Есть такое мнение, что мы зря тут все мучаемся, воспитываем в себе позитивный взгляд на вещи, ездим к высокогорным гуру и втихаря гадаем по китайской Книге перемен. На самом деле счастье суть простая, абсолютно просчитываемая сумма слагаемых. Ну, не сумма, конечно, а формула, но все равно довольно примитивного вида.

Вот, например, такая: P + (5 x E) + (3 x H).

P — это personal characteristics, то бишь взгляды на жизнь, способность приноравливаться к обстоятельствам и быстро восстанавливать силы. E — существование (existence), в смысле состояние здоровья, финансовая стабильность, дружеские связи. H — свойства высшего порядка (higher order), а именно — уважение к себе, планы на будущее и чувство юмора. Британский психолог по имени Кэрол Ротвелл, опросившая для своего исследования 1000 человек, посчитала, что, перемножив и сложив между собой все эти качества, в сумме как раз и можно получить счастье.

Опрошенным пришлось немало потрудиться, оценивая по шкале от 1 до 100 меру своего контроля над собственной жизнью или способности полагаться на окружающих. Вывод, правда, последовал вполне предсказуемый: «Люди в большинстве своем не догадываются, что такое счастье. Они думают, это много денег, или крутая тачка, или шикарный дом. Но те, у кого есть все вышеперечисленное, не обязательно счастливее, чем те, кто просто получает удовольствие от жизни». Спрашивается, стоило ли ради такого результата истязать подопытных?

Впрочем, суть бесчисленных штудий, посвященных количественному анализу счастья и выведению счастьеносных уравнений, состоит не в том, чтобы создать новую гармонию, а в том, чтобы поверить старые истины алгеброй. Точнее, эконометрикой. Занятие это оказалось настолько увлекательным, что на границе психологии, социологии и экономики развилась целая область под названием «Экономика счастья», этакая современная алхимия.

Математическая модель любовного треугольника, построенная профессором Джулиеном Клинтоном Скоттом из университета Висконсин-Мэдисон.

Хеппиномика увлеченно доказывает, что «между счастьем и сексом существует сильная взаимосвязь», строит математические модели отношений Ромео с Джульеттой, прокладывает сквозь множество точек кривые счастья, высчитывая, сколько можно было бы заплатить вдовцу, чтобы удовлетворение от полученной суммы позволило вернуть счастье на уровень, предшествовавший потере жены, вводят индексы довольства жизни и составляют рейтинги, из которых явствует, что самые счастливые люди в мире живут в Дании, Россия же, предсказуемым образом, занимает 167-е место из 178.

Карта всемирного благополучия, составленная Эдриеном Уайтом из Лестерского университета в Великобритании. Чем темнее окраска, тем выше в стране уровень субъективного довольства жизнью.

Теоретически предполагается, что, определив все ТТХ счастья, ученые смогут объяснить правителям, как им обеспечить довольных подданных. Точнее сказать, предполагалось. За предсказание кризиса отвечала совсем другая ветвь эконометрики, с хеппиномикой никак не связанная. А новые, посткризисные индексы пока не просчитаны, и выводы из них не сделаны. Следует, очевидно, ждать новых откровений.