Павильон Центрального управления лесной промышленности. Конец 1920-х — начало 1930-х
Павильон Центрального управления лесной промышленности. Конец 1920-х — начало 1930-х

1. «Временная архитектура парка Горького: от Мельникова до Бана» с 20 октября в «Гараже»

Событие недели — выставка, открытие которой совпадает с открытием временного павильона «Гаража» в парке Горького, на берегу Пионерского пруда. Впрочем, архитектор Шигеру Бан, строящий быстро и легко, из экологически дружелюбных материалов, надеется, что нет ничего более постоянного, чем временное, и его недорогой и функциональный дом для современного искусства, вдохновленный одной из римски-start--end-х церквей Джованни Бернини, останется и после того, как «Гараж» обустроит павильон «Времена года» и «Шестигранник».
-start--end-
Игру с сиюминутным и вечным продолжает первая выставка — «Временная архитектура парка Горького», панорама тех строений, что в разные годы, начиная с 1922-го, когда на огородах у Крымского Вала решили провести сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку, украшали пространство нынешнего ЦПКиО — как цветы из камня и стали, к сегодняшнему дню сохранившиеся лишь в воспоминаниях. Шедевры временной архитектуры придумывали Константин Мельников и Алексей Щусев, Александр Власов и Федор Шехтель, Владимир Щуко и Моисей Гинзбург; над интерьерами и прилегающей территорией работали Александра Экстер, Александр Куприн, Кузьма Петров-Водкин, Аристарх Лентулов, Сергей Коненков, Иван Шадр, Вера Мухина — и эти «подвижные игры на свежем воздухе» занимают в биографии архитекторов, скульпторов и художников не самое заметное место. Что, конечно, объяснимо, но несправедливо: в конце концов, начало всемирной славе Мельникова положил такой бесценный пустяк, как павильон «Махорка».

Кадр из фильма «Последняя сказка Риты»
Кадр из фильма «Последняя сказка Риты»

2. «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой с 18 октября в кинотеатрах

Редкий пример стопроцентно независимого российского фильма, снятого без поддержки государства и бизнес-структур, — сказка (именно так) о том, что свобода — это смерть, но бояться ее, как и любви, не надо. Подробнее — вот в этом тексте, написанном после премьеры фильма в конкурсе Московского кинофестиваля.

Кадр из фильма «Корпорация “Святые моторы”»
Кадр из фильма «Корпорация “Святые моторы”»

3. «Корпорация “Святые моторы”» Лео Каракса с 18 октября в кинотеатрах

Вечный мальчишка французского кино Лео Каракс снял фильм после 13-летнего перерыва — премьера прошла в Канне, фестиваль лихорадило, призов «Святым моторам» не досталось, ну да и черт с ними. Ничего равного этому фильму в этом году (а возможно, и в последнем десятилетии) снято не было. Пролог, в котором сам Лео приходит в магический кинотеатр, продолжается историей фантастического месье Оскара (его играет верный альтер эго Каракса Дени Лаван, интервью с ним читайте на нашем сайте): он колесит по Парижу в лимузине, преображаясь то в дряхлую румынскую нищенку, то в ниндзя из киберпространства, то в мерзопакостного месье Дерьмо, который похищает Еву Мендес с модной съемки, утаскивает в канализацию и радует зрелищем своей эрекции. Оскар — неуязвимый актер, выполняющий чьи-то задания, вот только чьи? Не того ли, чье имя грешно поминать всуе? И не являются ли такими же божьими актерами все встречаемые Оскаром люди? Погружаясь в один из образов, Оскар в полубреду переходит на русский: «У меня есть прожект: сделаться сумасшедшим». Каракс не боится претворять прожект в жизнь. Но дикий фильм-беспредельщик к финалу становится прозрачным и печальным: понятно, что придуман он из страха смерти и робкой веры в возможность прожить другие жизни уже за чертой. А на финальных титрах появляется портрет Катерины Голубевой, музы Каракса, и надпись «Катя, тебе». Катя умерла летом 2011-го.

Экспозиция выставки «Конец веселья» Джейка и Диноса Чэпменов
Экспозиция выставки «Конец веселья» Джейка и Диноса Чэпменов

4. «Конец веселья» Джейка и Диноса Чэпменов с 20 октября в Государственном Эрмитаже

Свежеотреставрированное восточное крыло Главного штаба отдано выставке братьев-провокаторов, по старинке ассоциирующихся в нашем сознании с «Молодыми британскими художниками» (а тем временем старшему, Джейку, уже 46, младший, Дин, на четыре года моложе). Заключенные в капсулу-диораму нацисты, сливающиеся в самоистребительном экстазе, — инсталляционная часть проекта, собственно «Конец веселья», обрамляет который графика «Ужасы войны». В Эрмитаже частью экспозиции станет и одноименная серия Франсиско Гойи, с которой Чэпмены вступают во взаимовыгодный диалог.