Экономисты хотят ошибиться
Американская экономика постепенно поднимается с колен. Завершилась волна увольнений и сокращений, и вот уже несколько месяцев подряд частный сектор ежемесячно создает по 200 тысяч новых рабочих мест. Поскольку ситуация на рынке труда улучшается, у всемогущего американского потребителя прибавилось оптимизма, и он вновь начал покупать автомобили и посещать торговые центры. Потребление — очень важная часть американской экономики, оно составляет 70 процентов ВВП.
Оживает рынок недвижимости, который был эпицентром финансового кризиса пятилетней давности. Цены на недвижимость еще не поднялись, и для многих средних и небогатых американских семей сумма их долга по ипотеке превышает рыночную стоимость их домов. Но важно то, что рынок недвижимости этой весной оживился. Возрастают продажи домов, строительные компании закладывают фундаменты для нового строительства.
Рынок акций с начала 2012 года подскочил на 10 процентов. Индекс Dow Jones, который включает в себя акции 30 крупнейших индустриальных компаний США, сегодня находится на самой высокой отметке с начала 2008 года и всего лишь на 10 процентов отстает от абсолютного рекорда 2007 года, когда он превысил 14 000. Считается, что рынок акций хорошо предсказывает тенденции в реальной экономике на полгода вперед.
Американская экономика впервые за 5 лет растет по-настоящему. Улучшения в экономике, в частности, снижение безработицы, уже изменили динамику предвыборной президентской кампании. Еще осенью казалось, что победить Барака Обаму в ноябре этого года республиканцам будет очень легко. Теперь же в большинстве опросов общественного мнения он считается бесспорным фаворитом.
Тем не менее среди экономистов и аналитиков финансовых рынков царит уныние. Большинство не берет в расчет все эти положительные тенденции, наметившиеся прошлой осенью, и утверждает, что это не предвестники нового длительного экономического подъема, а, скорее, затишье перед надвигающейся бурей. Даже глава Федеральной резервной системы Бен Бернанке, чья должность обязывает его вселять уверенность в будущее американской экономики, и тот на днях заявил, что ситуация на рынке рабочей силы остается крайне напряженной и до стабильного роста занятости населения еще очень далеко.
И правда, американская экономика, которая с 1982 по 2008 годы казалась непотопляемой, уже пять лет на спаде. Да, ВВП растет, но настолько медленно, что к сегодняшнему дню экономика всего лишь достигла уровня конца 2007 года. При этом рост поддерживается искусственно, посредством дефицита госбюджета, который ежегодно превышает 1 триллион долларов, и нулевых процентных ставок. Ни то, ни другое не может продолжаться вечно: долг федерального правительства, который в 2007 году составлял 65 процентов ВВП, сегодня составляет более 100 процентов ВВП, а низкие процентные ставки и массированные вбросы денежной ликвидности рискуют разогреть инфляцию и подорвать доверие к доллару.
Более того, кризис в зоне евро значительно снизил процентные ставки на долговые обязательства США, так что последние полтора года Америка финансирует свои долги практически бесплатно. С начала кризиса в зоне евро инвесторы начали продавать облигации европейских государств и активно покупать облигации американского казначейства. Эта ситуация тоже не может продолжаться долго. Либо финансовый кризис в зоне евро закончится, и тогда подскочат проценты на американские облигации, либо он углубится и перерастет в экономический, и тогда произойдет новый экономический спад в США и во всем мире.
Экономисты озабочены и другими рисками. Например, сегодня резко замедлился экономический рост в Китае, в результате чего может лопнуть огромный пузырь на рынке китайской недвижимости. Представляют опасность и постоянно растущие цены на нефть, особенно если не уменьшится угроза войны с Ираном. В начале этого года цены на бензин в США были на рекордном для зимних месяцев уровне — почти 4 доллара за галлон, или около доллара за литр. К лету они могут подняться еще на четверть. Средний американец живет на колесах, и дорогостоящий бензин нанесет существенный урон его семейному бюджету.
Иными словами, большинство экономистов не верит в светлое будущее американской экономики. Это, с одной стороны, печально, а с другой, возможно, что и не страшно. В середине нулевых, когда на рынках повсеместно надувались огромные, взрывоопасные пузыри, большинство экономистов было убеждено, что риск финансового кризиса минимален. Сомнения выражали лишь немногие скептики.
Конечно, тот факт, что экономисты ошибались в прошлый раз, еще не значит, что они непременно ошибутся опять. Тем не менее шансы, что пессимистические прогнозы сбудутся, крайне низкие. Сегодня сложилась беспрецедентная ситуация: впервые со времен окончания Великой депрессии американская экономика застопорилась и, несмотря на улучшения последних месяцев, все еще не обрела былую форму. С одной стороны, накачивание экономики деньгами и постоянно растущий долг указывают на долгосрочную стагнацию. С другой же — американский инновационный сектор, высокие технологии и индустриальные компании остаются бесспорными мировыми лидерами, а американская система уникально способствует экономическому росту и техническому прогрессу. Если опыт последних 100 лет и научил чему-то экономистов, так это опасности недооценивать США.