Джим Роджерс: Учите китайский и не слушайте старших
На этой неделе в Москву приезжал инвестор Джим Роджерс. Блистательная карьера, на зависть любому, позволила Роджерсу, бывшему партнеру Джорджа Сороса, уйти на покой в 37 лет и посвятить вторую половину жизни своему главному хобби — путешествиям. В этом году Роджерсу исполнится семьдесят. Сегодня знаменитый американец живет в Сингапуре. Совсем недавно стал отцом двух дочерей и отметил это событие выходом тоненькой брошюры со скромным названием «Подарок моим детям». Выход ее русскоязычного издания и стал формальным поводом для встречи с российскими коллегами, которую организовал директор инвестиционной компании «Глобэкс Капитал» Ваган Казарян.
Начать стоит с того, что самый спорный эпизод встречи остался практически не замеченным. Отвечая на вопрос о сравнительных перспективах мировых валют, господин Роджерс традиционно порассуждал о будущем евро, осудил огромный государственный долг США, а затем справедливо заметил, что случиться может что угодно и с какой угодно валютой: вот, например, в середине 90-х годов власти России сделали все от них зависящее, чтобы рубль обвалился. Скорее всего, большинство довольно молодых слушателей с готовностью согласились с пожилым, умудренным опытом и просто-таки очень успешным оратором. А вот присутствовавший в зале бывший председатель Центробанка РФ Сергей Дубинин, руководивший ведомством в 1995–98 годах, после окончания дискуссии поднялся со своего места первым и ушел, ни с кем не попрощавшись.
Все остальное практически полностью соответствовало ожиданиям. Почти десять лет назад во время выступления Роджерса в Гарварде с ним схлестнулся совсем юный тогда российский бизнесмен Дмитрий Алимов, который считал, и не зря, что Роджерс рассуждает об инвестиционных перспективах России в отсутствие какой-либо доказательной базы. Все ждали продолжения, но на этот раз Алимов не пришел, так что встреча проходила в исключительно благостной атмосфере. В отсутствие своего критика Роджерс исполнил несколько заранее отработанных «провокационных» номеров. Например, предложил всем финансистам срочно становиться фермерами: спрос на еду будет всегда высок, среди современных западных фермеров очень много пожилых, так что молодые фермеры будут в большом дефиците и, следовательно, в шоколаде. А также дежурно ответил на дежурные вопросы о будущем мировых валют и золотых правилах инвестирования. Евро пойдет вниз; евро пойдет вверх; еврозона распадется; еврозона укрепится; вкладывайте в акции; вкладывайте во что угодно, кроме акций, — газеты напечатают прогноз великого и ужасного Роджерса, каким бы он ни был, и ровно поэтому его довольно скучно слушать.
Подзаголовок книги Роджерса — «Советы отца, как жить и инвестировать» — с неумолимой точностью описывает ее содержание и, надо полагать, картину мира ее автора: несколько десятков страниц наполнены вполне справедливыми, но тривиальными рассуждениями о том, что надо жить честно, следовать своим устремлениям, не идти на поводу у толпы и изучать китайский язык, ведь за Китаем будущее. Казалось бы, мир современных финансов далек от мира религиозного, но Джим Роджерс в этот московский вечер походил именно на проповедника. Перед просто богатыми людьми выступал человек очень богатый. Слагаемые успеха в его изложении звучали крайне просто. Надо много работать, не тратить время попусту (ближе к концу Роджерс разразился неожиданно яростной тирадой в адрес Facebook) и, едва ли не самое главное, не следовать советам старших, какими бы мудрыми они ни были. В частности, подумал я, не следовать советам Джима Роджерса.
Разумеется, счастливый отец семейства и дважды кругосветный путешественник приехал в Россию не просвещать молодое поколение, а наслаждаться своей вполне честно заработанной славой. А заполнившие зал клубного офиса Cabinet Lounge люди пришли посмотреть на живую легенду своей профессии не за тем, чтобы он наконец объяснил им, куда вкладывать имеющиеся у них тысячи и миллионы. Они пришли помечтать: рано или поздно оказаться в его положении мечтает почти каждый молодой финансист.
Кажется, все остались довольны.