Все о моей вагине
Наоми Вульф, одна из самых известных феминисток, выпустила книгу «Вагина: новая биография». Несмотря на авторитет Наоми, ее «Вагину» порвали в клочья критики-феминистки — роман обвиняют чуть ли не в сексизме и шовинизме. Но пока в Европе и Америке о «Вагине» бурно дискутируют, в России не могут без ужимок и подхихикиваний произнести само это слово. Вагина.
В западной культуре есть День вагины — это такой праздник протеста против насилия; есть известный спектакль «Монологи вагины»; есть знаменитая художница Джорджия О'Киф, которая рисует очень интересные вариации женских органов; есть книга «История В» Катарины Блэкледж и вообще множество произведений на эту тему.
А в России до сих пор все, что связано с сексом и особенно с женской сексуальностью, кажется немного стыдным. Неуместным. Все дело в том, что в патриархальном обществе мужчина имеет право любить свой пенис, давать ему имена, вступать с ним в братские отношения и вообще делать из него культ, а женское право на сексуальность если не отвергается, то уж точно замалчивается.
Говорит Юлия Рублева, семейный психолог Центра системной семейной терапии:
«Страх женщины перед своей собственной сексуальностью у нас в стране, по моим наблюдениям, воплощается в двух поведенческих стратегиях.
1) Женщина отрицает силу своего либидо и свое право на него, и тогда ей приходится выяснять отношения еще и с собственной женственностью. Таким женщинам, как правило, сейчас 60+. В своих клиентах, детях таких женщин, я вижу, как эти негласные запреты накладываются на потребность ощущать свое право иметь сексуальные желания или сильные желания вообще.
2) Современные женщины у нас в стране подают свою сексуальность или то, что они за нее принимают, как некий товар, некое качество, благодаря которому их "купят", то есть выберут. Имеется в виду не проституция, а неосознанные в большинстве случаев желание быть выбранной, что нормально, но при этом они забывают о своем праве выбирать. За сексуальность в таком случае принимается либо некая телесность, либо некая готовность на все, вне зависимости от уместности или контекста. Конечно, образ вагины как чего-то грязного и неуместного лежит в основе и этой стратегии».
Женщины обсуждают органы своих любовников. В деталях. Это — культурная норма и даже этика. Даже самые робкие какими-то намеками обозначают, что именно они увидели, когда мужчина снял штаны. А мужчины признаются: «Кажется, я это слово “вагина” ни разу в жизни не произносил». Другие пишут, что при обсуждении секса «слово “вагина” точно не произносится».
Вера Акулова, участница Московской феминистской группы, координатор коалиции за репродуктивный выбор: «Есть такая теория в лингвистике, что значение — это употребление. То есть наше восприятие зависит от того, в каком контексте мы привыкли это слышать. Это как многие российские лесбиянки не любят слова “лесбиянка” — они говорят, что это смешно, унизительно и вообще похоже на обезьянку. Но это говорит о внутренней гомофобии, о внутренней мизогении, о том, что женщины стесняются своей идентичности. Слово “вагина” в русском языке имеет медицинский оттенок, потому что оно латинское, но у нас вообще большие трудности со всеми словами, которые относятся к сексу».
При этом мужчины часто спрашивают, прямо или косвенно, нравится ли женщинам их член, и очень радуются, если сказать, что он самый большой и твердый. В этом случае проходит даже самая грубая лесть.
И только лесбиянки уделяют вагинам пристальное внимание. Но вот что странно: женщины склонны довольно строго судить любовниц. И требования к гениталиям завышенные. Женский орган должен соответствовать неким стандартам — ничто не должно торчать, выпирать, никаких родинок или пупырышков. Хотя самого слова или эвфемизмов вроде «пирожок» или «пилотка» девушки не стесняются, в отличие от мужчин.
«В ограниченных дозах нужно осмысление и переосмысление женщинами их половых органов, — объясняет Акулова. — Сейчас, например, в связи с широким распространением порнографии в интернете, репрессивный стандарт красоты распространился и на половые органы. Это касается уже не вагины, чтобы быть точнее, а вульвы. Женщины переживают, что у них половые губы какие-то не такие, как должны, и не принимают свое тело в его индивидуальности, уникальности. Я знаю такой замечательный американский проект vulvalovelovely.com — интернет-магазинчик, его владелица делает очень нежные украшения, например медальоны, в виде женских вульв. Они разноцветные, иногда с блестками, с какими-то кружавчиками и чуть ли не птичками, и они все разные. И она именно продвигает эту концепцию, что мы все разные — и это здорово. И мне кажется, что это так же важно, как преодоление репрессивных стандартов красоты в отношении других частей тела — роста, веса».
Наоми Вульф, кстати, в свое время выпустила сенсационную книгу «Мифы о красоте». Она исследовала мир глянцевых стандартов и те понятия о красоте, которые у женщин считаются нормой. Наоми заявила, что можно иметь «лишний» (по сравнению с модельным шаблонами) вес, можно быть «другой» — и это все не значит, что ты некрасива, это значит лишь то, что ты свободна от предрассудков и тисков, в которых мода и индустрия красоты держат женщин.
В последней же книге Вульф рассказывает историю своей вагины, ее жизни, ее ощущений. Она говорит, что у вагины и мозга есть связь и что чем ярче чувствует вагина, тем острее и сентиментальные переживания. Критики ругают ее за такой ненаучный подход, но, откровенно говоря, ее утверждения не так уж и сомнительны.
Секс очень важен для человека, и пока мы это видим на примере мужчин. Мужчина, у которого по какой-то причине не возникла эрекция, будет переживать по этому поводу долгие годы, а едва происходят возрастные изменения — меняется интенсивность и частота эрекции, то мужчина, кажется, только об этом и думает. Мы все погружены в мир потенции или импотенции — это на виду, но ничего не знаем о женских ощущениях, кроме разве что климакса, который, кажется, уже давно стал ругательным словом.
Все, что происходит с женской сексуальностью, принято унижать: ПМС, климакс, даже беременность — это часто всего лишь повод сказать: «Ну, понятно, у нее климакс, совсем взбесилась баба!» И, в общем, неудивительно, что женщина оценивает свою вагину лишь как источник проблем для окружающих и как некую характеристику своего неразумного поведения.
«Самое здоровое отношение к собственной вагине демонстрируют женщины Латинской Америки. Об этом хорошо пишет Кларисса Эстес в книге "Бегущая с волками", — говорит Юлия Рублева. — Свою вагину в этих культурах женщины воспринимают как авторитетное божество, довольно грозное, чьи желания необходимо удовлетворять. Такие женщины крепко стоят на ногах, знают о собственных желаниях и потребностях своего тела гораздо больше, чем женщины европейской или нашей культуры. И это знание подкреплено уверенностью в своем праве на эти желания, а также контактом с вагиной, в любом смысле этого слова. Если и говорить о мистифицировании этой части тела, то, скорее, вагина наделяется силой, властью и опасностью, которые надо учитывать, считаться с ними и уважать, нежели подавлять, вытеснять и стыдиться».
Конечно, не только в России женщины подавляют свою сексуальность и стесняются своей похотливости. Патриархальная культура еще очень сильна в мире, за некоторыми исключениями вроде Скандинавии. Даже в постели с партнером женщины не могут рассказать о своих желаниях и часто «терпят», чтобы «не обидеть» мужчину. И этих женщин можно понять: даже самые прогрессивные мужчины могут разозлиться или, правда, обидеться, когда женщина начинает подробно объяснять, что именно с ней нужно делать. Для мужчины это как раз обесценивание его культового фаллоса, который вроде как признается недостаточно роскошным, чтобы без лишних слов удовлетворить все женские желания.
Критики упрекают Наоми Вульф в том, что она на протяжении всей книги твердит о «внутренней богине». Эту «богиню» мощно эксплуатировали в 80-е и 90-е — девушкам внушали, что если они не соответствуют жестким стандартам красоты, то надо найти в себе эту «внутреннюю» красоту. Ничего прогрессивного тут не было: еще со времен Джейн Эйр женщины делили себя на красивых и... даже не умных, а хороших. Красивая — злая, некрасивая — хорошая.
Критерии внешней красоты как были, так и оставались очень жесткими, а остальным приходилось утешать себя знанием о своем богатом внутреннем мире.
Но Вульф, возможно, вовсе не так уж не права в использовании этого заезженного термина. Потому что она имела в виду именно «мистифицирование» вагины, ее обожествление, то есть уважение к своим потребностям — безусловное, инстинктивное.
Возможно, женщинам, действительно, нужна какая-то новая религия взамен фаллоцентричного культа, чтобы разрешить уже себе быть сексуальной, удовлетворять себя, а не только подстраиваться под мужчину.
Потому что никакое равноправие не будет работать, пока секс женщина будет рассматривать не как полноценное удовольствие для себя, а лишь как возможность сблизиться с мужчиной.