянно находился в состоянии поиска самого себя. Когда нашел, почувствовал, что надо дистанцироваться.

Вот что и вызывает недоумение -  в какую пору Кулик "пределяют вектор развития культуры в XX и XXI веке"? Логично предположить, что в пору "беспокойства", не так ли? Отчего же у него возникло желание дистанцироваться?  И где он смейчас нашел себя? That is a question, на самом деле.

Удачи Вам  в вашем нелегком труде!

Отличные вопросы)!

Сходите на Кулика, не пожалеете. Правда, талантливейшая работа: очень пронзительная, хватающая прямо за голову и душу.

Проект "Человек.Док" это, хочу заметить, совместный проект Театра "Мастерская", театра "Практика" и пермского театра "Сцена-молот".

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

И это прекрасный проект, Варя, невероятно интересный и волнующий! Спасибо вам всем за него! С нетерпением ждем премьер!

Ксения Чудинова Комментарий удален

Приглашаем вас на спектакли проекта документального театра "Человек.doc" /10 историй о культурных героях современности, написанных драматургами по итогам интервью с ними, и сыгранными на сцене самими героями.

Проект - копродукция Театра "Мастерская", театра "Практика" и театра "Сцена-молот" (Пермь).

Александр Гельман, Владимир Мартынов, Александр Петлюра, Олег Кулик, Ольга Дарфи, Бронислав Виногродский, Олег Генисаретский, Андрей Родионов, Гермес Зайготт, Смоки Мо.

Будьте, пожалуйста, внимательны - часть спектаклей пройдет в "Практике", часть - в "Мастерской". В обоих театрах залы очень небольшие, если хотите попасть - покупайте билеты заранее.

Расписание премьерных спектаклей:

16/11 (19:00). Олег Генисаретский. Внутренняя одиссея.(автор Герман Греков) Театр и клуб "Мастерская"

16/11 (22:00). Олег Кулик. Игра на барабанах.(текст Евгений Казачков, реж. Эдуард Бояков, Светлана Иванова. Исполняет Антон Кукушкин) Театр "Практика"

17/11 (22:00). Смоки Мо. Круги на полях.(автор Юрий Муравицкий) Театр "Практика"

18/11 (22.00). Александр Гельман.(реж. Эдуард Бояков, Виктор Алферов) Театр "Практика"

19/11 (20:00). Гермес Зайготт. Удивительное путешествие Гермеса Зайготта в Америку, рассказанное им самим.(текст Владимир Забалуев, реж. Юрий Муравицкий) Театр и клуб "Мастерская"

20/11 (20.00). Бронислав Виногродский. Исцеление переводом.(текст Евгений Казачков) Театр и клуб "Мастерская"

23/11 (20:00). Андрей Родионов. Красилка поэта Андрея Родионова.(автор Борис Павлович) Театр и клуб "Мастерская"

26/11 (20:00). Александр Петлюра. Театр-хуятр на славянский, блядь, манер.(текст Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, реж. Владимир Агеев) Театр и клуб "Мастерская"

27/11 (20:00). Ольга Дарфи. Смутный объект разведки или чистая вата.(текст Ольга Дарфи, реж. Руслан Маликов) Театр и клуб "Мастерская"

28/11 (21:00). Владимир Мартынов. В конце было слово...(текст Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, реж. Эдуард Бояков) Театр "Практика"

БИЛЕТЫ 544 5545

"Мастерская": Театральный проезд, дом 3, строение3, ТЕЛЕФОН 6256836  www.mstrsk.ru     http://www.praktikatheatre.ru/CommonPage/Index/human-doc

Аккредитация прессы, фото- и видео-материалы: press@praktikatheatre.ru (тел. 258 55 66)