В международных классификациях лучших вузов американские университеты неизменно доминируют. Да, экономика США самая крупная, но она производит лишь четверть ВВП планеты. Зато в первой сотне лучших университетов мира больше половины — американские.

Образование в США не просто платное и дорогое, но и во многих отношениях классовое. Лучшие частные университеты страны принимают, как они утверждают, исключительно самых достойных кандидатов, невзирая на их семейное положение и финансовые обстоятельства. Тем не менее среди «лучших» неизменно оказываются дети и внуки выпускников, а также тех, кто жертвует университету большие суммы. Выпускникам частных школ, особенно престижных и дорогих, тоже удается убедить приемную комиссию, что они лучшие. При этом приемные комиссии все же стремятся создать гармоничный, сбалансированный и разносторонний студенческий коллектив. Поэтому на каждом курсе в любом, даже самом эксклюзивном университете, значительная часть мест достается талантливым студентам из небогатых семей, представителям этнических и расовых меньшинств, детям эмигрантов в первом поколении.

Но частные университеты и колледжи — это только часть американской системы высшего образования. В стране две с половиной тысячи вузов, имеющих право присваивать степень бакалавра, причем более 600 из них — государственные, финансируемые из бюджета штатов.

Университеты штатов предлагают большую скидку для жителей штата, так что получить образование в таком учебном заведении как минимум в два раза дешевле, чем в престижных вузах «Лиги плюща». Год обучения здесь обходится в 21 тысячу долларов, а в «Лиге плюща» — около 53 тысяч долларов.

Несмотря на финансовую доступность, университеты многих штатов тоже входят в список лучших. Университеты Беркли, Лос-Анджелеса, Сан-Диего, Санта-Барбары и Дэйвиса входит в список 40 лучших в мире. Да и университеты Массачусетса, Висконсина, Мичигана, Айовы, Северной Каролины мало в чем им уступают. Например, 13 выпускников университета штата Висконсин стали нобелевскими лауреатами, а в университете штата Мичиган преподают 12 нобелевцев.

Университеты штатов всегда были социальным лифтом, причем для огромного числа студентов. В университете Аризоны учится более 70 тысяч студентов, в университетах Миннесоты, Флориды, Техаса и Огайо более 50 тысяч в каждом.

Америка предлагает своим гражданам равные возможности преуспеть — и значительное неравенство в пользу тех, кто уже преуспел. В последние три десятилетия материальный разрыв между успешными гражданами и теми, кто не достиг серьезных успехов в карьере и бизнесе, резко увеличился, и это хорошо просматривается в системе высшего образования.

В той же «Лиге плюща» цена обучения выросла почти в десять раз, или в три раза с учетом инфляции. Образование продолжает резко дорожать. Зато средняя зарплата в реальном исчислении почти не выросла, а в последние пять лет, после кризиса 2008 года, доходы среднего класса и вовсе снизились. Сегодня американская семья зарабатывает около 45 тысяч долларов в год, причем треть этой суммы уходит на налоги. Платить 55 тысяч долларов в год за Колумбийский университет с таким доходом непросто.

Цены растут и в университетах штатов. В прошлом году рост составил 8,3%. Главная причина в том, что пока богатые богатеют, государство катастрофически беднеет. Дефицит федерального бюджета ежегодно зашкаливает за триллион долларов, и конгресс срезает расходы в первую очередь на социалку, науку и образование. На уровне штатов, городов и муниципалитетов ситуация еще более сложная. Калифорния много лет находится на грани банкротства, и поддержка калифорнийской системы вузов — лучшей в стране — постоянно сокращается. В 1990 году штат оплачивал 78% стоимости обучения студентов, сегодня — лишь 39%. 30 лет назад более 5% бюджета штат тратил на университеты. Сегодня он дает им менее 3%.

Все было бы, вероятно, совсем плохо, но бюджеты американских университетов формируются не только за счет платы за образование и государственных субсидий. Существенная часть доходов состоит из пожертвований выпускников. В Америке существуют глубокие традиции благотворительности в этой области. Большинство частных вузов основано меценатами и попечителями. Университеты постоянно пишут своим выпускникам, проводят кампании по сбору денег. Большинство дает своим альма-матер 100-500 долларов ежегодно, но некоторые особенно успешные жертвуют миллионы.

Таких доноров в последние годы становится все больше. Более того, благодаря буму высоких технологий и расцвету предпринимательства, они становятся все богаче, и их пожертвования значительно возрастают и играют все более важную роль для университетов, науки и образования.

Например, мэр Нью-Йорка миллиардер Майк Блумберг в общей сложности дал университету Джона Хопкинса в Балтиморе более 800 миллионов долларов. Он один из крупнейших доноров, но отнюдь не самый крупный и не единственный. В университетских кампусах по всей стране постоянно возводятся здания, лаборатории, больницы, общежития и спортивные комплексы, почти полностью оплаченные выпускниками.

Корнельский университет, наименее известный из восьми университетов «Лиги плюща», в котором когда-то преподавал Набоков, получил от фонда Билла и Мелинды Гейтс 25 миллионов долларов на строительство центра кибернетики и информатики, который будет носить их имя. А другой меценат и выпускник университета Чарльз Фини «подарил» вузу 360 миллионов долларов на то, чтобы Корнель построил в Нью-Йорке новую Силиконовую долину.

Благодаря растущим пожертвованиям многие университеты процветают. Их финансовые запасы как никогда обширны. Фонд Гарвардского университета в прошлом году вырос на 4,4 миллиарда долларов и достиг 32 миллиардов долларов, фонд Принстона составляет 17 миллиардов долларов. Из этих денег — или, точнее, процентов с них, так как фонд трогать нельзя, — даже самые дорогие университеты способны субсидировать образование своих талантливых студентов и платить им стипендии не хуже любого государства.