Книга Людмилы Петрушевской «Истории из моей собственной жизни» вышла только что, в мае 2009 года.

«Это автобиографический роман, хотя, строго говоря, книга составлена из разных вещей, некоторые из них уже были опубликованы. Это эссе, рассказы, воспоминания, — рассказала проекту «Сноб» редактор Людмилы Петрушевской в издательстве «Амфора» Антонина Балакина. — Это не просто рассказы о жизни, а ее кредо, во всех смыслах. Это ее отношение к литературе, к театру, актерам. Полное исследование жизни и творчества Людмилы Стефановны».

Выстроены «Истории из моей собственной жизни» хронологически — с самого детства Петрушевской до наших дней. В прошлом году у Петрушевской был юбилей, но книгу никак нельзя назвать подведением итогов. Просто пока что это — самое полное собрание историй о жизни автора. Кстати, за повесть «Маленькая девочка из "Метрополя"», вошедшую в эту книгу, в 2008 году Петрушевской была присуждена Бунинская премия.

Проект «Сноб» публикует фрагменты и фотографии из книги. А вот что рассказывают об авторе несколько действующих лиц ее произведения.

Режиссер Роман Козак о Петрушевской:

«Знаете, был когда-то жанр социалистический реализм, вот Петрушевская — она родоначальник такого жанра, как социалистический абсурд. Она автор и певец социалистического абсурда, лучше нее я никого не знаю. Я сделал несколько спектаклей по ее пьесам, она никогда не участвовала в работе, но приходила на премьеры».

А вот что написано о спектакле «Чинзано», поставленном Козаком в «Историях из моей собственной жизни»:

«... Роман Козак поставил спектакль с актерами Игорем Золотовицким, Григорием Мануковым и Сергеем Земцовым.

Спектакль был превосходный. Актеры — молодые, красивые — пели и приплясывали. Это был настоящий праздник театра. Чего стоило одно нарезание колбасы на коленке или фокус с питьем из двух стаканов, вставленных один в другой! Зрители смеялись почти до конца. Потом замолкали.

Тем не менее, ребята сделали в тексте одиннадцать ошибок».

Главный режиссер театра «Ленком» Марк Захаров о том, как он ставил пьесу Петрушевской:

«Она может быть очень простой во взаимоотношениях, откровенной и честной. Она может быть ироничной. Может быть злой. Она непредсказуемая. Если бы мне сказали нарисовать портрет Петрушевской, я бы не смог. Это была ее первая пьеса: "Три девушки в голубом" — название, к которому я не сразу привык, а потом очень полюбил. Это был спектакль сплошных актерских удач. Я очень радуюсь, что "Три девушки в голубом" есть в моем послужном списке».

Петрушевская о пьесе для Марка Захарова:

«Театр прислал за мной микроавтобус, и я привезла домой детей и пьесу "Три девушки в голубом". И стала скрываться от Марка Анатольевича. Мне казалось, что пьеса не удалась.

Однажды я пришла из магазина, и мой добряк-муж виновато мне сказал: "Приезжал Марк, и я ему отдал пьесу".

Это было 1 апреля 1980 года».

Борис Акимов о том, как он со своей группой Inquisitorum записывал с Петрушевской альбом «Середина Большого Юлиуса»:

«Людмила Стефановна Петрушевская приходила ко мне домой, мы включали микрофон, подключали его к компьютеру, и она пела песни. Один раз она поразила нас тем, что взяла какую-то невероятную ноту, и казалось, что это не человек, а какая-то машина. Но при этом попала в тональность, с музыкальной точки зрения было все гениально.

И еще Людмила Стефановна готовила нам обеды. Приходила и готовила пиццу "по-петрушевски". Пицца делалась на основе двух армянских лавашей, а внутрь клалось какое-то дикое количество всего: помидоры, сыр, травки разные. С тех пор моя жена Оля иногда делает пиццу "по-петрушевски", дети сбегаются и кричат: "Пицца по-петрушевски, пицца по-петрушевски — это вкуснятина!"»

Эта же история в изложении Петрушевской:

«Начали записываться на квартире у потомка композитора Александрова (не того, который написал гимн), Бори Акимова, музыкального руководителя группы "Инквизиторум" по части компьютера. Одновременно он работает в журнале "Роллинг Стоун". Сначала, правда, была чистая импровизация, я распевала какие-то вокализы и даже издала некоторый длительный писк неожиданно для себя.

— Зашкалило, — довольно откликнулся от компьютера Боря Акимов. — Никто не поверит, все скажут, что это семплер.

— Жалко, что зашкалило, — сказала я. — Больше у меня так не получится.

— Ничего, — откликнулся Виктор, — все сделаем как надо.

<...> В тот же день я раз пять записала рэп "Май бой", и Боря с Виктором, по-моему, решили оставить все пять вариантов, наложили их друг на друга. Вообще большие мастера оказались! Все терпели, все принимали. Талантливая группа поддержки».

Людмила Петрушевская и The Inquisitorum — «Май Бой»

 

 

Николай Пророков, Татьяна Зарубина