Катерина Мурашова /

Жизнь по вектору

Сто лет назад девушки смотрели на свою жизнь «в перспективе» и точно знали, чего хотят. А теперь?

Иллюстрация: Corbis/Foto S.A.
Иллюстрация: Corbis/Foto S.A.
+T -
Поделиться:

Редкий случай, когда я не уверена не только в решении (это бывает часто), но и в самом существовании, правильности формулировки проблемы. Но люди с этим идут, и с каждым годом все чаще. Хотелось бы осмыслить, что, собственно, происходит. Рассчитываю на вашу помощь, дорогие читатели.

Случай первый.  

— Мы были у вас, когда дочке исполнилось 13 лет. У нее тогда как-то резко начались все эти подростковые дела, она стала курить, прогуливать школу, я просто по потолку бегала. Нас уже почти из школы попросили, а школа-то была математическая, всего пять девочек в классе, а у нее способности, она на городской олимпиаде дипломы получала. Вы тогда нам очень помогли: меня успокоили, с ней два или три раза поговорили, я перестала все время орать, она по вашей наводке пошла в клуб юных журналистов, стала не то чтобы мягче, но конструктивней, мы смогли как-то общаться, наверное, вы помните… Теперь моя дочь уже выросла, но вот я опять не понимаю, не знаю, могу ли я теперь к вам…

— Слушаю вас, — сказала я. Разумеется, я ничего такого не помнила. — Сколько лет сейчас вашей дочери?

— Двадцать два. Она учится на четвертом курсе педагогического института, правда, в школе работать вроде бы не собирается, там у них с языками можно устроиться, где больше денег платят. Еще она занимается в студенческом театре (больших ролей у нее там никогда не было, но это ради тусовки), крутит такие мисочки с огнем, знаете, они файерболы называются, шьет и вышивает крестиком средневековые платья, ходит на яхте, играет в какую-то длинную ролевую игру…

— Я поняла. Девушка живет наполненной всякими сложными событиями и увлечениями жизнью. А что же вас-то в этом не устраивает? То, что она мало бывает дома, с вами?

— Да она дома практически вообще не бывает! А если и бывает, то разговаривает по телефону — договаривается с кем-то о следующем мероприятии. Или сидит в компьютере и пишет о том же.

— И что же с того? — по-прежнему недоумевала я. — Она молода, активна, широкий круг общения в этом возрасте абсолютно естественен…

– Мне все время кажется, что в этом что-то не так, — пожаловалась женщина. — У нее круги вокруг глаз, и люди вокруг все время меняются. Я спрашиваю ее: ты куда сейчас? Она отвечает: туда-то, мама, мне некогда, скорее, скорее... И глаза блестят, как в лихорадке. Я спрашиваю: а зачем тебе туда? Может, отдохнешь немного? Она обычно-то огрызается, а тут вот как-то присела на минутку в кухне и говорит: «Не знаю, мама. Правда, не знаю. Но надо же что-то делать…» — и взгляд такой, прямо опустошенный, я бы сказала… Вот, я хочу вас спросить: может, я могу ей чем-то помочь?

Я задумалась. Ну что я могу сказать, не видя саму девушку и не помня ее? Но ведь не отпускать же просто так тревожащуюся за дочь мать…

— Если у вашей дочери математический склад ума, скажите ей вот что: в геометрическом смысле жизнь — не совокупность отрезков. Жизнь — это вектора, отрезок со стрелочкой, помните? Пусть попробует определить направление, хотя бы на какой-то кусок, и оставить только то, что туда ложится. Со временем можно нарисовать другой вектор.

— Я не уверена, что поняла вас, — с сомнением покачала головой моя посетительница, — но дочка вас помнит, и я ей обязательно передам.  

***

Случай второй.

Девушка была невысокой и очень симпатичной, с ярким и теплым румянцем. Звали ее Мариной.

— Вы решили не брать с собой ребенка?

— У меня, вы знаете, пока нет детей. Но я все равно к вам пришла. Вдруг вы мне объясните…

— Я попробую, если вы, в свою очередь, объясните мне, что вас ко мне привело, — улыбнулась я.

— Понимаете, я закончила институт два года назад. Работаю в довольно крупной компании, неплохо зарабатываю.

— По специальности?

— Можно сказать, что да. Наш отдел продвигает на рынок жевательную резинку.

Я промолчала, но девушка, кажется, все прочла на моем лице и мысленно со мной согласилась.

— И вот моя семья, мои друзья из школы считают, что у меня все хорошо, я добилась, и есть перспективы. Но я так не чувствую, я не знаю, что мне делать дальше.

— А из чего выбираем? И что вы уже пробовали?

— Я понимаю, что у человека должно быть хобби. Я училась валять из шерсти. Еще съездила в Турцию, в Норвегию, в тур по европейским странам. Еще принимала участие в международном молодежном движении…

— А что оно, это движение, делает?

— Они делают проекты.

— Как это?

— Ну вот собирается группа членов и вместе делают проект.

— А в чем он состоит?

— Там могут быть разные направления: экологическое, про толерантность, еще что-то… Но в целом надо собрать людей и чтобы они что-нибудь сделали вместе…

— Вы ушли из этого движения?

— В общем-то да, хотя сначала очень увлеклась. Но потом я как-то перестала понимать, зачем я все это делаю.

— А что же в планах?

— Можно попробовать стать дизайнером, закончить курсы, мне всегда это нравилось на самом деле. Или попытаться поехать за границу еще поучиться, есть реальный шанс, если правильно документы оформить. А еще я думала, может, мне поучиться верховой езде, я в детстве очень лошадей любила, но как-то не склеилось, а еще — на гитаре играть и петь, я даже стихи немного сочиняю…

— Все это возможно, и каждое по-своему интересно…

— Именно! — воскликнула моя посетительница. — И еще сто разных возможностей, и все какие-то равноположенные. Я не знаю, что мне выбрать, на что ориентироваться. И потому сижу и ничего не делаю и не люблю себя за это...

— Ваши друзья, подруги…

— Они говорят, что я просто дурью маюсь, но я на самом деле вижу, что у многих из них та же проблема. Просто я не люблю по пять часов в кафе сидеть и по ночам в инете, и еще меня не очень-то прет делать карьеру и все эффективнее продвигать эту жвачку или что-то ей подобное, — из-за ухоженного «офисного» личика моей посетительницы вдруг выглянул яростный, ни с чем не согласный подросток, и от этого она стала мне еще симпатичнее.

— Не могу сказать со всей определенностью, но тут, мне кажется, получился разрыв шаблона, — улыбнулась я. — Понимаете, еще сто лет назад дворянские девушки с удовольствием (или без оного) тоже учились рисовать акварельки, вышивать гладью, танцевать, ездить на лошади, петь, играть на фортепиано, принимать гостей… А девушки крестьянские — шить, печь хлеб, вышивать крестиком, водить хороводы, доить коров, прясть, петь, плести кружева… Но все они очень неплохо знали, зачем они всему этому учатся.

— Чтобы повыгодней выйти замуж и потом вести свое хозяйство, — моментально подхватила моя посетительница.

— Именно, — согласилась я. — А теперь обучение осталось, возможности и разнообразие умножились многократно, а смысл как-то оторвался от субстрата и воспарил…

— Плюнуть на все и искать мужа? — усмехнулась Марина. — Я уже думала об этом.

— Поможет?

— Не знаю. У них ведь тоже, как вы говорите, все шаблоны разорвались. А что же делать?

— Попробуйте поставить нужную вам, желанную точку за пределами нынешнего этапа, как это делала девушка сто лет назад. И провести туда стрелочку от сегодня. Что на нее попадает?

Марина перестала усмехаться, задумалась.

— Жвачка не попадает — точно. Ребенок, лучше два или три — попадает, да… И еще… как странно… Но я буду думать об этом, и я, пожалуй, пойду, спасибо…

*** 

Комментировать Всего 151 комментарий

Сформулировать проблему самоопределения ещё никому не удавалось. Это проблема настолько личная, если есть личность, что можно формулировать только проблемы способов помощи (психотерапия) и создания условий (педагогика, говоря по-советски).

Советская власть (которая живёт в душе родителей этих девушек) отвечала просто, наследуя царскому режиму: профессию выбирают один раз (женятся тоже), а спектр выбора заужала до предела. Благо, что всё время жрать хотелось, а не думать.

В позднее советское время пришло понимание, что так узко предлагать нельзя, и начались всякие "теории профессиональных проб" и т.д. Ещё чуть позже допустили, что профессию можно и поменять по ходу жизни. И даже замуж можно выходить чаще.

Тем временем, понятие профессии размылось, и сейчас профессий нет, есть занятия. А это ещё больше нагружает личность проблемой самоопределения, смысла жизни, ценностей и, как средства понимания правильности пути - удовольствия от сделанного. Незамутнённого личного удовольствия, обусловленного глубоким пониманием, что именно так и надо - независимо от того, что думают об этом родители, начальники, общество, правительство и от того, сколько это стоит.

Катерина, вы говорили с клиентами о самостоятельности?

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Юлия Смагина

наследуя царскому режиму: профессию выбирают один раз (женятся тоже), а спектр выбора заужала до предела. Благо, что всё время жрать хотелось, а не думать.

Алексей, и в царское время и во время советской власти в изрядном количестве были те, кому хотелось думать (золотой и серебряный век русской литературы тому одним из свидетельств).

И Вы знаете, может наследие, может, еще что, но "незамутненное личное удовольствие" даже у думающих подростков "не прокатывает", а уж у взрослых молодых людей - тем паче. Хочется все-таки миссии, наверное. А профессия эту функцию, да, во многом потеряла, и даже те, кто и сейчас об этом говорят, зачастую смотрятся (слышатся) неубедительно (ну, хоть журналистов взять). А уж про население офисов я вообще молчу. Крестьяне при всех своих смыслах, конечно, но кто их слышит? (и не потому, мне кажется, не слышат, что слушать не хотят, как тут недавно предположили, а потому, что они не очень склонны распинаться :))

А миссия чем отличается от призвания? По-моему, в основе - ничем. Чем ближе к призванию, тем больше этого удовольствия.

Мы с Вами об одном и том же, конечно. И профессия не даёт теперь этого, потому что она - либо набор стандартных навыков, либо что-то весьма неопределённое. Я при советской власти был воспитан, но кто я по профессии - я не знаю. Меня это не пугает. А почему пугает молодых?

Вот они - постмодернистские недометания, наложенные на загадочную русскую душу :-)....

Эту реплику поддерживают: Лиля Калаус

Лен, а что, Вы полагаете, что  загадочные бельгийские (голландские, немецкие и т.д.) молодые души от этого вообще свободны?

Вообще свободны, думаю, быть не могут.

Но  по ощущениям их не долбит оот того, что обязательно надо иметь крупный смысл в жизни, а не просто благополучие.

Я бы даже сказала,, что сейчас проблема двадцатилетних в том, что обещанного им благополучия больше не существует. это касается и их и родителей.

Эту реплику поддерживают: Юлия Смагина, Светлана Кузнецова

Ага! То есть все по классике (в том числе по марксизму-ленинизму :)) : обозначившиеся материальные проблемы (пусть даже в сравнительном аспекте) в общем неплохо отодвигают экзистенциальные...

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Ну да. Жизнь пытается спихнуть на один уровень ниже по пирамиде Маслова

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Катерина, спасибо Вам за пост и пищу для размышлений.

У меня тоже есть подруга, которая живёт как девушка из первой истории, и когда я спрашиваю её  - зачем ей такая бешенная загруженность и такое непрерывное, изматывающее наполнение жизни? - она говорит мне о том, что а если вдруг так случится, что больше никто никуда не позовёт? и нечего будет делать? нужно всё успеть сейчас. Мне кажется, это во многом перекликается с Вашим исследованием о том, сколько современный подросток может прожить без коммуникации с внешнем миром по средствам интернета/телефона/непосредственно живого общения/прослушивания музыки итд.

Лежать на диване, читать, играть на каком-либо музыкальном инструменте, гулять по лесу, по парку, да просто гулять одному, предаваясь своим мыслям - можно только будучи в мире с собой, если этого нет - нужно наполнение извне. Не заглядывать в эту внутреннюю черноту, кишащую страхами страхами и комплексами, очень помогает полная загруженность, такая, что думать просто некогда. После длительного пребывания в такой бесконечной карусели событий, становится сложно сформулировать кто ты есть, остаётся только: я занимаюсь тем-то, я зарабатываю столько, я участвовал в том-то том-то и вот мой кубок на полке. А кто ты, что ты чувствуешь, что ты думаешь, какая у тебя мечта, сформулировать уже практически немозможно. За этим, что-то есть, то, что не даёт остановиться, если она остановит калейдоскоп этих событий наступит - что?! Что будет с ней? Мне кажется вот здесь-то и начнётся самое интересное.

Опять же установка "успешного человека" довлеет над всеми молодыми и увлечёнными, но тут уж рассуждений наберётся на отдельный пост...

сложно сформулировать кто ты есть, остаётся только: я занимаюсь тем-то, я зарабатываю столько, я участвовал в том-то том-то

Да, Юлия, согласна, это очень точно. Атрибутирование себя до полной потери целостности и даже удовольствия от происходящего...

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

"Я так боюсь не успеть, хотя бы что-то успеть"

Примерно так кажется Земфира сию проблему сформулировала.

Вот и я в таком зависе. Limbo. И самое трудное тут, что про вектор-то всё понятно.

Не понятно куда его запускать. Вот так живешь по инерции и ждешь, по русской фаталистической традиции, когда гром грянет, молния сверкнет, и вектор обозначится.

О да, Татьяна. Но некоторые спокойно ждут, когда свекнет молния, или там стихи меланхолические пишут, а некоторые так и вообще из личных проблем всеми силами облака над родной страной электризуют :)) Пусть сильнее грянет буря!

Я помню, когда по личным обстоятельствам изучала историю начала 20 века, меня (человека, с детства воспитанного на трагической истории Великой Отечественной войны) поразила одна вещь: когда началась 1 мировая война, очень многие образованные  люди в России - просто и искренне обрадовались! - наконец-то сверкнуло, вектор обозначился, ура... :(( 

Интересная мысль - о том, что могло бы сделать государство для одухотворения людей. Стройка века нужна, если по-мирному. Тогда почему Сочи - не стройка века? А что делать жителями маленьких стран? В Люксембурге невозможна Братская ГЭС.

А в Люксембурге она и без надобности.

Им нафиг не нужны наши "искания" :)

А за Сочи нет никакой национальной ( или иной объединяющей умы) идеи. Это ж коммерческое предприятие, нам с него не срубить, так что и дела нету.

Эту реплику поддерживают: Алексей Юпитов

Татьяна, а какие, по-Вашему, вообще могут быть объединяющие умы (в государственном масштабе) идеи, кроме отражения внешней агрессии или строительства наново этого самого государства? Мне самой просто больше ничего в голову не приходит...

Эту реплику поддерживают: Юлия Смагина

Ну на мой взгляд, сама идея не так уж и важна. Тут я с Гумилевым за теорию пассионарности. Главное, как идею презентовать.

Если же взглянуть на это с точки зрения User experience, не могу что-то подобрать русский эквивалент... (ощущения пользователя в процессе), то часто выпадает важный момент:

То, что происходит потом, когда цель достигнута. И это очевидная проблема по крайней мере для второй девушки. Поэтому она и потеряла интерес к движению в котором участвовала. Для второй это менее очевидно, но скорее всего, тоже является двигателем того как быстро она брасается в новые авантюры.

В функциональном дезайне есть такой термин User Journey. "Путешествие пользователя". Это схема, с помощью которой дизайнер пытается понять всё что происходит с пользователем начиная от его мотивации, формирование цели, процесс достижения цели, момент достижения цели и, очень важный момент, ориентированный на будующее - что происходит потом, когда цель достигнута.

Анализируются действия, эмоции и так далее.

Очень полезное упражнение на мой взгляд.

Или это у меня уже профессиональная деформация пошла :D

Тут я с Гумилевым за теорию пассионарности.

Так вроде Гумилев как раз и писал, что пока обстоятельств нет, пассионариев этих и давят и душат, чтоб не высовывались, а как возникает какая угроза или подоспели социальные пертурбации, тут-то они как раз изо всех щелей и выползают и оказываются дороги, как ложка к обеду... :)) 

А момент "после достижения" очень важный, тут я с Вами согласна.

Правильно. Потому что пассионарии - это те, кто продвигают идею и увлекают ею, а вовсе не те, кто её генерят.

тут главное чтобы сошлись креативщик и пассионарий.  Креативщик придумывает что делать, и зажигает пассионария. Пассионарий ведет за идеей народ. Другое дело, что пассионарии плохо управляемы, и могут завести не туда, куда изначально планировалось.

А идея может быть любая. Главное чтобы "и что потом" было хорошо продуманно. Можно зажечься научным прогрессом, научным регрессом, озеленением планеты, можно строить "дом дружбы", спасать деревни...да мало ли что.

Алексей, может быть, государству достаточно просто быть молодым или подвергнуться внешней (реальной или воображаемой) угрозе?

Внешняя угроза сейчас может быть только воображаемой. Соответственно, тревога по её поводу - невротическая. Куда это заведёт? Надо искать внутреннее народное призвание, то есть национальную идею и какие-то конкретные воплощения. Это не обязательно стройки, а что-то менее материальное. Компетентность, например, чистота на улицах. Не знаю...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Алексей, я вот тут

http://www.snob.ru/profile/5591/blog/59372

в качестве реплики положила свой старый, еще перестроечный рассказик "Дневник шлюхи" - как раз на эту тему :)))

Мне кажется, что "чистота на улицах" может объединить только очень небольшую общность (например, часть жителей одного двора). Чтобы объединить хотя бы ВСЕХ жителей одного поселка, им уже нужна "стройка века", например, мост через реку или вражда с соседним поселком. Но я, конечно, могу и ошибаться.

Екатерина, Вы наверное правы, но мне в мировых масштабах не мыслится. Мне бы с собой разобраться, раз уж такая роскошь в виде возможности образовалась :)

Когда такой простой вектор как борьба за выживание теряет свой смысл, найти иной на много сложнее.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алия Гайса

"Вот и я в таком зависе." Я тоже...эх? или э-хма!!!?

Таня!!! А я жду чуда! :-) и я бы попросила не национализировать фаталистические традиции!:-)

Как у вас дела? В гости в Казахстан не надумали?

Таня не национализирует. Это Лена с "загадочной русской душой", но тут мы тоже еще уточним :)) Алия, очень интересно, по Вашим наблюдениям: а у казахских молодых девушек (городских) есть эта проблема? Или они все-таки еще знают свой "вектор"? 

У меня очень много похожего детского опыта с бельгийской свекровью. то есть там метания опережают на одно поколение. Но они наметались, когда было больше проблем с выживанием.

Нынешние, по моим собирател ным наблюдениям и только на уровне модели, легче воспринимают смысл как набор измеряемых материальных компонентов. А уж на фоне кризиса ибезработицы и подавно!

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

воспринимают смысл как набор измеряемых материальных компонентов

Какая здравая и удобная позиция! Учитывая, что даже несмотря на кризис и безработицу, компонентов все равно остается много... :)

Я, Катерина, на среднего выразителя мнения мало подхожу, все вижу не так, как будто в другой стране живу :-)

Конечно, есть проблема с потерей вектора, как и с тем, что возможностей для самореализации стало больше, и система ценностей изменилась. Очень много знакомых мне молодых дам успешны и в карьере, и на семейном поприще, кто-то декларирует полную независимость или от первого или от второго, есть "в зависе" и ожидающие чего-то... В общем, все как у вас описано, только процент с вектором, направленном на дом/семью/детей наверное немного больше у нас будет.

ИМХО (как у нас тут принято:))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Natalia Kuznetsova

В гости в Казахстан не надумали?

Очень хочу и думаю :) Но пока не определилась в датах и возможностях.

Традиции готова разделить с любыми претендующими нациями :)

Ну определяйтесь, приезжайте, сядем и разделим традиции!:-)

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова

А может быть, речь идет о феномене "лишнего человека"? Во все времена были люди, которым не нравилось то, что они делают и вообще ничего не нравилось, и мучений было много всяких, иногда потом хорошие стихи получались и даже романы. Не обязательно всем встраиваться в парадигмы "польза", "семья", "долг". 

Конечно, Лиля, не обязательно, но ведь многим молодым людям на самом деле не хочется (не можется) писать романы и стихи, а смысла и счастья - все равно хочется каждому :)) А найти его в сменяющих друг друга удовольствиях и развлечениях - не получается...

Не все сразу. Нужен жизненный опыт, багаж, всякий по-своему его копит. Сейчас много говорят о том, что современное общество "впадает" в инфантильность. Вихри бездумных удовольствий, хобби и прочее. Мне кажется, что все эти процессы имели место всегда. Просто раньше немногие могли себе позволить махнуть рукой на добывание прожиточного минимума. Люди ищут его, смысл жизни, это процесс. Некоторые с возрастом образумятся и впадут, как Волга, в Каспийское море - заведут семьи, купят дачи и пр. Некоторые не найдут никогда. А часть перейдет на другой уровень - свободы и одновременно ответственности. Хотелось бы помочь тем, кто мечется. Но как? Видимо, ответ в книжках, как ни банально это звучит. То есть, в культурном опыте. Может быть, если человек поймет, что не он один такой, были и до него онегины, ему будет попроще? 

Эту реплику поддерживают: Лариса Новицкая

Видимо, ответ в книжках, как ни банально это звучит. То есть, в культурном опыте.

Лиля, а Вы сами видели живого человека, который искренне сказал бы (написал и т.д.) Вам: я вот метался-метался и нашел-таки ответы и смыслы в книге (книгах)? Или, может быть, Вы сами такой человек? Тогда, очень пожалуйста, для меня лично и для наших читателей - нельзя списочек литературы, вдруг пригодится? :))))

Не надо иронии, вы же умный человек. И прекрасно знаете, что поиску смысла жизни посвящена так или иначе вся настоящая литература и искусство вообще. Творческий человек решает эту проблему парадоксальным образом, он находит смысл жизни в своих постояных поисках его. И рецепты у всех разные, и люди все разные. В историях, рассказанных вами, герои банально "подсели" на смену впечатлений. Так многие "подсаживаются" на путешествия, любовные приключения, кулинарию, ТВ, соцсети, не говоря о наркотиках и прочих нехороших излишествах. В этом бесконечном перебирании бирюлек смысла маловато, но все же есть надежда, что когда-нибудь что-то заденет столь сильно, что человек захочет сделать свое. неважно что. Велопробег Москва-Нью-Йорк или кулинарная книжка, или волонтерство, или разведение огорода. И он встроится в социум и будет жить и наслаждаться. А может, и нет. Не вижу, каким способом можно помочь в этой ситуации, кроме как беседовать о том, что тысячи лет человек бьется над метафизическими вопросами и ни черта все равно не понимает, но несмотря на это и на весь темный ужас жизни, все-таки живет, радуется и творит. Тьфу ты, пафос. ненавижу пафос. Не знаю, как проще объяснить, что проблемы никакой нет, все это обычное нарабатывание жизненного опыта. "Списочек литературы" :))) мдеее. Да любая книжка, даже треш. В изнанку самого тупого дамского романа вшит все тот же вечный вопрос: "Кто я и какого черта я тут делаю"?

А это не была ирония, Лиля. Ну, во всяком случае, не совсем ирония. Я лично видела людей, которые говорили: только после того, как у меня родился ребенок, я понял... Я лично говорила с людьми, которые утверждали: только узнав Настоящую Любовь, я понял... Я лично видела людей, которые, пройдя то или иное реальное испытание, говорили: теперь я по-другому смотрю на жизнь, я понял... Вы говорите - книги (zB изнанка тупого дамского романа - еще лучше и интересней, причем учесть, что мы говорим не о постановке вопроса, а именно об ответах.) ОК. Я Вас спросила: Вы видели? Слышали? Хотя бы одно свидетельство. Расскажите о нем, это важно, и конечно, назовите книгу(и) (Я понимаю, что для каждого они будут разными, но я бы именно эту просто из любопытства прочла.)

Если честно, так получилось, что я общаюсь исключительно с людьми, нашедшими свой личный смысл. Может, просто повезло :) Я, конечно, могу их спросить, как они это сделали, но не думаю, что они отчетливо вспомнят этот момент. С ними интересно. Это любовь к жизни, освобожденная от страха перед ней. Возможно, в даном случае проблема лежит глубже,  в детстве или в травмах каких-то психологических. Человек сам накладывает на себя это наказание - пустоту и погоню за мишурой. Формула "я узнал Нечто, и тогда..." может сработать, а может и нет. Я навидалась достаточно неофитов и фанатиков, уцепившихся за "истину" и "настоящее", как за очередную соломинку. Позитивные примеры? есть, конечно. Одна женщина прочла в детстве книжки Даррелла и теперь активно помогает животным и самостоятельно, и в составе разных организаций, а также вступила в фонд "Джерси" (зоопарк Даррелла). Другой дяденька прочел книжки Павича и Кафки и теперь вовсю пишет очень интересные рассказы, у него много читателей и вообще он сравнительно счастлив. еще есть знакомый, который после фильма "Форрест Гамп" непрерывно путешествует пешком и на велосипеде, вместе с семьей и друзьями, счастлив и заражает своим счастьем всех вокруг. "Крючки" у всех разные ))) ну и о себе, конечно, как без этого. Я так любила читать в детстве, что могла мечтать только об одном - самой писать. не говорю сейчас о качестве и об уровне моих текстов, но мечта моя исполнилась, так что я тоже сравнительно счастливый человек. Ага! Может, все упирается в мечты? :) 

Эту реплику поддерживают: Лариса Новицкая

я общаюсь исключительно с людьми, нашедшими свой личный смысл

Эк Вам повезло-то... А вокруг меня все ищут, сомневаются... :))

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

Вообще-то мои друзья тоже сомневаются и ищут, но копают в определенном направлении :) Подозреваю, мы говорим об одном и том же типе людей. Но я, в силу уже своих интересов, оцениваю прежде всего результат - тексты, фильмы, фото и пр. 

Может быть, Лиля, только я, кажется, бОльший материалист, и в силу личных пристрастий оцениваю как результат скорее дома, булки, инженерные разработки, вылеченных и выученных детей и т.д., а тексты и фото (свои и своих друзей) вижу скорее как милое хобби, украшение своей и, если повезет, чужой жизни.

Да я тоже в эмпиреях не витаю. Булки это отлично, особенно вкусные. Но и тексты это очень хорошо, когда талантливые. И одно без другого не бывает. В общем, как герой Булгакова говорил: "Кароши люблю, плохой - нет". 

И? А "Тени в раю", кстати? :))

Когда я прочитала "Камера обскура", я поняла что такое жестокость и это перевернуло моё сознание.

И, представте себе у меня есть список книг, которые сдвигали вектор и меняли отношение к жизни. Даже попыталась его сейчас найти. Но сразу не нашелся. Если правда интересно - найду

Конечно, интересно, Татьяна! Мне кажется, в нынешнем избыточном мире чуть не самое важное - вешки. Пусть даже они не подойдут лично мне, но все равно сам факт, что вот, сущность, которая кого-то "перепахала" может для кого-то оказаться очень интересным и значимым.

Делюсь ссылкой - http://bodhi.name/samadhi/index.htm

Спасибо, за ссылку, Ольга. Обязательно взгляну, когда будет время, хотя и не могу обещать, что прочту - возрастная психология все-таки существует :)) и книги этого кластера перестали интересовать меня уже много лет назад (хотя когда-то я безусловно отдала им дань и с полсотни точно прочла :)). Но практически наверняка Ваша ссылка заинтересует кого-то из наших читателей.

но что-то сейчас их очень много, Лиля... или это потому что сейчас информационное пространство открытое и у людей есть возможность о своей "лишности" громко сказать?

Алия, а нас вообще стало ощутимо больше :) На планете. Да, и информационное пространство. И уровень жизни, городской, скажем. Масса свободного времени, относительная свобода от рутины и быта. 

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Да, Лиля, меня тоже эта мысль не устает поражать, потому что я прекрасно помню, как я, совсем маленькой девочкой, первый раз спросила у взрослых: а сколько всего людей живет на Земле? И мне ответили: два миллиарда. А теперь? То есть на каждого жившего в тот момент за жизнь всего одного поколения добавилось еще "два землекопа и две трети" :))

Вот интересно, с точки зрения реинкарнации, откуда новые души берутся? Для новых миллиардов? :) 

Это надо у индуистов спросить. Их уже около миллиарда, их мыслители должны были этот вопрос подробно исследовать :)

Мне, с естественно-научной точки зрения, приходит в голову вот что: может, просто оборот душ ускоряется? :)

Эту реплику поддерживают: Лиля Калаус

То есть, Колесо Сансары перешло в режим скорости света? Это же до какой степени души теперь б/у? )))

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Это же до какой степени души теперь б/у?

Это если пессимистически посмотреть. А если оптимистически, то будет так: как же мы теперь быстро духовно растем и совершенствуемся! :))

Да. Духовные скрепы это дело. :)))

Чисто с логической точки зрения - уменьшается количество деревьев на планете...

Кстати, да. И животных тоже. Зато во все времена было очень много насекомых. Я поняла, все в порядке, термиты, тараканы и дождевые червяки не оставят нас в беде. 

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

э-э-э... Я, кажется, потеряла нить... В следующем перевоплощении мы все станем баобабами? Или тараканами? :))

Эту реплику поддерживают: Лиля Калаус

Павел Гуляев говорит, что реинкарнировать можно во всех направлениях :) Какое вам больше по душе? А я как раз только что поставила в блог свой текст о женских мечтах, там эта тема (реинкарнация) тоже затрагивается ))) Простите за невольную саморекламу.

С точки зрения Сансары деревья не являются живыми существами - увы... :)

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

За счет перехода в высшие уделы (к примеру от удела животных к уделу человека). Так же с точки зрения Сансары мир не рассматривается в пределах не только солнечной системы. но даже материальной вселенной - реинкарнировать можно во всех направлениях... :)

Эту реплику поддерживают: Лиля Калаус

Катерина, проблема такая есть. Здесь в Англии про нее тоже часто говорят и пишут. Называется проблема "наличие безграничного выбора". С нынешней толерантностью общества человек может быть всем, чем хочет. Не хочешь замуж? Не надо. Не хочешь детей? Да пожалуйста. Хочешь волосы в голубой цвет и стоять весь день на голове? Да вообще легко.

Но, как выяснилось, многие люди не знают, чего хотят. Поэтому они зависают  и не делают никакого выбора ( при этом они могут быть очень "заняты", как ваша клиентка). Как говорит мой преподаватель по танцам, too much analysis causes paralysis (если слишком долго анализировать, наступает паралич). Когда в обществе есть какая-то доминирующая идея  "как надо",многие люди не задумываются, а просто живут, согласно этой идее. А вот если ее нет..

В Англии, которая по толерантности и свободе выбора опережает Россию на несколько десятков лет, это ситуация обернулась следующим:

а) падение рождаемости. 20% женщин в возрасте 40 лет не имеют детей. НО!! Важно отметить, что сейчас женщины осознают, что "доигрались" и 2012-2013 - года колоссального бэби-бума, впервые с 1977 года 

б) инфантилизм и отсрочка принятия жизненно важных решений - семья, покупка дома и пр. На это, разумеется, влияют и экономические причины, но "вина" безграничного выбора тоже есть: зачем мне принимать какое-то решение, тем самым отсекая все остальные возможности?

в) укрепление женщин и ослабление мужчин. Про это долго не хочу писать в данной конкретной теме.

Так что, в принципе, России есть куда посмотреть, поучиться, подумать..

НО!! Важно отметить, что сейчас женщины осознают, что "доигрались" и 2012-2013 - года колоссального бэби-бума, впервые с 1977 года

Наталия, а есть уже (в английском и-нете, других СМИ) отклики тех англичанок, кто поняли, что "доигрались" и приняли участие в беби-буме? Нашли потерянное или, как в дневниках Толстого наутро после свадьбы - "не то" :)) ?

Что точно и есть и подтверждено статистически, так это стабильный рост числа семей с одним ребенком. То есть многие "пробуют" и потом останавливаются, поняв, что хватит. Ну или прости слишком поздно пробуют и на продолжение уже сил нет..

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

И еще по поводу "что посоветовать девочкам". Мир никогда не был идеальным и никто никогда не занимался 100 % времени тем, что хотел ( даже если бы он знал, что хотел). Не факт, что женщина, у которой был единственный выбор - семья и дети страдала меньше женщины, которой надо продвигать жевачку. Я уверена, ту женщину тоже мучили узкое жизненное пространство и отсутствие возможностей самовыражения. Я бы посоветовала максимально понять собственные пристрастия и выстроить свою жизнь в соответствии с ними и в рамках имеющихся экономических и социальных реалий. Смысл жизни - не данность, его найти надо.

Смысл жизни - не данность, его найти надо

Я вот тоже всегда так полагала. А теперь иногда думаю (мне это много раз говорили, но я всегда отвечала: чего тут думать, трясти надо! :)) - а может, он тут всегда есть, и надо прекратить "искать" и просто оглядеться?

Быть или иметь

Катерина, вы наверняка читали эту замечательную книжку Фромма. Для тех, кто не читал, - суть там в том, что есть большая разница между состоянием человека, когда он нашел то, что нужно именно ему, когда он "есть", и когда он просто имеет что-то, считая, что вот это должно сделать его счастливым.

В первом случае человек счастлив, удовлетворен, ощущает себя на своем месте. При этом он может ничего и не иметь - ни карьеры, ни достижений, и тд. Во втором случае у него могут быть какие угодно достижения, куча хобби, "друзей", а ощущения полноты все равно не будет.

Проблема в том, что общество со всех сторон давит - родители хотят, чтобы их дети хорошо учились, делали карьеру, были кем-то больше дворника и тд. Друзья хотят, чтобы они ходили на вечеринки, носили определенную одежду, ходили в какой-то определенный кружок и тд. Человеку с детства внушают, что вот надо сделать то-то и то-то, и тогда будет счастье, реализация. В итоге он делает все возможное, чтобы "иметь". А "быть" его никто не учит. А может быть его "быть" будет выражаться в том, что он будет иметь самую простую работу, гулять по лесу и валяться на диване.

В описанных вами ситуациях я бы посоветовала человеку на какое-то время прекратить свою активность, кроме самой необходимой и понаблюдать за собой - что ему на самом деле хочется делать. Искать то, к чему его по-настоящему влечет. Совсем не обязательно ставить большие цели. Можно учиться искать мелкие удовольствия и жить ими. Если человек научится делать то, что на самом деле хочет именно он, в мелочах, то вслед за этим могут придти и большие цели. А могут и не придти, ну и что - его жизнь все равно будет приятной, осмысленной, ведь жизнь состоит из тысяч мелочей, и если уметь находить приятные для себя, вся жизнь будет приятной.

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova

состоянием человека, когда он нашел то, что нужно именно ему,

Ольга, а как насчет того, что человеку в 20, 30 и 50 лет нужны РАЗНЫЕ вещи? В этом ведь и "подстава" возрастной психологии, в которую даже великие умы попадали. Были нужны "мелкие удовольствия" и вроде бы они и были. А потом вдруг раз - и захотелось вдруг быть замужем за генералом :)) (Вы понимаете, конечно, что это аллегория). А для этого ведь в общем-то 25 лет назад надо было выйти замуж за солдата и пройти вместе с ним четвертьвековой путь, большинство вышепомянутых  "мелких удовольствий" исключающий... 

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova, Алия Гайса

Ольга, а как насчет того, что человеку в 20, 30 и 50 лет нужны РАЗНЫЕ вещи? В этом ведь и "подстава" возрастной психологии, в которую даже великие умы попадали. Были нужны "мелкие удовольствия" и вроде бы они и были. А потом вдруг раз - и захотелось вдруг быть замужем за генералом :))

== Да, я понимаю, что направление желаний может меняться. Но ведь невозможно предсказать заранее, чего этому человеку захочется через 10-20 лет? То есть что бы он сейчас ни делал, он все равно может столкнуться с этой проблемой - что сделал недостаточно чего-то в 20 лет, чтобы сейчас в 40 реализовать какую-то идею. Поэтому я не вижу никакого смысла в том, чтобы отказываться от чего-то сейчас, не зная нужны ли потом будут эти жертвы.

== Вот пример из личной жизни. Я получила высшее образование. Мне это было не интересно, токсливо, но я отдала этому 5 лет своей жизни, утешая себя тем, что делаю что-то хорошее для своего будущего. В реальности же это образование и этот диплом мне никак не понадобились. То есть вообще нигде и никак. А 5 лет отданы в жертву просто идее о том, что это когда-нибудь может пригодиться.

Так можно всю жизнь отдать подготовке к некоему будущему, которое никогда не наступит.

 Согласна. Такая опасность есть. А как насчет разумного компромисса? Ну, например, половину времени готовлю вычисленный на основании собственных интеллектуальных усилий и опыта предшествующих поколений платцдарм для будущего, а другую половину - радуюсь сейчасными радостями? Или любая другая желательная пропорция? И еще сколько-то времени надо отвести на воспоминания, по-моему. Для Вас это, может быть, еще неактуально, а для меня уже - очень. Вот я почти все минувшее воскресенье этому посвятила - пришла на лыжах в избушку в лесу, разожгла очаг, села у него, и не торопясь в одиночестве вспоминала двух своих умерших друзей (один из которых эту избушку строил, а другой очень любил в ней бывать). Очень хорошо провела время. 

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova, Irina Abarinova

Ну, например, половину времени готовлю вычисленный на основании собственных интеллектуальных усилий и опыта предшествующих поколений платцдарм для будущего,

== Если вам это сейчас интересно, если это то, что вас сейчас наполняет предвкушением, то почему бы и не строить плацдарм? Только и тут я предлагаю исходить не из сухой логики и уж тем более не из опыта предыдущих поколений (потому что этот опыт мне чаще всего не нравится), а из того, к чему меня сейчас влечет. Вот если мне сейчас хочется заниматься биологией, то я и буду корпеть над книжками и думать о том, как я потом смогу на этом зарабатывать.

Я против того, чтобы человек делал что-то "на всякий случай" - а вдруг пригодится, а вдруг я в этом когда-нибудь найду счастье. Есть масса вещей, которые можно делать сейчас, получая от этого удовольствие и строя плацдарм, и можно научиться их находить. Может, прямо сегодня и не смогу найти что-то, чтобы строить плацдарм, но это не означает, что тогда мне надо строить что-нибудь все равно, взяв пример мамы или соседки.

Я против того, чтобы человек делал что-то "на всякий случай" - а вдруг пригодится, а вдруг я в этом когда-нибудь найду счастье.

Я тоже против. Я - за векторы. Сначала вектор, а потом - строить. Но если я по своим убеждениям осталась жить там же, где жили мои предки, то мне и опыт мамы и опыт соседки скорее всего пригодится, а если я уехала из своей деревни и стала биологом, то мне для построения СВОЕГО вектора скорее всего пригодится опыт других биологов (особенно сельского происхождения).

Поясните, плиз, что такое "вектор" для вас.

Во, я такую пропорцию тоже для себя придумала лет 15-20 назад, так и живу до сих пор. Воспоминания пока только по ночам в снах :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Воспоминания пока только по ночам в снах :)

Какие Ваши годы! :))

То есть вообще нигде и никак.

Ольга, но Ваша жизнь ведь еще не закончилась, Вы же сами говорите, что неизвестно как дело обернется :))

Пример из личной жизни: по базовому образованию я биолог-эмбриолог-гистохимик. Из науки (т.е. из того, к чему меня шесть лет готовили) ушла уже лет 20 как. А знаете, как мне иногда сегодня в работе помогает именно то, что я когда-то получила в ЛГУ!

Я на это уже где-то отвечала  в этом посте - так можно всю жизнь к чему-нибудь готовиться. Вот я получила гуманитарное образование, а вдруг в 50 лет мне захочется стать биологом? Или - вот я проработала всю жизнь дворником, и мне было хорошо, а в 50 мне захотелось поехать в экспедицию, и мне нужен диплом археолога? Вы не можете подготовиться к будущему, потому что вы понятия не имеете, чего будете хотеть.

Во-первых, все-таки есть общие алгоритмы. Если, отправляясь в условное путешествие (по жизни), Вы возьмете с собой условные компас, аптечку и толстый кошелек, то велика вероятность, что Ваше путешествие будет более комфортным, чем без этих предметов. Отметать опыт всех путешествовавших ранее - неразумно.

Во-вторых, подготовка к будущему есть значительная часть нашей СЕГОДНЯШНЕЙ жизни. Я бы не хотела обходиться без этой части также, как и без воспоминаний.

Да, конечно, гораздо комфортнее и приятнее путешествовать с кошельком и имея какой-то плацдарм. Но я предлагаю строить этот плацдарм, исходя из того, куда лично меня влечет, а не просто на всякий случай. То есть сначала все равно - выявление своих мелких влечений (сложно найти крупные, если все мелкие задавлены), обучения себя, как жить счастливо изо дня в день. Это - идеальная база для построения плацдарма.

То есть сначала все равно - выявление своих мелких влечений (сложно найти крупные, если все мелкие задавлены), обучения себя, как жить счастливо изо дня в день. Это - идеальная база для построения плацдарма.

== Хочу сделать на этом акцент. Мне кажется, Катерина, вы недооцениваете степень подавленности и задавленности большинства людей, которые приходят к вам за советов. Вы исходите из того, что человек более жив изнутри, больше понимает себя. А его со всех сторон задавили, надавали по рукам. Он живет чужими идеями, оправдывает чьи-то ожидания. Он себя вообще не знает. Как он может найти большие цели в жизни? Ему надо начинать с нуля. Строить вот эту самую базу себя, начиная с поиска мелких желаний и мелких удовольствий. Он для начала должен построить свой внутренний плацдарм, а потом уже строить внешний.

Он для начала должен построить свой внутренний плацдарм, а потом уже строить внешний.

Согласна. Вы думаете, что самый короткий путь к построению этого "внутреннего платцдарма" - научиться доставлять сейчас себе мелкие удовольствия? Я Вас правильно поняла?

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova

Внутренним плацдармом я называю ощущение стабильности, уверенности в себе и удовлетворенности жизнью (это не значит, что я всего достигла, я могу находиться в поиске). Я думаю, что единственный путь для достижения такого состояния - это научиться реализовывать мелочи, к которым меня радостно влечет, испытывать разные мелкие удовольствия. Все большое складывается из мелочей. При этом, конечно, я не предлагаю становиться дураком и прыгать с крыши или колоться наркотиками. Подобные желания и удовольствия не должны быть очень опасными,  не должны разрушать тело и не должны быть противозаконными.

Отметать опыт всех путешествовавших ранее - неразумно.

== Я не предлагаю его вообще не анализировать. Но согласитесь, если вы идете в горы, то вряд ли вы захотите последовать примеру тех, кто в этих горах пропал, сорвался в пропасть и тд? Опыт предыдущих поколоений я чаще всего вижу именно в таком ключе. Я не хочу жить так, как они. Если же я встречаю таких "путешественников", чей опыт мне нравится, кто лично у меня вызывает симпатию, то, конечно, я буду у них учиться.

Но согласитесь, если вы идете в горы, то вряд ли вы захотите последовать примеру тех

Когда я говорю об опыте, я имею в виду опыт типа "отправляясь в горы, разумно взять веревку, компас и теплые носки." Ольга, те, кто сорвался, тоже (как и не сорвавшиеся) брали с собой веревки, теплые носки и компас. То, что они сорвались, для Вас повод от компаса и носков отказаться? 

Такие узкопрактические вещи из опыта предыдущих поколений я, конечно, хочу и буду учитывать. Но мы говорили о другом. В изначальном посте вы писали о том, что все больше людей ощущают себя потерянными, несчастными, несмотря на то, что внешне их жизнь вроде выглядит насыщенной событиями. Я предложила вариант - научить людей жить мелкими радостями и удовольствиями, научить их отбрасывать то, что им навязано обществом или самими собой под влиянием общества. Я считаю, что так человек может стать счастливым, и может уже дальше ставить или не ставить большие цели. .. Ведь вы же наверняка согласны с тем, что неважно что именно делать, важно, что при этом испытываешь... Вы со мной не согласились по поводу следования вектору "удовольствие", ссылаясь на опыт предыдущих поколений, считая, что не могут же они все быть дураками, если они на удовольствие не ориентировались. И вот конкретно на это я вам возражаю, предыдушим поколениям я не могу доверять, потому что они мне совсем не кажутся счастливыми, я не хочу жить их жизнью. И исследование их опыта для меня - это исследование того, как жить не надо, чего делать не стоит.

Поняла. Многотысячелетняя максима (которая в общем-то и отличает человека от животного)  "чтобы чего-то достичь, надо от чего-то отказаться" "чтобы достичь чего-то большого, надо от многого и отказаться" кажется Вам устаревшей. ОК. Известная от античности группа "получателей удовольствия здесь и сейчас" с удовольствием примет Вас в свои члены. Я только вот думаю: вы (во множественном числе) есть не потому ли, что поколения "неудачников" создали для вас такую материальную возможность? Вам не надо утром собирать дрова, разжигать очаг, носить воду, и много т.д. И вообще-то вас всех кто-то родил и вырастил, едва ли не каждый день отказываясь от своих маленьких удовольствий... 

Но в конце концов все (а особенно так долго существующие) группы в этом мире выполняют какую-то функцию, открывают (или закрывают) для остальных какие-то пути.

И боюсь, что проблемы моих клиенток прямо обратные. Они заблудились как раз не в общественных запретах (не делай этого, делай то!), а в обилии своих маленьких, раноположенных удовольствий (выбирай и делай что хочешь!).  

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

Я только вот думаю: вы (во множественном числе) есть не потому ли, что поколения "неудачников" создали для вас такую материальную возможность?

== Вы считаете, что получение удовольствие должно быть обязательно за чей-то счет? Я могу получать удовольствие и от мытья полов, и от колки дров, и от построения бизнеса. Вы меня совершенно не так поняли.

И боюсь, что проблемы моих клиенток прямо обратные. Они заблудились как раз не в общественных запретах (не делай этого, делай то!), а в обилии своих маленьких, раноположенных удовольствий (выбирай и делай что хочешь!). 

== Я не совсем об этом писала. Я писала о том, что ваши клиентки наверняка создают видимость интересной жизни, для самих себя, в 1 очередь. Если бы у них было обилие маленьких удовольствий, они были бы счастливы. По-другому просто не может быть. Вы можете попытаться это выяснить - на самом ли деле они с радостью и удовольствием делают все то, что они делают или это просто выполнение программы по достижению счастья.

Вы меня совершенно не так поняли.

Вполне возможно. Наверное, проще всего будет, если мы уточним дефиниции - приведите конкретный пример "маленьких удовольствий", актуальных для Вас лично. Я, например, никогда в жизни с удовольствием не мыла полы, всегда только из чувства долга...

Я, например, никогда в жизни с удовольствием не мыла полы

== А мне нравится иногда мыть полы. Когда никто не стоит над душой и не ругает, если не помоешь. Так можно все что угодно превратить в обязаловку, которую выполняешь только из чувства долга.

== Примеров маленьких удовольствий очень много. Это может быть все что угодно, все те же вещи, которые люди делают и без удовольствия. Сегодня может хотеться помыть пол, позагорать, прочесть какую-то определенную книжку или сходить в какое-то место,и все это будет доставлять удовольствие. Завтра всего этого уже может не хотеться, и если я буду себя заставлять или если кто-то меня будет заставлять, то это уже не будет удовольствием. Вот в этом и проблема - что люди чаще всего не ищут того, что именно сейчас, сегодня, доставит им удовольствие, чем им будет интересно заниматься.

И под удовольствием я совсем не имею в виду, что человек теперь не будет ни работать, ни строить, ни учить. Совсем нет. если человек научится находить свои мелкие удовольствия, у него появится куча энергии и интереса что-то созидать.

если человек научится находить свои мелкие удовольствия, у него появится куча энергии

А пока он учится, как полы-то мыть, если не из чувства долга? :))

Катерина, вы же не всерьез считаете, что учиться чему-то можно только из чувства долга?

но я отдала этому 5 лет своей жизни

Ольга, и что, за пять лет совсем не удалось "побыть"?  Ни поваляться на диване, ни прогуляться в лесу? 

Удалось, но очень мало. Для этого приходилось урывать время. И поскольку вся энергия уходила на это обучение, то даже в свободное время "быть" чаще всего не хотелось, не было сил на это. Хорошо помню, как было здорово, когда в отошла от всей этой гонки, где-то через полгода после окончания. Я только тогда начала понимать, что вообще-то можно жить совсем по-другому.

И еще - поскольку вы не можете посоветовать человеку решить сейчас все проблемы, которые у него возникнут в будущем, сделать что-то такое, чтобы и сейчас было хорошо, и в будущем он ни о чем не пожалел, то какой остается вариант? Только искать то, что сделает его счастливым сейчас . Я думаю, что если он будет так жить, и чем больше он будет так жить, тем проще ему будет решать и те проблемы, которые у него возникнут через 20 лет. Если в 40 или 50 лет направление его желаний изменится, то я не думаю, что в мире есть так уж много вещей, которые ну никак нельзя сделать из-за возраста. И всегда придется от чего-то отказываться, всегда какие-то идеи придется менять на другие. Человек, который умеет находить то, что сделает его счастливым, всегда найдет что-то интересное для себя. А человек, который не умеет, может сдаться, погрузиться в депрессию. Или найти очередную псевдоидею как сделать себя счастливым и опять же погрузиться в депрессию, когда она не сработает.

искать то, что сделает его счастливым сейчас

Ну в общем это очень древняя почтенная (как минимум античная) идея, у которой всегда были последователи. Но поскольку на протяжении всей истории люди массово следовали все-таки за другими идеями (исключая некоторые локальные флуктуации, вроде позднего Рима), и объявить их всех дураками у меня нет никаких оснований, осмелюсь предположить, что здесь (в идее поиска сейчасшних удовольствий) есть все-таки какая-то закавыка, сводящая на нет все ее очевидные плюсы...

поскольку на протяжении всей истории люди массово следовали все-таки за другими идеями... то здесь (в идее поиска сейчасшних удовольствий) есть все-таки какая-то закавыка, сводящая на нет все ее очевидные плюсы.

== Известная нам история человека - это очень короткий отрезок времени. И если несколько тысяч лет люди так не поступали, это же не означает, что это ошибочный путь? Давайте посмотрим на результаты того, как поступали они. Лично для меня они плачевные. История человека на данный момент - это история его страданий. Если бы было наоборот, то были бы основания для закавыки, как вы ее называете) А ведь получается наоборот - вся история человечества показывает то, что закавыка как раз там, что-то не так в тех подходах, которые были массово распространены до сих пор. Слишком много несчастливых, потерянных. Значит, что-то кардинально не так в тех подходах, которые были до сих пор.

== Катерина, как вам идея о том, что психика человека может эволюционировать? И что можно не опираться на то, чем человек был до сих пор, как на некую неизменную данность?

И что можно не опираться на то, чем человек был до сих пор, как на некую неизменную данность?

Я говорила о неизменности?

Но можно ли вообще ни на что не опираться? Этому как будто даже физические законы противоречат :)

Но можно ли вообще ни на что не опираться? Этому как будто даже физические законы противоречат :)

== Когда вы лечите психический мир человека, вы можете исходить из того, что есть некая человеческая природа, которая хоть и меняется изо дня в день, но в целом остается неизменной, а можете исходить из того, что весь прошлый опыт человечества - это предыдущий этап его развития. Поэтому очень может быть и так, что люди прошлого были если не дураками, то много тысяч лет жили в разных заблуждениях. Возможно, многие из этих явлений когда-то были эволюционно выгодными качествами, но в современности стали уже помехой для развития и заблуждением в чистом виде.

Ни на что не опираться не получится - это точно. Можно опираться на опыт предыдущих поколений, только лично для меня этот опыт скорее о том, как жить не надо. А можно найти точки опоры в себе самом. Вот, например, как выбрать чем заниматься, на что опираться. Можно сделать так, как делала моя мать, и это будет опора на опыт прошлых поколений.  А можно опираться на особое внутренее ощущение, что вот именно туда меня влечет, что когда я делаю что-то, моя жизнь становится полнее, счастливее. Лично для меня вот это последнее - это настоящая опора. Принимать во внимание чужой опыт я готова только в том случае, если я вижу, что передо мной человек, которого лично я считаю счастливым.

передо мной человек, которого лично я считаю счастливым.

А его собственное мнение о его "счастливости" для Вас значения вообще не имеет?

Просто потому, что для меня гармонично живущим является именно тот человек, который сам себя так ощущает. А счастье для меня - это вообще момент, искра. "Считать счастливым" для меня - непонятное словосочетание. По-моему, длительно могут быть счастливы только клинические идиоты. И, кстати, как насчет получить маленькое удовольствие от "заставить себя"? :)

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova, Алия Гайса

По-моему, длительно могут быть счастливы только клинические идиоты

== Никогда с этим не соглашусь. Получается, длительно быть несчастным или чаще всего быть несчастным - это нормально. А чаще всего быть счастливым, не всплесками, - это патология. По моему, все как раз наоборот.

Поняла Вашу позицию. Ольга, спасибо Вам за разговор. Искренне желаю Вам удачного пути от маленьких радостей к большому счастью. Я с Вами не согласна просто потому, что на описанном Вами пути невозможно не только ребенка вырастить, дружить (очень хлопотное и часто неблагодарное занятие), любить (там очень много прямых страданий), выйти замуж (если не на всю жизнь, то хоть лет на 15-20, меньше и заморачиваться не стоит :)), но даже и собаку завести (в силу особенностей их онтогенеза она неизбежно бывает не только веселым щенком и верным другом, но и капризным, вонючим умирающим стариком, один взгляд на которого - страдание и слезы, а уход за ним - долг) или хомячка (они вонючие очень и опять же: только к нему привяжешься, а он - бац и умер). Но за хреном мне вообще жизнь без всего этого?!! Нет, я уж лучше по старинке, с опытом предков, с долгом, со стиснутыми порою зубами, но и со всем невероятным порою по силе и остроте чувств прибытком, который все вышеперечисленное дает.

Спасибо еще раз за подробное и последовательное изложение Вашей позиции. Если бы Вы не были так серьезны и терпеливы в изложении своих взглядов, я бы пожалуй и не поверила, что такое вообще возможно, и, как и некоторые Ваши оппоненты, приняла это либо за подростковый протест, либо за намеренную провокацию. Но теперь, благодаря состоявшейся дискуссии, я вполне признаю и уважаю Вашу аутентичность и, повторюсь, желаю Вам успехов и неразочарований на Вашем пути. 

Я с Вами не согласна просто потому, что на описанном Вами пути невозможно не только ребенка вырастить, дружить (очень хлопотное и часто неблагодарное занятие), любить

== Подумала над вашим ответом. По сути дела, вы мне и моей жизненной позиции поставили диагноз - любить, дружить и тд невозможно.

== Вы встретились с чем-то новым, как вы говорите, и что вы сделали? Повесили ярлык. Поэтому, когда вы пишете про уважение, признание и искренне желаете успеха, то это выглядит просто, как вежливость, а не как искренность. Вы убеждены, что любить и дружить можно только живя так, как живете вы сами. Как же вы можете относиться к человеку, который выбирает, по вашему, от всего этого отказаться? Было бы честнее написать, что вам чужда и неприятна моя жизненная позиция, что вы считаете, что это путь в никуда, путь прочь от всего живого, что есть в человеке.

Было бы честнее написать, что вам чужда и неприятна моя жизненная позиция, что вы считаете, что это путь в никуда, путь прочь от всего живого, что есть в человеке.

Это Вы сказали :))

А мне - позвольте уж остаться собой (вежливой или еще какой-то) и писать то и так, как хочется именно мне. 

Нет, Катерина, именно это вы и сказали.

Разумеется, я не хочу вам указывать, как и что писать. Я только хотела сказать, что все, что написано вокруг этой мысли (про уважение, признание и добрые пожелания) на меня производит впечатление неискренности, потому что у вас не может быть уважения и добрых пожеланий к тому человеку, который сознательно отказывается любить и дружить.

Нет, Катерина, именно это вы и сказали.

Ну можно я все-таки сама буду решать, что я сказала, а чего не говорила? Или уж добавьте тогда: "мне кажется, что вы сказали..."

"у вас не может быть уважения и добрых пожеланий..."

Вы где-то написали, что готовы чтить закон и не нарушать чужих границ. Исходя из моих взглядов, мне этого достаточно, чтобы принять (но не разделить!) любую Вашу позицию. 

И, кстати, как насчет получить маленькое удовольствие от "заставить себя"? :)

== Это если хочется получить именно такое удовольствие. А чаще всего люди просто заставляют себя и заодно других, безо всякого удовольствия.

Катерина, а как вы думаете - проблема "возрастной" психологии может быть и в том, что общество навязывает эту проблему человеку? Да, понятно, что желания у людей меняются, и направления желаний меняются. И все же было бы гораздо проще жить, если бы людям не говорили, что мол в 40 уже поздно получать новую профессию, в 50 поздно что-то еще и тд. Если бы человек знал, что он в любом возрасте сможет сделать много всего, и общество не будет ему в этом препятствовать, то разве не был бы он гораздо счастливее?

В 40 поздно менять профессию только потому, что в 40 уже хочется быть умудренным опытом профессиональном, а не ассистентом на побегушках, а смена профессии связана именно с этим. Если есть 40-летние, которые к этому готовы, то пожалуйста, конечно.

Профессии ведь разные бывают. Вот например - пара моих знакомых в возрасте 40-45 лет решили бросить офисную жизнь и стали инструкторами по дайвингу. Побегушек для этого не требовалось.

И еще - совсем не обязательно знать, чего ты хочешь от жизни в целом. Иногда может быть достаточно знать, чего я хочу на ближайшие полдня. И если эти полдня я проживу насыщенной жизнью, то потом у меня точно появятся интересные идеи, как прожить следующую половину интересно.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Но на этом пути есть неожиданные сюрпризы...

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Комментарий от одного из моих собеседников на ФБ

Привет Лена! Здравствуйте. Я вот наткнулся на недавний Снобовский пост и почитал несколько человек рассуждающих по поводу неопределённости подрстков и уже не подростков (Жизнь по вектору). Не будучи "активным" членом коммуны я лишён возможности что-либо писать. Мне кажется что помимо всевозможных экономических факторов есть ешё такое понятие как "страх". В детсве страх зайти в тёмную комнату, страх что мама уйдя больше домой не придёт, страх перед громоm/дождём/молнией и чем угодно. Теперь ребёнок подрос, но страх не прошёл. Он только трансформировался в новую форму. Надо занять себя по максимуму и всё врямя буть рядом с кем-то потому что СТРАШНО хоть на минутку оказаться одному в тёмной комнтате когда идёт дождь а мамы рядом нет. Люди как правило не знают чем заняться когда вокруг никого нет. Не знают радости спокойствия. Не знают того что можно и нужно быть одному. Не знают того что быть один и быть одинок не есть одно и то же. Не знают того что можно быть одиноким в толпе. Ищут выхода из одиночества, но очень неразумно. Помните "Алиса в стране чудес" - Алиса бежала по доске пытаясь догнать и чем быстрее она бежала тем дальше всё удалялось от неё. Сделав остановку она вырвалась из порочного круга вечного движения. Вот. Поделился своим соображением по этому поводу.

Эту реплику поддерживают: Лариса Новицкая

Люди как правило не знают чем заняться когда вокруг никого нет. Не знают радости спокойствия.

Страх, безусловно, есть. Согласна с Вашим корреспондентом. Мне кажется, что он совсем почти биологический: если животное перестанет все время шустрить и добывать себе корм, оно просто помрет от голода. В современном обществе место реального голода занял голод виртуальный. Мы как будто бы боимся, что если мы на некоторое время замолчим, и послушаем себя, то нас... забудут? исключат из каких-то списков? Лишат каких-то благ?

Дискуссия утекла от вопроса Катерины. А я всё-таки настаиваю на разговоре с консультируемыми о самостоятельности. Нет у них цели, возникают разные придумки - кройка и шитьё, финансы, живопись. Что они делают при возникновении идеи-чем-себя-занять (чем-залить-пустоту)? Идут на курсы, в кружок, в вуз. Там им (в лучшем случае) ставят навык. Ключевые слова: ИМ и НАВЫК. То есть извне передают инструмент. К цели в жизни это не имеет отношения.

Попробовали бы они что-нибудь, пусть даже то же самое, освоить самостоятельно. Это невозможно без какого-то более высокого, чем навык, системооразующего фактора, а именно, цели. Может быть, так, побарахтавшись сами с собой, они поищут цель? Что-то поймут о себе, а потом уже пойдут за навыками целенаправленно?

Эту реплику поддерживают: Karina Khalilova

освоить самостоятельно. Это невозможно без какого-то более высокого, чем навык, системооразующего фактора

Согласна с Вами. Но тут получается замкнутый круг. Нет фактора, поэтому нельзя пойти за ним в "самостоятельное плавание". Не идешь в самостоятельное плавание (тебе ставят навыки) - не можешь найти фактора. Нет? 

Сто лет назад некоторые женщины в России хотели революцию сделать, царя убить...

Не, ну таких, чтобы сразу убить, очень немного все-таки было :)) Некоторые - хотели конституции, еще некоторые - демократии, как на Западе... А большинство (Россия же все-таки крестьянская страна была) - чтобы хорошо замуж выйти, чтобы мужа в солдаты не забрили, чтобы бил не очень, и чтобы из родившихся деток хоть трое-четверо выжили...

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova

Ну так, а что заставляет Вас думать, что Ваши клиентки представители большинства?

насколько мне известно, у нас в стране детских садов не хватает

Ага, гипотезу принимаем к рассмотрению :) То есть, Вы полагаете, что большинство девушек по-прежнему хочет того же, что и 100 лет назад (см. мой коммент выше)? А бродящие в поисках неизвестно чего по и-нету, клубам, хобби и т.д. - меньшинство, как девушки-террористки конца 19 века?

С поправками на время - да. В смысле, выживаемость детей сейчас выше и в солдаты не бреют надолго. Ну и битье иное стало

Не зря же из всей "психологической" литературы популярнее всего советы как выйти замуж и как похудеть.

советы как выйти замуж и как похудеть

Алена, ну Вы сами себе противоречите: ровно половина (50 процентов) из этого крестьянских девушек 100 лет назад ТОЧНО не волновало! :)))

думаете крестьянские девушки не заботились проблемой соответствия местным стандартам красоты?

Безусловно, заботились, но снаружи от деревни заработать на этом могла разве что пара бродячих коробейников...

Зависело от деревни. У моего прадеда было "кулацкое" хозяйство в деревне до революции. Прабабка занималась льняными тканями. За красивые ткани платили больше.

Это само собой. В Сибири богатые крестьяне и пианино себе в избы ставили. Но мощной индустрии, основанной на стандартах красоты крестьянских девушек, в начале 20 века не было. Да и девушки-крестьянки под чьи-то стандарты за пределами своей деревни "лечь" отнюдь не спешили. Для высших классов все уже было. Хотя конечно сами стандарты были совсем другими.

Катерина, это мне кажется уже по другим причинам. Коммуникационные каналы были слабее, телевизора не было, радио повсеместного и тп.

Но крестьянки наверняка хотели быть как барыни. 

Описанное психологическое явление, как я понял статью, очень емко в свое время было названо как "потерянное поколение". Явление это наблюдалось во все времена, но в условиях "расширенных" потребительских способностей оно конечно же затрагивает гораздо больше людей и приобретает все черты уже общественной проблемы.

Мне очень понравилась мысль, она здесь кажется очень к месту, об устремленности к войне и аналогичным "ярким" эмоциональным переживаниям в условиях "потерянности". Но такая устремленность возникает не у всех, а у "потерянных" лидеров. Основная же масса людей превращаются в "туристов". Не в прямом смысле этого слова, не именно в путешественников по белу свету, хотя это тоже проявление все той же "потерянности", а в "туристов", как это описано у Катерины - надо успеть отметить свое присутствие как можно в большем количестве мест - "я здесь был". В условиях потерянности люди стремятся восполнить отсутствие единства с окружающим миром искусственным увеличением точек соприкосновения с этим миром. Представление об успешности начинает сводиться к подсчету количества "весело" проведенного времени, представления о мире - к подсчету количества увиденного (посещенного), представление о себе - к оценке собственной активности. "Турист" глубоко не копает и надолго не задерживается, но если по неосторожности или усталости притормозил, то наступает вот эта самая растерянность (потерянность поколения), при которой он себя ощущает никому не нужным а саму жизнь ощущает бесцельной.

Представление об успешности начинает сводиться

Павел, а альтернатива, на Ваш взгляд (в современных условиях, когда войны, по счастью, нет, а хлеб насущный вовсе не нужно круглосуточно добывать в поте лица, да и детей, чтобы кормили в старости, в общем уже рожать не обязательно)?

Катерина, а альтернативы никакой нет и быть не может. Дело в том, что состояние, о котором мы говорим, является уже формальным проявлением отсутствия собственного единства с миром (видения мира в себе и себя в мире). Проявлений такой потерянности может быть уйма, и при всей формальной разнообразности они не могут быть альтернативны друг другу по сути. Психофизический мир совершенно однообразен.

У неведения есть лишь одна альтернатива - правильное понимание. Если оно есть, то не возникает неуверенности, опрометчивости, тщетности усилий, жажды или наоборот пресыщенности. Если человек не обрел основ, мировоззренческого фундамента, то что можно ему предложить кроме основ и фундамента. Любая другая альтернатива станет лишь новым "туристическим походом в новые края" - "я здесь был".

Вот Вы пишите: "в современных условиях, когда войны, по счастью, нет, а хлеб насущный вовсе не нужно круглосуточно добывать в поте лица"... Это о чьих условиях Вы пишите? БОльшая часть людей не живет в таких условиях и каждый день проживает в своей разного масштаба войне (и со смертельным исходом, и с отсрочкой столь пугающей нас смерти) и за кусок хлеба бьется на нескольких работах так, что на что-то другое в общем и времени не остается. Поэтому, когда Вы говорите о "современных условях", Вы на самом деле говорите о чьих-то индивидуальных условиях, причем не с точки зрения иного мироустройства, а с точки зрения иного мировосприятия, а именно отчужденного мировосприятия: вот я, а вот условия, в которых я живу, а вот условия, в которых я не живу, а вот я меняю условия (пребываю в иных условиях). А вот во Владивостоке с моста на остров Русский прыгнул первый самоубийца - с почином... А вот меня посещает мысль, что этот прыжок - это ЧЬЯ-ТО проблема, у которой могла быть альтернатива. Так где же эти "современные условия", в которых один прыгает с моста, а другой говорит о пресыщенности, одного бросил муж, а к другой этот муж пришел?

Только не говорите мне о чем-то "среднестатистическом", а то и поговорить то сразу станет не о чем. :)

Вот Вы пишите: "в современных условиях, когда войны, по счастью, нет, а хлеб насущный...

Ну разумеется я пишу именно о тех людях, которые и стали прототипами героинь моего материала. Они живут в мирной стране и не голодают. Скажу Вам даже больше - моя жизнь сложилась так, что я, за редкими исключениями (все их я помню очень отчетливо), не имела дело с людьми, которые массово голодают и постоянно живут на поле битвы.

Но насчет проекций - согласна. Я проецирую так, а Вы иначе, в зависимости от индивидуальных склонностей. Для меня большинство молодых городских жителей сегодня в нашей стране имеют время и возможности, чтобы озаботиться  материальной избыточностью мира и его же экзистенциальной недостаточностью. Перегиб? Возможно, статистику привести не могу. А это ведь Вы писали про то, что где-то на дальнем востоке детей из дома боятся выпустить, потому что их кабаны съедят? И сколько уже съели? :))

Катерина, мы можем отсортировать людей, что-либо укравших в канцелярском магазине, на тех, кто украл карандаши, кто украл бумагу, кто украл кисточки или краски. А дальше построить целую теорию о том, какие условия привели одних к тому, что они украли карандаши, а других к тому, что они украли краски. Но проблемой является не то, что карандаши или краски, а то, что украл. И условия, в которых возникает воровство - это условие неведения, а не условие благосостояния или нехватки у кого-то карандашей, а у кого-то красок.

Вы пытаетесь найти связь психической проблемы (страдания) с условиями проживания, а именно расширенными возможностями для самореализации или реализации желаний. Да, может возникнуть страдание пресыщенности. Но так же в условиях недостатка таких возможностей для реализации своих желаний или устремлений может возникнуть страдание - страдание "голода". Думаете ли Вы, что в неких идеальных условиях "золотой середины" с точки зрения возможностей реализации не возникнет никакого страдания? Уверен, что нет. Так зачем искать причины проблемы (страдания) среди условий существования, если страдание возникает в любых условиях как результат отсутствия правильного понимания, как следует поступать в той или иной ситуации или как стоит жить, чтобы не возникало страданий.

Eudaimonia...

Люблю Вас читать, Катерина. Из-за Вас и подписалась на участие в дискуссии.

 Аристотель  предложил в чем-то похожую на Вашу концепцию вектора, он называл—eudaimonia.. Можно перевести как хорошее состояние духа, внутренняя наполненность, состояние потока от обретения мастерства в какой-то конкретной области или в целом в искусстве жизни. Иногда этот термин переводят как “счастье” или “хорошее состояние духа “ – (eu – хорошее, daimon- дух). Но если посмотреть, как это понятие раскрывал Аристоетль, то он скорее всего имел в виду не состояние удовольствия, а что-то на более глубоком уровне, скорее – глубокое удовлетворение от деятельности, которая помогает достигнуть мастерства (arete)  в какой-то добродетельной области (для греков, НЕдобродетельная деятельность не могла принести счастья, по определению). Это вполне включает в себя тяжелый труд и самоограничение, перед тем, как уровень мастерства жизни выводит человека в состояние наполненности.  Ваше раскрытие темы мне показалось созвучным Аристотелевской этике.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Спасибо на добром слове, Лена.

Да, мне тоже очень нравится понятие "потока" у антиков. У стоиков оно ведь вообще чуть ли не основное. "Быть в потоке" - классное ощущение. Правда, мне кажется, что иногда надо сделать два-три гребка поперек его же, потому что любая гармония четче и острее осознается в сравнении... :))

"для греков, НЕдобродетельная деятельность не могла принести счастья, по определению" - и как же это замечательно на самом деле, и какие же молодцы древние греки! :)) 

Эту реплику поддерживают: Natalia Kuznetsova, Lucy Williams

Вторая история, ну точно про меня!  Десятки  увлечений, занятий, хочется охватить все и так же жаль, что я только думаю о том, сколько книг я хочу прочитать и ни одну толком не дочитываю. Ах, меня охватил стыд. Ушла читать....

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

По Бердяеву, "достигнув духовной высоты, нужно "спуститься за другими". Каждый отвечает за всех. Возможно лишь общее спасение для вечной жизни" ( по памяти, близко к тексту). Может быть, если бы человек чаще задумывался о тех, кому хуже живется, а не только о себе любимом, он, глядишь, и нащупал бы свой смысл жизни?

Интересно, можно ли научить эмпатии? Или это врожденное?

Немножко можно. В биологии это называется "норма реакции"

Симптоматично уже то, что взрослые девушки приходят к детскому психологу в детскую поликлинику :). Мама, советующаяся с детским психологом о жизни своей 22-летней дочки - это песня!

Еще более симптоматично, что такие клиенты принимаются детским психологом и им выдаются рекомендации...

Сразу и не сообразишь, что инфантильнее...

Карина, ну матери всегда остаются матерями (по крайней мере за Россию я уверена). Даже если дочке 50, они все равно все стараются как-нибудь ее жизнь улучшить и с кем-нибудь обсудить. Посоветоваться с психологом - это очень современно :))) 

Современно. И удобно - есть на кого ответственность переложить. Особенно, когда тебе это почти ничего не стоит. 

Мне кажется, что "волшебный пендель" - лучшее терапевтическое средство в случае глухой инфантильности. Гнать, гнать таких надо из душной теплицы родительской (и психологической) заботы!

Кстати, Катерина, а мальчики этого же возраста к Вам приходят с аналогичными вопросами?

Не, некоторое (небольшое) количество мальчиков от 15 до 19 приходит - обычно с экзистенциальными вопросами, да и то, обычно те, которые прежде когда-то у меня с родителями бывали, то есть знают, как я общаюсь. Старше - не припомню, думаю, что у них не то, чтобы проблем нет, им просто западло к тетеньке в детскую поликлинику идти :))

Эту реплику поддерживают: Karina Khalilova

У меня был подобный момент в жизни. Я металась меж двух работ: хотела быть потрясным журналистом, потом возжелала вспомнить про диплом и пошла в школу, затем опять в журналистику. Через какое-то время даже стала правой рукой одного из чиновников. Вышивала, писала, говорила по-английски и т.д. И вот однажды мудрый человек из моего близкого окружения сказал: "Настя, уходи с работы только тогда, когда ты станешь там профессионалом". Я эту мысль поддержала и теперь хочу заявить о себе в той области, в которой тружусь сейчас. Нет, я не мучаюсь, я пытаюсь стать профессионалом (много учусь, постигаю, тренируюсь).

Для меня те слова стали знаковыми. Я из вечно мечащегося искателя превратилась в человека, который хочет быть профессионалом в одном, а не любителем в разном.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Анастасия, а зачем уходить с работы, когда станешь профессионалом? Ведь именно профессионал в своем деле приносит много пользы, двигает свою область вперед, в конце концов получает много денег. Зачем уходить? Чтобы стать профессионалом в чем-то другом? Еще зачем-то?

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Анастасия Моргунова

Дело как раз в том, что уходить уже не захочется. :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова