Ожидать, что Путин и его окружение сдадут власть, наивно. Но опыт последних двадцати лет показывает, что режимы, прочно стоящие на фундаменте страха, подкупа и апатии своих граждан, имеют обыкновение распадаться карточными домиками. Загнанные в истопники или сидящие в тюрьме, официально не существующие Вацлав Гавел или Нельсон Мандела вдруг оказываются в президентских дворцах.

На подобный случай российская оппозиция должна быть готова управлять страной.

В качестве первого шага необходимо объявить экономическую амнистию для всех граждан, кроме ближайшего окружения Путина, отказавшись от расследований экономических преступлений, совершенных до определенной даты, например, да хоть до 9 мая 2012 года. Для того чтобы идти вперед, важно перестать смотреть назад и ковыряться в прошлом. Да, только в 2011 году из России было вывезено около 80 миллиардов долларов, а в первом квартале этого года — еще 35 миллиардов. Но, для сравнения, экспорт России в прошлом году составил 520 миллиардов, что почти на 50 процентов больше, чем в «тучном» 2007-м. И это при бездарном экономическом управлении. Куда важнее развивать экономику, чем пытаться наказать виновных.

К тому же амнистия здорово ослабит путинский режим, который является гарантом активов коррумпированных чиновников и бизнесменов. Иначе, опасаясь за свои деньги, члены этой вертикали будут до последнего защищать власть.

В начале 1990-х у нового российского руководства не было реального экономического плана. Оно действовало по наитию, совершая многочисленные ошибки. За последние двадцать лет накоплен обширный опыт экономических реформ, как в самой России, так и в странах Восточной Европы, Индии, Китае и Латинской Америке. Мы уже знаем, что работает, а что нет. В частности, известно, что для экономического процветания нужна прозрачная, открытая экономика с твердыми правилами, четким законодательством и защитой собственности и инвесторов. Также ясно, что без интеграции в мировую экономическую систему, без притока иностранных инвестиций и без доступа к современным технологиям невозможно обеспечить стабильное экономическое развитие. Пойдя по пути экономического национализма и государственной собственности, Россия получила однобокую экономику, зависящую от экспорта ресурсов. За десятилетие крайне положительной ситуации на рынках естественных ресурсов и исторически высоких цен на нефть Россия упустила возможность создать в стране мощную, гармоничную экономику.

Тем временем другие развивающиеся страны — не только Китай, Индия и Бразилия, но и Южная Африка, Турция и Индонезия — привлекали иностранные инвестиции и перенимали высокие технологии. Они теперь успешно догоняют Россию по уровню экономического развития и уровню жизни. И сегодня уже России приходится догонять их и их реформы.

Как черновой вариант экономической программы видятся следующие направления:

1. Первостепенной реформой в экономике должно стать укрепление законодательной базы и оздоровление структур, призванных защищать права бизнеса, предпринимателей и инвесторов. Здесь тоже не нужно ничего изобретать: в мире за последние два десятилетия достаточно практических примеров оздоровления делового климата, в частности Китай, Индия, страны Восточной Европы.

2. Закон, ограничивающий иностранные инвестиции в стратегические области (№ 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года), должен быть пересмотрен. Без международного капитала, современных технологий и опять же стандартов прозрачности и защиты окружающей среды Россия не сможет разрабатывать труднодоступные ресурсы в Сибири, в Антарктике и в глубоких водах. Больше того, без тесного сотрудничества со странами-потребителями Россия может потерять рынки сбыта. Примером может служить «Газпром», который в результате нестабильности и политизации российских газовых поставок катастрофически теряет европейский рынок газа.

3. Необходимо приватизировать государственные компании и банки, которые в прошедшее десятилетие составили основу деловой империи чиновного аппарата. Многие из этих компаний были крайне прибыльны — прибыльней Сбербанка, например, в последние 10 лет был только Apple, — но только благодаря огромному притоку нефтедолларов. Они неэффективны, непрозрачны и неподотчетны и в негативной экономической ситуации могут стать огромной обузой для своих владельцев — российских налогоплательщиков. С другой стороны, открытость аукционов для международных инвесторов и оздоровление делового климата позволят значительно увеличить рыночную стоимость этих активов. И очень важно, чтобы деньги, вырученные от приватизации, пошли на социальное обеспечение, образование и медицину.

4. За полтора десятилетия Китай сумел модернизировать свою транспортную инфраструктуру, и его опыт России необходимо перенять. Потому что за это время в России построен мизерный километраж дорог, причем их стоимость за километр побила, наверное, все мировые рекорды. Вместо бесполезных, бесконечно распиливаемых инфраструктурных проектов путинской эпохи типа сочинской Олимпиады и ЧМ-2018 нужны программы развития транспортной инфраструктуры. Отсутствие дорог может оказаться более существенной угрозой для безопасности и цельности России, чем мифические американцы, покушающиеся на российские недра.

5. Созданная за годы утечки российских мозгов русскоязычная диаспора в Америке, Израиле и Европе обладает необходимыми знаниями, навыками и капиталом, которые должны быть задействованы в России точно так же, как Китай использовал «заграничных» китайцев на раннем этапе своих экономических реформ.

Сейчас сложилась крайне благоприятная экономическая ситуация для проведения реформ в России: Западная Европа и США в стагнации, замедляется рост в Китае. В этих странах огромные неиспользованные ресурсы капитала и ноу-хау, как делового, так и технического, которые Россия может и должна задействовать. Вместе с тем высокие цены на ресурсы и обширный потребительский спрос делают Россию крайне привлекательной для международных компаний и инвесторов.

Мир становится крайне конкурентным, и Россия медленно, но верно конкуренцию проигрывает, скатывается на роль мирового сырьевого придатка и экономических и технологических задворок. Сейчас существует, возможно, последний шанс использовать крайне благоприятную международную конъюнктуру на благо России. Те, кто выходит на протесты, утверждают, что они всего лишь хотят жить в процветающей, счастливой, нормальной стране. Этого можно добиться, вернув Россию в мейнстрим мировой экономики, откуда она ушла без малого 100 лет назад.