7 последних арт-хитов осени: Цой жив, диалоги с терроризмом, аккуратная партизанщина
1. ГРУППЫ «ГИТАРЫ STEREO» и BLOC PARTY на фестивале Blast Fest в клубе Milk 23 ноября
«Без пяти двадцать два, а я не знаю куда, такой красивый и один, среди кассет и бобин» — это я довольно часто напеваю великую песню великой калининградской группы конца 1990-х «Гитары Stereo» (также известных как «Гитары & Jeans»). По-настоящему культовый коллектив (возможно, даже те, кто не входит в число идолопоклонников «Гитар», помнят жестко ротировавшуюся на радио Maximum песню «Плохая»: «Пока темно, как хотелось тебе, пока ракеты заправляются в моей голове...») собирается вместе ради одного-единственного выступления на «Бластфесте» — и это музыкальное событие года. Рядом с ним меркнет даже выступление Bloc Party — да, звезды, и что?
2. SHOOT/GET TREASURE/REPEAT театра post в Галерее на Солянке 24–25 ноября
Самый короткий спектакль петербургского режиссера Дмитрия Волкострелова — «Солдат» в «Театре.doc» — длится семь минут. Новый проект, сделанный с Семеном Александровским по циклу пьес Марка Равенхилла, — восемь часов; это самое радикальное событие фестиваля «NET — Новый европейский театр». 14 коротких пьес Равенхилла (того британского «новодрамовца», что написал «Шопинг & Fucking» и «Откровенные полароидные снимки») складываются в эпос о мире после 11 сентября. Все тексты посвящены терроризму, все скетчи разнятся по форме (среди них есть даже фильмы, снятые режиссером Александром Вартановым) и играются одновременно в двух пространствах: можно выбирать, в какой последовательности смотреть — с первой истории по последнюю или наоборот. Можно — и даже нужно — переходить из зала в зал: чтобы выстроилась полифоничная и стереоскопическая картина.
3. «ПРОБА ГРУНТА В КАЗАХСТАНЕ» группы «Римини Протокол» в Центре им. Мейерхольда 23–24 ноября
Фестиваль «NET — Новый европейский театр» привозит в Москву проект Штефана Кэги и одной из самых необычных театральных групп — «Римини Протокол». В этом спектакле участвует пять человек, живущих в Германии, но так или иначе связанных с казахстано-немецким нефтепроводом. Они будут рассказывать о себе и своих странах, говорить по скайпу с родственниками, вспоминать и фантазировать. Бодрящий микс социодокументального театра, новой искренности и интимного перформанса.
4. «НОВЫЕ ИДУТ!» в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке по 9 декабря
Самая веселая выставка года, посвященная ленинградским «Новым художникам», вольному объединению, созданному Тимуром Новиковым в 1982-м — к концу десятилетия число «Новых» приблизилось к 80. На четырех этажах ММСИ — живопись, коллажи, объекты, афиши, видео: Виктор Цой танцует и поет на телемониторе среди своих картин, из динамиков в другом углу звучит альбом «Новых композиторов» «Старт», записанный с музыкантами «Кино», пока Виктор Робертович снимался в «Игле», некрореалистические киноопыты перемежаются текстильной анимацией Новикова и черно-белыми эскападами группы «ЧеПаев» (в которую, помимо прочих, входил и лучший постсоветский комедиограф, автор «Мамы, не горюй» Максим Пежемский). На выставке было много совсем молодых людей, не старше 18-ти — признаюсь, я смотрел на них чуть высокомерно и чуть сочувственно: у нас да, была великая эпоха! А у вас-то что, кроме «Кискина бунта»?
5. «В ТУМАНЕ» Сергея Лозницы в кинотеатрах с 22 ноября
«Холодным слякотным днем поздней осени на втором году войны партизанский разведчик Буров ехал на станцию Мостище, чтобы застрелить предателя — здешнего деревенского мужика по фамилии Сущеня». Так начинается повесть Василя Быкова «В тумане», написанная уже в перестроечные годы и отличающаяся особенной безысходностью даже на фоне других, совсем нерадостных текстов белорусского классика. От одноименного фильма Сергея Лозницы люди, напуганные его игровым дебютом «Счастье мое», ждали некоего ужасающего в своей провокационности высказывания на святую тему. После каннской премьеры оказалось, что если «В тумане» и может чем-то покоробить чувствительные души, так только чрезмерной аккуратностью в экранизации текста. Скорее, разочарование, но визуальная сторона очень хороша: так красиво про кровь, грязь и предательство Великой Отечественной точно никто не снимал.
6. «ТАНЕЦ ДЕЛИ» Ивана Вырыпаева в кинотеатрах с 29 ноября
Минималистичный киноэксперимент — одно из главных событий Римского кинофестиваля. Впрочем, лучше ничего не читайте, а идите и смотрите с чистого листа.
7. ПРОЕКТ RUSIMPORT в Берлине с 29 ноября по 9 декабря
Экспансия фестиваля NET в Европу — берлинская гастроль «Мастерской Петра Фоменко», лаборатории Дмитрия Крымова, петербуржцев АХЕ и лауреатов премии «Сделано в России» Дмитрия Быкова, Михаила Ефремова и Андрея Васильева с их фрондерским шоу «Гражданин поэт». Плюс дискуссии и выставки. Михаил Швыдкой говорит, что «организаторам этого фестиваля, который проходит в рамках “перекрестных” годов “Россия — Германия”, было важно познакомить берлинскую публику не только с традиционными символами российской культуры, как Большой театр или Эрмитаж, но с тем, пусть порой и не безупречным, современным искусством, которое отражает именно эту сложность движения России от советского режима, не предполагающего инакомыслия, к современному демократическому государству». Самое небезупречное звено в этой цепи — фильм Андрея Звягинцева «Елена», самое совершенное — фоменковские «Три сестры», самое чрезмерное — «Трилогия» AES+F, а самое хулиганское — «Горки 10» Крымова. Стоит позвонить берлинским друзьям и знакомым, чтобы знали, куда идти.