Антон Сазонов /

Кино на «Снобе»: русская народная фантастика «Огонь, вода и медные трубы»

Спецпроект, посвященный лучшим молодым фильмам, продолжает sci fi Игоря Короткого — о том, как если очень захотеть, можно в космос полететь

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
+T -
Поделиться:

Игорь Короткий — 21-летний студент 4-го курса режиссерского факультета ВГИКа (мастерская В. Хотиненко и В. Фенченко). «Огонь, вода и медные трубы» — первая работа Короткого, зато какая: фантастическая история без диалогов о полете жителя глухой деревни в космос. Фильм получил диплом «Кинотавра» со специальным упоминанием жюри «За упорство и находчивость в решении режиссерской задачи», приз зрительских симпатий на фестивале «Арткино», призы на фестивале ВГИК за лучший сценарий и лучшую работу режиссера в игровом фильме, а также диплом за лучший монтаж на череповецком фестивале «ПРОвзгляд». Сейчас Короткий готовится к съемкам короткометражного дипломного фильма и собирает идеи для полного метра.

Мы бросаем скуке вызов. «Пришел в кино» — это громко сказано. Я просто выбрал себе в старших классах нескучную профессию. После школы подал документы и поступил. До «Огня, воды и медных труб» снимал учебные упражнения. Показывал их преподавателям на занятиях по режиссуре и монтажу. Из серьезных работ есть еще короткометражный фильм «Дело принципа», но он еще почти нигде не демонстрировался.

Три стихии. Идея фильма рождалась постепенно и неспешно. Сначала я снял зарисовку первой части — «Огонь». Потом, понимая, что из этой маленькой истории полноценный короткометражный фильм не получится, я решил добавить к уже имеющейся новелле еще две и назвать все «Огонь, вода и медные трубы». Дальше отталкивался от названия. А когда придумал недостающие эпизоды, стала очевидна необходимость объединить их эпилогом. Пожалуй, на эпилог и ушла большая часть времени. Тут надо сказать отдельное спасибо моим преподавателям, которые бдительно контролировали процесс написания сценария и своевременно давали нужные советы.

Где родился, там и пригодился. Сложности в процессе возникали банальные — все как у всех: поиски творческого коллектива, терки с киностудией из-за экспедиции, отсутствие денег и т. д. Из особенностей: у нас 100% материала снято на морозе. Даже интерьерные сцены снимались в неотапливаемом помещении. Ну и съемочная группа состояла всего из трех человек: я (режиссер), Федор Невров (оператор) и Константин Кузавлев (актер). Поэтому все приходилось делать самим. Сами готовили место съемок, сами ставили свет, даже звук сами записывали (кстати, 90% звука в фильме с площадки). На это уходило много времени, но зато работали в свое удовольствие и без лишней суеты.

Съемки проходили у меня дома в Архангельской области. Если быть точным, в селе Никольск Вилегодского района. Снимали так далеко от Москвы, потому что требовалась глухая деревня, а в пяти км от МКАД такую не найдешь. Все равно необходимо было куда-то ехать. А в плане организации удобнее ехать к себе домой: жить есть где, реквизит весь под рукой и т. д. и т. п. Плюс актер — мой школьный приятель, местный житель. Я его снимал еще в своих учебных упражнениях, и он понравился преподавателям. Так что в некотором смысле я держался за актера.

Лед. Компьютерную графику мы использовали только в одном месте — в последнем кадре фильма. По сюжету герой улетает в космос на летающей тарелке. По правде сказать, на стадии съемок у нас не было четкого представления, как впоследствии будет выглядеть взлет НЛО. Мы сделали общий план ночной деревни и положились на мультимедийщиков. Самое забавное то, что заинтересованного студента с факультета мультимедиа нам найти не удалось, и ситуацию в результате спасла моя однокурсница — Дарья Домуховская. Значительно больше усилий было затрачено на саму летающую тарелку, которая выполнена в натуральную величину, так как в нее должен был залезать актер. Строили мы ее из ледяных пластин толщиной в 3-4 см, которые крепились саморезами на деревянный каркас. Пластины готовили заранее — за месяц до съемок: заливали водой специальные формы на 30-градусном морозе. В общей сложности получилось около 40 деталей совокупной массой примерно в 350 кг. Сами съемки проходили уже в марте, поэтому наша декорация днем постепенно плавилась на солнышке. Если присмотреться, то в кадре можно увидеть сосульки, свисающие с НЛО. Сам деревянный каркас на металлической треноге еще всю весну стоял у меня в огороде.

Учиться, учиться и учиться. Преподаватели в целом фильм похвалили, но была масса профессиональных рекомендаций. Многое я сразу исправил. Кое-что оставил на свое усмотрение, так как нас насильно не заставляют прислушиваться к советам. Сейчас, честно говоря, непредвзято смотря на материал, вижу, что надо было прислушаться. Возможно, кое-что домонтирую и в ближайшем будущем выпущу версию 2.0.

 

Другие фильмы проекта:

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.

Комментировать Всего 1 комментарий

Интересная концовочка:) Особенно, как он ушаночкой взлетел.