Алексей Байер /

Умерла актриса Ия Саввина

Ия Саввина не училась на актрису. Она окончила журналистский факультет МГУ, а два года спустя, в 1960 году, снималась в главной роли в «Даме с собачкой» вместе с уже известным и популярным Алексеем Баталовым

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
Кадр из художественного фильма "Дама с собачкой". В роли Анны Сергеевны - артистка Ия Саввина, в роли Гурова - артист Алексей Баталов.
+T -
Поделиться:

Она была очень «русская» по типажу и много играла русской классики. А также честных, порядочных, простых женщин в советском кино, расцвет которого пришелся на начало ее карьеры. Она и сама была такая же, как ее героини: родилась и выросла в Воронежской области, в семье деревенского врача.

Но умела играть и мерзавок. Очень запоминающихся мерзавок, и не только потому, что отрицательные персонажи по определению ярче. В «Даме с собачкой», в свои 24 года, она была какой-то очень взрослой Анной Сергеевной — даже для героини позапрошлого века. Очень знающей Анной Сергеевной. Но самую большую аудиторию Ия Сергеевна завоевала тоненьким голоском за кадром — в роли Пятачка в детском мультике «Винни Пух».

В эти выходные мы будем смотреть фильмы с участием Ии Саввиной и обсуждать их в комментариях под этим текстом.

Комментировать Всего 5 комментариев

Пятачка она озвучивала со своим частым партнером Евгением Леоновым, который делал Винни Пуха. Как будто мультфильмы эти, особенно первый, с воздушным шариком и пчелами, под них рисовали. Винни Пух большой и пушистый, а ее Пятачок маленький, хрупкий и нежный, как сама Саввина. Но и стойкий, когда нужно, и глубоко лояльный в дружбе.

“Стрелять в шарик? Так ведь он же испортится?”

“Но если ты не выстрелишь, тогда испорчусь я.”

Эти советские Винни Пухи в сто раз тоньше и острее диснеевских.

Ия Сергеевна была ЧУДЕСНОЙ. Сложной, резкой, нежной, умной. Она была смесью филолога и актрисы (всё же в 1958 году журфак был СОВСЕМ не тем, чем сейчас или даже в 1980-1990е). Планка выше в разы :-)

Она вышла из студенческого театра МГУ - она его не забывала. Она была камертоном дружбы.

Она была красавицей и умницей. ДИВНОЙ актрисой во всех ролях.

Она показала пример того, как надо жить с членом семьи, который "не такой как все - другой".

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!!!!!

Гармонии и удачи (удачи-удачи-удачи) Сергею. Если у него и у Ии Сергеевны получилось - получится у других. Они - маяк.

Эту реплику поддерживают: Мария Шубина

"Частная жизнь" и "Дневник директора школы"

Вспомнила и пересмотрела два фильма с участием Ии Саввиной. Оба - советские, оба - хорошие, а хорошие фильмы получались тогда только на полутонах, на недосказанных фразах, на интонациях и отличной музыке на фоне. Смотреть их сейчас странно, но и оторваться нельзя. И из-за ностальгии, и из-за того, как играют актеры. И в "Дневнике директора школы", и в "Частной жизни" у Ии Саввиной - роли второго плана. Стервозная завуч, которой кажется преступлением либеральность директора и его склонность выделять одаренных учеников. Или жена большого красного директора, который неожиданно отправлен на пенсию - и куда его пристроить в доме, в котором привыкли, что его нет, никто не знает. И реальности такой уже нет в природе, и страсти, которыми живут герои, сейчас уже на другом языке, другими эмоциями живутся. Самое странное, что аристократическую по-советски жену и злого синего чулка Саввина играет почти одинаково - на этих самых советских полутонах и полуулыбках. Но при этом получаются совершенно разные женщины, а чужая уже почти реальность и через столько лет добирается до нас, только благодаря большим артистам. 

Эту реплику поддерживают: Алексей Байер, Irina Abarinova

Посмотрел два первых фильма Саввиной

"Даму с собачкой" и "Кроткую". Оба 1960 года, оба поставлены по русской литературе, в обоих она играет главную роль, совсем еще девочка без опыта в кино и почти без сценического опыта тоже, во всяком случае без серьезного. И получился огромный контраст.

Чеховская повесть блистательная, тонкая, нежная. Ее почти нереально экранизировать, потому что там все на полутонах, на недосказах, на репликах невпопад. Там очень много юмора, но нет никакой комедии. Трагидии тоже нет, впрочем, есть драма и растерянность. Фильм снят именитым режиссером, Хейфицом, но смотреть его невозможно. В нем все до невозможности скучно и бессмыслено, и Саввина никак не вырисовывается. Впрочем, Анна Сергеевна у Чехова на мой взгляд тоже "туманный" персонаж.

Рассказ Достоевского совершенно дурацкий, но фильм зато замечательный. Из обычной галиматьи Федор Михалыча сделана тесная, душная работа. Голые стены, окна без занавесок, маленький, ничтожный, разбитый мир, покалеченные судьбы, мелкие амбиции, большие страдания. Андрей Попов, которого я помню, возможно не очень справедливо, как главрежа официального Театра Советской Армии, прекрасный главный герой. Он делает даже бессмысленную мотивацию Достоевского более или менее понятной. Саввина против него тоже играет блистательно. Это совершенно ее роль. Там даже тот же Пятачок проглядывается. Но тем не менее "Кроткая" тут, это ироническое название. Эта женщина железная, со стержнем, крайне упрямая. Героиня скорее отрицательная. Честная, но честная по английскому выражению to a fault. Совершенно не умеющая, не способная прощать.

Разница тут в этих двух фильмах у Саввиной небо и земля. По моему это разница в партнере. Баталов красив и элегантен, но бессмыссленный Гуров. Гуров чуть скользкий персонаж, но Баталов слишком вороватый, с отвратительной полуулыбочкой. Он и к Анне Сергеевне нисходит, и к Саввиной. Попов же Саввину раскрывает, находит в ней глубину.

Эту реплику поддерживают: Мария Шубина, Liliana Loss