Древняя профессия учителя: интим не предлагать

Дистанция — главное педагогическое оружие, а сексуальная близость с учениками всегда была нелегитимной. Но когда мир захватила борьба с педофилией, хочется понять, какая на самом деле дистанция необходима, чтобы не оказаться в тюрьме за развращение несовершеннолетних, оставаясь при этом неравнодушным учителем

Иллюстрация: Сноб.Ру; материалы: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Сноб.Ру; материалы: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Американская школьная учительница Кристина Томас подала в суд на власти штата Миссури. Новый закон, который запрещает учителям френдить своих учеников в социальных сетях, по мнению Кристины, ограничивает ее права: теперь она не может френдить своих собственных детей, которые тоже являются ее учениками. Закон был принят в рамках кампании по борьбе с педофилией, и его задача — свести к нулю все неформальные контакты учителей с учениками. Ограничения касаются любой онлайновой коммуникации: если речь идет о школьных заданиях, к переписке должны иметь доступ администрация школы и родители. А сетевое общение не по школьным вопросам запрещено вовсе. Причем не только со школьниками, но и с выпускниками.

Хотя борьба с педофилией имеет не слишком долгую историю, проблема «неуставных» отношений учителей с учениками, кажется, такая же древняя, как и сама профессия учителя. С вариациями этот вопрос повторяется во все времена: какая дистанция оптимальна, чтобы не быть педофилом, оставаясь при этом хорошим, неравнодушным учителем? В сегодняшней Америке этому вопросу посвящены специальные законы: дистанция должна быть максимальной, контакты вне школы не предполагаются. По логике страха, которая оказывается решающей, лучше не иметь никаких личных отношений с несовершеннолетним, если их нельзя контролировать. В Древней Греции секс с учеником был обычной историей, продолжением интеллектуальной и эмоциональной близости, хотя и мог стать поводом для судебного разбирательства — вспомнить хоть случай Сократа, большого любителя юношей. А в СССР идеи, что учитель может спать со школьниками, не существовало в принципе ни на уровне законов, ни в публичной сфере, ни в повседневном языке.

Дистанция вообще была главным педагогическим оружием, поэтому стандартный советский учитель — это некрасиво одетая женщина лет пятидесяти с пучком крашенных хной волос. Она принципиально не может быть объектом или субъектом сексуального желания. Более того, она вообще не вполне похожа на человека, так что любые ее человеческие проявления вызывают комический эффект и запоминаются учениками на всю жизнь. По той же причине едва ли не в каждой хорошей школе были учителя, которые бесконтрольно заводили романы со старшеклассниками — не только из оппозиции к стандартному официозу, но и потому что об этом все равно никогда не заговорят вслух. По телевизору тем временем показывали фильм «Доживем до понедельника», где молодая учительница, влюбленная в бывшего классного руководителя, а теперь коллегу, переживает, как ей «соблюдать дистанцию».

Независимо от того, как разные времена реагируют на сексуальную близость учителя и ученика, она никогда не была полностью легитимной. Не потому ли секс с учительницей — устойчивый классический сюжет порнографии: перемена статусов и ролей подчинения не может не возбуждать.

С проблемой, какая именно дистанция нужна и как ее установить, сталкиваются все без исключения учителя. После первого же занятия, которое я провела в университете в качестве преподавателя, ко мне подошла заведующая кафедрой с просьбой подобрать такую одежду, которая отличала бы меня от студентов. Я уныло поплелась в магазин выполнять приказ, хотя была убеждена, что стала жертвой дурацких принципов советской педагогики. Обошлось без романов, хотя не уверена, что благодаря тому уродливому пиджаку. Что дистанция действительно нужна, стало понятно позже, когда студенты начали френдить меня в ICQ (нормальных соцсетей еще не было): после этого преподавать стало в разы сложнее.

За последние лет десять ситуация сильно изменилась: ничего не стоит найти учителя в социальной сети, раскопать личную информацию или зафрендить. Поэтому на смену пиджаку должны были прийти какие-то новые способы сохранить дистанцию. Чтобы узнать, как к этой проблеме относятся сегодняшние учителя, я первым делом спросила Илью Колмановского, модератора блога «Наука» и учителя биологии в московском лицее с физмат-уклоном. «В школе от учителя мы ждем определенного стандарта поведения, — сказал мне Илья. — Он должен быть нейтральным, трезвым и уметь очень точно обращаться с сексуальной сферой. Я учитель биологии и подробно обсуждаю со школьниками аспекты сексуальной жизни: и про человека, и про гигиену, и про контрацепцию. Стараюсь делать это внимательно и где-то шутливо, но все-таки совсем не с той интонацией, с которой я обращаюсь, положим, к читателям журнала Men's Health (куда я одно время писал); соответственно, я не хочу, чтобы они читали мои диалоги с этими читателями». Поэтому Илья никогда не френдит учеников, зато с готовностью общается в сетях с выпускниками. Ему было так важно следовать этому правилу, что он даже не смог прочитать, что пишут школьники в его фан-группе «Вконтакте»: для этого нужно было завести аккаунт и зафрендить их.

В отличие от лицея, в котором работает Илья и который был сильной спецшколой еще в советские времена, место, в котором учится моя дочь, — маленькая, принципиально несоветская школа. В ней все устроено иначе, и едва ли не самый удачный результат этого педагогического эксперимента — отношения между взрослыми и детьми. Я вижу в «Фейсбуке», как моя дочь переписывается с завучем нашей школы, а мы с дочкой завуча ставим им «лайки». И хотя в школе не существует никаких внешних способов следить за дисциплиной, успеваемостью и этикой, я не припомню случаев, чтобы школьники высмеивали учителей, равно как и влюблялись в них. В «Фейсбуке» я и решила спросить, насколько эта дистанция важна для завуча, френдит ли она учеников и мешает ли ее личной или профессиональной жизни их обилие в социальных сетях. Завуч рассказывает, что ученики ограничивают ее ничуть не меньше, чем собственные родственники, так что никакой специфики своей профессии она в этом не видит. Пишет, что «приходится выбирать выражения». Но зато и важные объявления легче делать через сети. В школе наша Ирина Юрьевна часто не выдерживает дистанцию. Вечно теряя свой мобильник, она легко становится объектом иронии собственных учеников. «Казалось бы, плохая черта, которая должна вредить моему авторитету, — пишет она. — Зато все всегда готовы помочь мне найти мобильный, специально обращают на него внимание и приносят. И это приятно».

Наша маленькая школа существует только за счет сообщества учителей и учеников — каждый новый человек влияет на систему в целом. В такой ситуации невозможно себе представить «неуставных отношений», потому что все отношения неуставные и эффективно регулируются самим сообществом. Ведь если ученик (или учитель) принадлежит к близкой тебе компании, вряд ли захочется заводить с ним роман — все равно что в семейном кругу.

Но эта школа никак не может стать образцом для подражания, потому что ее опыт не подлежит воспроизведению. А в школах, где отношения поставлены на поток, романы действительно случаются и не сопровождаются особенными муками совести. «Осуждение можно увидеть только от неудовлетворенных учительниц», — пишет на одном форуме преподаватель «с модельной внешностью», женщина, соблазнившая собственного ученика.

По телевизору показывают сериал «Физика или химия». В одной из серий молодая учительница переживает, что о ее любовных отношениях со старшеклассником узнает школьная администрация. Хорошо ли это? Да, радует, что об этом уже хотя бы говорят, причем в прайм-тайм на центральных каналах. Плохо ли это? Да, потому что пока это еще не сам разговор, а технический перевод с американского на русский. Ведь трудно поверить, что настоящие российские учителя боятся быть уволенными, попасть под суд и тем более получить срок. Прецедентов публичного суда над учителями-«педофилами» постсоветская история не знает.

Простым переносом американских законов, сериалов и газетных новостей проблему не решишь: они нам не пригодятся отдельно от остального общественного опыта. Отношения учителей и учеников не слишком интересны для широкой публики — пока родителям гораздо важнее, какой сложности уравнения решают дети и знают ли они все столицы мира наизусть. С вопросом, какие ограничения отношений учеников и учителей можно ввести в массовом порядке, все равно придется столкнуться. Учитывая доступность и неподконтрольность социальных сетей, выстраивать дистанцию будет сложно. Не запрещать же их, в самом деле.

Комментировать Всего 35 комментариев

Лично я не добавляю к себе ни преподов из универа, ни педагогов из школы, которую давно закончил. Мне всегда было проще, когда я с педагогом "не дружил" и ходил "нейтрально" на уроки т.к. "дружба" с перподом всегда возлагала некую большую ответственность, и особого отношения к моей персоне это не давало.

В универе все же есть пара преподавателей, с которыми я могу попить кофе и пообщаться в неформальной обстановке, но это связано исключительно с личностными качествами тех людей.

Мы очень дружили с нашими преподавателями, ходили к некоторым из них домой пить кофе, а некоторые потом вышли замуж за собственных профессоров. Обычная история. Но в университете, хотя и работает та же система, нет такой большой ответственности за несовершеннолетних. Я знаю учителей, которые водят школьников к себе пить кофе, и я плохо себе представляю, как они потом их учат - если это обычная школа.

стандартный советский учитель — это некрасиво одетая женщина лет пятидесяти с пучком крашеных хной волос.

ну, это Вы передергиваете. Ни в жизни, ни в кино этот образ был один из, а вовсе не стандартом. А с институтскими распределениями и практиками всегда были молоденькие красивые учительницы, и замечательно умные учителя .

А фильмы, где у учителя и учеников отношения далекие от безлично-уставных: 5:0 в пользу Танечки, Ключ без права передачи и так далее.

Не думаю, что этот новый американский закон может хоть как-то положительно повлиять на ситуацию. Если учителя и ученики общаются в социальных сетях, то при нормальном подходе, они выдерживают ту же разумную дистанцию, что и в школе. А если нет, то и родителям и одноклассникам легче заметить, если общение выходит за рамки.

Проблема не в том, что себе позволяют учителя или школьники, а в отсутствии "общественного контроля". Родители и одноклассники могут заметить, что что-то происходит, но нет никакого системного способа с этим бороться. Некоторое время назад было не принято идти в милицию по поводу изнасилования - кажется, сейчас это изменилось. Но по-прежнему не принято "выносить сор из избы", если речь идет о школе. В Нижнем Новгороде была пару лет назад история с учительницей, которая завела роман сразу с двумя школьниками. Хотя эту историю удалось раскопать желтой газете, милиция сделала все, чтобы закрыть информацию.

да, и это не проблема школы - это проблема общества в целом. Та же ситуация, когда всё "заминается" , наблюдается и в медицине, и в детских садах и в милиции и вообще во всех инстанциях.

Точно. Но проблему общества в целом, наверное, никак не решить. А вот когда вопиющие случаи - необязательно "педофилия", но и, например, рукоприкладство - становятся поводом для скандала, это уже большой шаг. Моя дочь пошла в первый класс в одну из районных школ - как обычно, какие-то родители посоветовали, а у меня не хватило опыта выработать собственные критерии. 2 сентября она вышла оттуда в истерике. Только через два года, когда мы переехали и ушли из школы, выяснилось, что наша "хорошая" учительница была бесконечно груба. Будь у нас какой-то институциональный способ устроить разборку вплоть до ее увольнения, я бы это сделала. А тогда мы просто утерлись и ушли.

наша "хорошая" учительница была бесконечно груба

А почему это выяснилось через 2 года, а не раньше?

С другой стороны, нынче и дети пошли какие-то мягкотелые. Чувствительные донельзя. Ведь школа это не только физика-математика-русский язык. Это маленькая модель общества. И если всё просто сахарно-шоколадно, и все учителя такие миленькие, и все внутренние конфликты тут же разрешаются психологами и так далее, у меня возникает вопрос - как же эти дети будут жить во взрослой жизни? Впадать чуть что в депрессии?

Может быть дети должны иногда сталкиваться и с грубостью и с несправедливостью в разумных пределах? Как прививки на будующее. Для имунитета и чтобы выроботать способы борьбы? (Я не имею ввиду конечно какие-нибудь вопиющие случаи избиений и так далее.)

Эту реплику поддерживают: Макс Ротшильд

Узнали только через 2 года, потому что моя дочь была напугана  молчала. Обычная история.

Что касается "мягкотелости", это очень важный вопрос. Мне нравится, что у детей есть возможность не сталкиваться с учителями-садистами, которые опускают, чтобы потом "в жизни" легче было. Потому что - мое глубокое убеждение - опыт унижения не дает никаких преимуществ, а наоборот, сильно мешает во взрослой жизни.

Ну с учителями садистами, конечно детям сталкиваться ни в коем случае не нужно. Просто на мой взгляд, это очень тонкая грань. И я смотрю на свой личный опыт, где у нас были учителя, которые с нами разговаривали только на Вы, и те которые могли наорать. Были учителя которые могли не справедливо занизить оценку, учителя у которых были любимые или не любимые ученики, учителя добрые но бездарные, учителя злые, но умные и всё это составляло полную картину мира. И в принципе, могу сказать, что абсолютно весь этот опыт и позитивный и негативный в итоге сыграл скорее положительную роль в моей жизни.

Другое дело, что определенная грань никогда не должна пересекаться. И поэтому, на мой взгляд, самое важное во всем этом, это чтобы дети не боялись говорить.

Если учителя и ученики общаются в социальных сетях, то при нормальном подходе, они выдерживают ту же разумную дистанцию, что и в школе.

Правильно! Еще мне очень интересно, что скажет моя самая близкая подруга-американка, у которой огромная балетная школа. Она все там друзья на ФБ и у них реклама всех мероприятий, выступлений, организационная часть, обмен фотографиями после гала-концертов (все это между учителями и студентами), ну короче все-все-все происходит именно на ФБ. Это же так удобно. Даже не представляю как она теперь будет все это организовывать. 

А ведь, по-правде говоря,   общение учителя с учениками в социальной сети открывает невиданные ранее возможности для воздействия и контроля.  Собственно почему бы и нет?  Мне так кажется это ученики должны подозревать в каждом новом френде замаскированную под  невинную  девочку классную руководительницу  которая копает информацию  на   подопечного  балбеса.....

Если говорить об американском законе, там запрещено общаться с учениками без контроля со стороны администрации и родителей. И это можно понять: я бы не хотела, чтобы учительница, даже если она самая прекрасная на свете, под чужим ником пробиралась к моим детям в ФБ или Вконтакте, узнавала подробности их семейной или личной жизни и т.п. Это не значит, что надо запрещать. Просто не представляю, как контролировать.

Вы - прелесть...... 

Никак не контролировать  , ибо социальные сети именно для этого и заточены......  для контроля учителей над учениками.  Как только ученики осознают эту опасность.... все само устроится.... и не надо будет никаких законов  регламентирующих общение в сети между боссами и подчиненными.  Они уже с детства будут учеными-наученными.

Вот например мои друзья-подростки ....  было 16, а  им уже по 23 года сейчас....  как увидели мою старую видеозапись их молодежного буйства... так завалили меня требованиями убрать мои комментарии  к видео.....  Пришлось подчиниться  народу.  Оказывается они теперь все приличные люди   и эти кадры им не в кайф  что их подопечные могут увидеть.  А мне нравится.... они были такие искренние тогда  и совершенно настоящие.

http://www.youtube.com/watch?v=KQffpLb4lRs

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Как-то  не сходится. Не может так быть, чтобы "самая прекрасная учительница на свете" куда-то там пробиралась бы.

звучит как "не хочу, чтобы самый честный человек воровал мои серебряные вилки".

Неточно сформулировала, спасибо. Как бы мы ни доверяли учителю, нет никаких гарантий. Если этот учитель не является частью нашей собственной компании и т.п. - но это отдельный случай.

Согласен.

Но гарантий никогда не будет, в том числе и в собственной компании. Собственно, поэтому проблема и сложная, что никакой четкой границы нет, и каждый сам решает. И тут существенно не решать за всех.

Вот вы бы согласились на вшивание ребенку чипа, которые заведомо предотвращал любые попытки плыгнуть с высоты более 1.5 метра?

Есть серьезные опасения, что мы таки проэфолюционируем к миру, описаному Лемом в "Возвращении со звезд".

что значит под чужим ником? начнем с того, что на ФБ запрещено общаться под вымышленными именами. 

не представляю, как контролировать

А я очень хорошо представляю. У меня было много приватных учителей. И это разделение, которому обязательно надо учиться. Это из серии как работать с друзьями -- легко! Просто нужно уметь отличать вопросы дружбы от вопросов по работе. Проводить четкие грани. И такие грани в жизни приходится проводить постоянно. Иначе очень много чего делать нельзя. Иначе с одним и тем же человеком не получится и диким сексом заниматься, и детей воспитывать. 

свести к нулю все неформальные контакты учителей с учениками

Половина учительства (в моей жизни) состояла в передаче мне своего опыта моими замечательными учителями, и далеко не всегда в формальной классной обстановке. Остается только пожалеть сегодняшних детей. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Попов, Татьяна Пастухова

Напоминает "закон о трех колосках": пусть сгниют, зато народное.

Ну и конечно "Принцессы не какают".

А сетевое общение не по школьным вопросам запрещено вовсе. Причем не только со школьниками, но и с выпускниками.

Ну бред, право. Опять какие-то идиотские перехлесты, как с феминизмом. Ну почему нормальные инициативы так зашкаливают постоянно? У людей что, вообще пропало чувство меры? 

Ну как всегда у американцев - лучше перебдеть, чем недобдеть:) 

Школа, школа жизни..

Когда я был в 8м классе, в моей школе появилась новая "математичка", яркая брюнетка на каблуках и с красной губной помадой. Моя первая встреча с ней была на школьной лестнице - она прошла мимо, а я, не зная, кто это (выглядела она молодо) прошептал ей вслед: "какааая гирла!"... она услышала,обернулась, смерила меня взглядом, в котором читалось: "не для тебя, малыш..."

Уже в 10м я узнал, что у нее были кратковременные (иногда даже один день) романы с несколькими симпатичными старшеклассниками (я в их число не попал). Мальчики - для многих из которых этот опыт не был первым - относились к этому спокойно, шутили над ней, но добродушно. При этом она была очень строгим и очень знающим преподавателем.

Вот я и думаю - кому было плохо от того, что она обучала наших мальчиков не только алгебре? 

Тут конечно антропологический фактор вмешивается.  Если бы она была недорогой шлюшкой из соседнего  со школой коммерческого  борделя   то пожалуй родители бы ничего против и не имели бы...  Но она воспользовалась служебным положением..... близостью к   дневникам и к телу школьников...  Забесплатно...  Она ничего не доплатила в семейные кассы школьников...   Разве что оценки своим   малолетним любовникам   завышала. А это уже коррупция молодежи и злоупотребление  служебным положением..  Любой директор  завода мечтает иметь всех своих молоденьких практиканток ( не говоря уже о профессорах в универе) .... но общественное мнение всегда на страже морали и нравственности.

Огого. Вить... неординарное мнение :))) 

Катя, ну тут все такие серьезные - сплошные , вот я и надел маску шута :)))

Да нет, чего там... Я в некотором смысле даже согласна. 

Не знаю, как на заводе (работал на ДМЗ давно и недолго... там в основном крановщицы...)... а вот в университете - да, есть такое делао... за 12 лет преподавания понаблюдал...

А математичке зачтем фокультатив-практикум "Половое воспитание". Как общественную нагрузку.

какая именно дистанция нужна и как ее установить

На своем веку мне посчастливилось побывать школьницей,

студенткой и преподавателем и в России, и в Америке. Предсказуемо,

я убедилась, что законы могут быть разные, но люди везде

одинаковые. Как гласит народная мудрость, если нельзя, но очень

хочется, то можно. Просто при необходимости, учатся  лучше

прятаться и хитрее изворачиваться. Но интересно, что сейчас я

сталкиваюсь, с моей колокольни, с действительно жесткой стороной

американской борьбы с педофилией: учителя (по российским меркам,

воспитатели) моей трехлетней дочери не имеют права, извините,

пойти с ней в туалет. Должны на сей процесс приглашать

администратора школы в свидетели. Какие уж тут социальные сети...

Маша, "лучше перебдеть, чем недобдеть", лучше это, чем то, что творится в российских школах!

Журналисты старшего поколения мне говорили, что на темы педофилии было отчетливое табу в СМИ и при советах, и много лет позже: у нас этого по-просту не было. Слава Богу, что табу сняли и мы можем говорить об этом не как о курьезном личном опыте, а как о страшной социальной проблеме. Нам еще долго до эскортов в туалет....

Виктор, неужели все так страшно в российских школах? Я не так уж давно училась в двух школах, ни разу никаких намеков на подобные отношения не заметила. Может, какая-то статистика есть?

Какими-то серьезными мерами можно "перебдеть", но на сколько результативно? Репетиторство на дому врят ли кто-то отменит, например. Получится, что просто жизнь нормальным людям усложнят и все.

лучше перебдеть, чем недобдеть

Да, Виктор, наверное, особенно, когда речь идет о моих личных детях. Я заметила, что когда дело касается меня и ситуаций в моей жизни, я гораздо более либеральна и авантюрна, чем когда эти же перспективы затрагивают моих детей.

"лучше перебдеть, чем недобдеть"

правильно, только предлагаемые меры больно глупы и не решают проблем, а только создают их для нормальных людей.

Ни с запретом на социальные сети, ни идеей походов  в туалет с адменистратором.

Лучше бы вместо этого обязательное психологическое тестирование ввели для всех кто работает с детьми.

обязательное психологическое тестирование

Да, согласна. Но делают обычно то, что дешевле, а не то, что умнее. Как, впрочем, и во многих других жизненных ситуациях.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова, Мария Петрова