/ Москва

Участники проекта «Сноб» разобрали «Золотых орлов»

Только что на «Мосфильме» завершилась церемония вручения премии «Золотой орел», проходившая уже в девятый раз. Лучшим фильмом прошлого года академия назвала «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
+T -
Поделиться:

Мы поздравляем лауреатов, и в их числе — многих участников проекта «Сноб»: Алексея Учителя, получившего приз за лучшую режиссерскую работу в фильме «Край»; Владимира Машкова, награжденного за этот же фильм в номинации «Лучшая мужскую роль»; Сергея Урсуляка, чей фильм «Исаев» был признан лучшим телевизионным сериалом; Мэри Назари, продюсера «Овсянок», за которые Виктору Сухорукову присудили «Лучшую мужскую роль второго плана».

Комментировать Всего 8 комментариев

Все награды были очень справедливо распределены, и мы рады, что получили среди достойных приз за мужскую роль второго плана, но для меня был один сложный момент. Приз за лучший фильм вручал легендарный режиссер Резо Чхеидзе, снявший, в частности, фильм «Отец солдата». Он поднялся на сцену медленно, опираясь на палочку и на своего молодого помощника, подошел к микрофону и сказал, что еще вчера был в Тбилиси, где +15, а теперь прилетел в Москву, где -15, но тепло московских людей его согревает не меньше, чем тепло родного города. А потом он открыл конверт и прочел, что выиграл фильм «Как я провел этим летом».

И это для меня был очень сложный и трогательный момент, хотелось бы просто побыть с Чхеидзе на сцене — оказаться на сцене рядом с этим человеком, получить приз от него было бы так замечательно. Но в этом году все было справедливо, хотя так бывает не всегда. И, что было важно, люди активно и тепло приветствовали своих конкурентов — была видна цеховая солидарность. Все начинали аплодировать, только услышав первые звуки названия фильма или имени, а церемония была быстрая, не затянутая и в хорошем смысле цеховая. И теперь впереди у нас «Ника».

Если говорить о том, каков тренд «Золотого орла», то шорт-лист вызвал у меня ощущение, что либо академики не все смотрят, либо им лень думать. Призы разошлись комплиментарно, мягко, как-то всем понемножечку. В итоге вырисовалось три лидера: «Край», «Как я провел этим летом» и «Овсянки». Все фильмы уважаемые и замечательные, но в этом контексте не хватает двух-трех названий. Я, прямо скажем, слегка обалдела, когда увидела финал забега, потому что, хотя в этом году не было очевидного лидера, я могу назвать еще много интересных фильмов, которые вообще как будто прошли мимо. Удивительная история, что ни в одной номинации не оказалось фильма «Кочегар». Он должен был оказаться хотя бы в режиссерской номинации, на мой взгляд, потому что это прямо своеобразный мастер-класс. Как может быть, что фильм, который получил первый приз Гильдии кинокритиков – «Белого слона», здесь не получил вообще ничего? Или, например, «Чужая» – довольно сильное кино. Это эффект пиара, который совершенно не связан ни с публичным успехом, ни с коммерческим результатом (что примерно одно и то же). Это не критика с моей стороны, я никого не призываю к ответу – просто это для меня загадка.

Эту реплику поддерживают: Игорь Подлевских

А как бы выглядел результат забега, если бы премии распределяли вы?

Сейчас нафантазируем! По моему мнению, «лучший фильм» был бы при всех раскладах «Кочегар», как самая цельная вещь. «Лучшую режиссуру» по сумме причин получил бы Попогребский. Это две главные номинации, так что либо «Кочегар» и «Как я провел», либо в обратном порядке. Дальше я бы сильно задумалась, что давать «Краю» (потому что ему все равно надо было бы непременно что-то дать) и куда засунуть «Чужую»: может, ей я дала бы «лучший сценарий». А «Краю» – еще одну «лучшую режиссуру», так бывает. И я дала бы две «лучших операторских работы» сразу – Костомарову, который получил, и Кричману, который не получил. «Лучшую женскую роль», разумеется, Оксане Фандере за «Про любоff», а «лучшую мужскую» – Феде. Потому что Федя Бондарчук наиграл в своей жизни характерных ролей выше крыши, ему даже делать для этого ничего не надо, это у него врожденное: он входит в кадр – и сразу смешно. Мне вообще очень нравится фильм «Про любоff», потому что он очень живой, и я знаю, что он пользуется успехом у народа – это видно и по DVD, и, к сожалению, по скачиваниям из интернета. Это фильм о современной жизни, каких никто у нас не умеет делать. У нас все время то фестивальное кино, то какая-нибудь мифологема глобальная, то еще что-нибудь, а вот фильма про повседневную жизнь ну никак не выходит – такой вот экстремизм, так вообще ни одна нация не живет, кроме нас.

Можно спорить по поводу звука, но я дала бы его «Овсянкам». Монтаж – тоже спорная история, я испытываю большое уважение к Марусе, которая смонтировала «Брестскую крепость» – я понимаю, что там была очень непростая работа, поэтому за комплекс работ надо было давать. А с другой стороны, и «Лето» и «Овсянки» смонтированы тоже очень весело.

А чем вы можете объяснить, что в этом году не было очевидного лидера?

Что такое очевидный лидер? Это фильм, который все захотели посмотреть и посмотрели. Дальше начинаются рассуждения, как этот фильм был плох, мол, у публики дурной вкус, хотя ни разу так не было, между прочим – у публики нормальный вкус. А в прошлом году не было ни одной картины, которая перекрыла бы своими показателями «Дозор», «Роту» и «Адмирала». Есть четыре картины, которые собрали больше всех – одна, очень симпатичная и очень неожиданная – «О чем говорят мужчины», еще «Яйца судьбы» и что-то еще. Ни одного русского рекорда в прошлом году не было поставлено, ни один фильм публика не полюбила. В этой ситуации и наступает сложный выбор для академии, потому что тогда, кроме как посмотрев все, проголосовать нельзя. А академия, видимо, поленилась: шорт-лист был тенденциозно-пиарным. Вот фильму «Кочегар» не уделили внимания на выходе, не дали должного толчка, их не постарались объяснить публике – ну и все, до свидания.

Категорически согласен с Вами, Елена! Лучший фильм - "Кочегар". И он должен был ехать на "Оскар". А "Край" - безнадежный нафталин, пустой "большой стиль".

Елена Яцура Комментарий удален

Я рад, как и любой нормальный человек, которому дали премию. В академии «Золотого орла» сидят уважаемые люди, практически те же, что и в «Нике». К картинам, которые получили призы в других номинациях, я тоже отношусь с большим уважением. Но если честно, я настолько занят новой картиной (экранизацией романа Василия Гроссмана), что был не очень в курсе того, что происходит вокруг этой премии. По сути дела, врубился я только в последний день, когда уже нужно было ехать получать «Золотого орла», чего я, к сожалению, так и не смог сделать.