Масштабы праздника грандиозны: 300 пивоваренных заводов из 86 стран мира, 2000 сортов пива, 800 тысяч посетителей! Несмотря на это, сами немцы считают, что особой нужды в фестивале нет. Хватит мюнхенского «Октоберфеста»
К проведению пивного фестиваля Берлин отнесся серьезно. Вся Карл-Маркс-алле — улица в районе Фридрихсхайн — на протяжении трех километров была заставлена грузовиками, из которых выкатывали бесчисленные пивные бочки всех цветов и размеров. Количество полиции, медиков и служб безопасности также впечатляло.
У входа на фестивальную площадку была установлена сцена, где немолодые музыканты исполняли немолодые хиты. Впрочем, пивную публику устраивало и такое.
Пестрая хмельная река пришедших на фестиваль горожан неспешно текла вдоль бесконечной череды палаток, разветвляясь на маленькие и не очень рукава, которые устремлялись к конкретному источнику пива. В воздухе висел запах жареных сосисок и кислой капусты.
Фото: Константин Куцын
Фото: Константин Куцын
Фото: Константин Куцын
Фото: Константин Куцын
Фото: Константин Куцын
Фото: Константин Куцын
Фото: Константин Куцын
Фото: Константин Куцын
Фото: Константин Куцын
Фото: Константин Куцын
Фото: Константин Куцын
Неподалеку от входа, на самом видном и выгодном месте, синели надписи «Балтика», мелькали косоворотки и кокошники. Тут расположилась единственная российская компания, представленная в этом году на фестивале. Среди немецкой речи отчетливо слышались русские слова.
Представитель «Балтики» Роберт рассказал о специфике работы на фестивале, более всего сожалея о том, что здесь нельзя продавать водку.
Отойдя от стенда «Балтики», я направился дальше — в самое сердце немецкого народного праздника.
По мере приближения вечера на фестиваль прибивало новые волны посетителей, но и пришедшие с утра не уходили — градус веселья неуклонно возрастал. Пожилые немцы из бывшей ГДР пили на брудершафт с турецкой молодежью. Кто-то пел футбольные гимны, а кто-то сражался с гравитацией — причем последняя неизменно выигрывала.
Анастасия, журналист по образованию, приехала в Берлин на летние курсы немецкого языка. Она довольно точно охарактеризовала атмосферу праздника.
Все было организовано по-немецки четко. Бригады медиков и усиленные патрули полицейских неуклонно следили за особо усердными ценителями пива. Туалетов было установлено столько, что за все время фестиваля ни перед одним из них ни разу не скопилась очередь. Да и ценители пива, несмотря на изрядные порции алкоголя, держались неплохо. Однако прогноз Тойгара Йакута, пришедшего на фестиваль поснимать всяких колоритных горожан за кружечкой пива, оказался справедливым: с каждой новой порцией боевой дух крепчал.
Действительно, ближе к ночи кое-где завязались потасовки, но полиция мигом подавляла конфликты в зародыше.
Что и говорить, аналогия с мюнхенским «Октоберфестом», куда приезжают несметные толпы любителей пива со всего мира, напрашивается сама собой. В каком-то смысле берлинский фестиваль — это попытка доказать Мюнхену, что праздник возможен и в немецкой столице. Пускай на фоне социалистических построек и с меньшим количеством посетителей.
Между тем в прессе в очередной раз развернулась дискуссия о пьянстве среди подростков. К фестивалю свои претензии: на подобных мероприятиях мало кто спрашивает документы, удостоверяющие возраст. Но, как выяснилось, большинство берлинцев вообще относятся к празднику более чем прохладно. На сайте газеты Der Tagesspiegel был проведен опрос: «Есть ли необходимость проводить берлинский фестиваль пива в будущем?» Подавляющее большинство — 74,66% — ответило на этот вопрос отрицательно.