Четыре женщины Петрушевской, два икса и еще 8 арт-хитов июля
1. Спектакль Федора Павлова-Андреевича «Танго-Квадрат» в Центре им. Мейерхольда 8 июля
Федор Павлов-Андреевич поставил пьесу своей матери Людмилы Петрушевской, написанную специально по просьбе Федора, по отдаленным мотивам фассбиндеровских «Горьких слез Петры фон Кант». Июльские спектакли страхует титр work-in-progress, настоящая премьера — осенью, впрочем, можно было и без страховки, уже очевидно, что «Танго-Квадрат» — один из лучших спектаклей из доживающего последние деньки старого, и грядущего в сентябре нового театрального сезона. Это история о любви, в которой слово «**бовь» не произносится — почти как слово «б*г» в иудаизме. Это не просто театр, и даже не только «феатр», это представление, разыгранное живыми марионетками, за акробатическими движениями которых — настоящие, человеческие нерв и боль: здесь не имитируют реальность, здесь ее переплавляют в нечто совсем другое, странный фантастический мир, отчего узнавание только острее. Это танц-опера, в которой не поют: музыкальной партитурой становится текст Петрушевской, разложенный на четыре голоса удивительных участниц квартета-квадрата. Его энергетический центр — актриса театра «А.Р.Т.О.» Юлия Шимолина, ее ледяную возлюбленную (почти висконтиевского ангела смерти Тадзио, только в обличье ленирифеншталевской завоевательницы из Подмосковья) играет певица Женя Борзых (в очередь с ней в этой роли может появляться Настя Игра Цой) Рамуне Ходоркайте — единственная в компании танцующих женщин профессиональная балерина, героиня Дины Мирбоязовой молчит вплоть до последних минут спектакля, но имеет полное право считаться незаменимой составляющей этого подвижного и говорливого многоугольника. Из слова «**бовь» выпадают буквы «эль» и «ю», коллективное тело спектакля лишено рук — актрисы на сцене, похожей и на подиум, и на операционный стол, облачены в платья, стягивающие тела словно смирительные рубашки. Это неудобное, если не мучительное, ограничение приводит к мощнейшей концентрации энергии: танго — как удар под дых, меткий укол в сердце, резкий и хлесткий жест с обманчивым, дискотечно-лаунжевым прологом. В нем зрительскую бдительность усыпляют нежные песни в темной комнате. Песни, тревожно обрывающиеся на полуслове.
2. Концерт Blur на фестивале «Пикник Афиши» в Коломенском 13 июля
Великая британская группа приезжает на фестиваль «Пикник «Афиши», завершающий громкую летнюю серию музыкальных фестивалей под открытым небом. Blur, воссоединившиеся в 2008-м, отметили этот год выпуском коллекционного бокс-сета, набитого аудио- и видео-редкостями, и выступлением на барселонской «Примавере». На московских лужайках и афишах их название оказывается неожиданно созвучным русским звездам «Пикника»: Blur и «Сплин», как близнецы-братья.
3. Выставка Ребекки Хорн в Мультимедиа Арт Музее до 14 июля
Большая персональная выставка крупнейшей немецкой художницы подходит к концу. Последний шанс подружиться с меланхоличными кинетическими объектами, схватить за полу пиджака дух Бастера Китона и оказаться в пространстве, где перформанс становится кино, а жизнь — инсталляцией.
4. Концерт Ланы Дель Рей в московском Crocus City Hall 15 июля и санкт-петербургском Ледовом дворце 17 июля
Есть такая душеспасительная англоязычная поговорка, императив оптимизма — «good things can come to those who wait», вольная рифма к цоевской фразе «любовь стоит того, чтобы ждать». Лана Дель Рей, томная американская девушка с голливудских холмов, как любовь; российская часть еу тура к переизданию альбома «Born to Die» должна была пройти еще в июне, но из-за болезни певицы сместилась на месяц вперед. Чтобы самые красивые песни плавились вместе с раскаленными солнцем столицами.
5. Концерт BadBadNotGood в клубе «16 тонн» 15 июля
Инструментальное трио из Торонто, очень обаятельное, бескорыстно размещающее альбомы на своем официальном сайте и играющее завораживающий нео-джаз, нечто среднее между академической и ресторанной музыкой. С инъекциями хип-хопа.
6. Балет «Онегин» Джона Крэнко в Большом театре с 12 по 21 июля
Премьера балета на музыку Петра Чайковского, одного из шедевров легендарного хореографа — уроженца ЮАР, возглавлявшего Штутгартский балет. Крэнко (1927-1973) выпестовал Ноймайера, Килиана, Форсайта. Никто не забыт, ничто не забыто.
7. Ретроспектива Оскара Рабина в Мультимедиа Арт Музее с 20 июля
Экспозиция ранней графики Оскара Рабина, инициатора «Бульдозерной выставки», приурочена к 85-летию художника. Одновременно с ней в Белом доме Ольги Свибловой открывается высокотехнологичная выставка Playtime — полностью интерактивная экспозиция, посвященная компьютерным играм и искусству, ими спровоцированном. Но Рабин, как ни парадоксально, выглядит живее и современнее.
8. Концерт The XX в Crocus City Hall 23 июля
За названием, похожим на опечатку, стоит модная и талантливая британская молодежь, играющая интеллигентный инди-поп. Вошли в звездный состав участников саундтрека к «Великому Гэтсби» — духовные наследники фитцджеральдовских денди ждут с нетерпением.
9. Выставка «Расширенное кино-3. Мокьюментари: Реальности недостаточно» в ММСИ на Гоголевском бульваре по 26 июля
Часть Медиафорума, параллельной секции Московского фестиваля, ориентируется на видеоарт. Впрочем, видеоарт — слишком бедное определение для экспериментальных работ, балансирующих на грани кинематографической выдумки и реальности. Хедлайнер — Омер Фаст с болезненным и эпическим фильмом «Непрерывность». Другой обязательный для просмотра пункт «Расширенного кино» — упоительная инсталляция Романа Мокрова и Сергея Муравьева «Домой»: влажная Русь, группа «Дорз» и илистая река мягкой иронии.
10. «Черный котел» Натали Юрберг и Ханса Берга и Кунсткамера Яна Шванкмайера в ЦСИ «Гараж» до 25 августа
В «Гараже», как всегда, дорого и модно: звезда этого лета — Натали Юрберг, шведско-немецкий художник, известная пластилиновой анимацией — брутальной, поклоняющейся и Эросу, и Танатосу. «Черный котел» — новая серия ее мультфильмов для взрослых, инсталлированная в пространство «Гаража» вместе со скульптурами-мебелью. Соавтор Юрберг — ее бойфренд и композитор Ханс Берг. Их фантазии уживаются в одной коммунальной квартире сюрреализма с «кунсткамерой», посвященной гениальному чешскому мастеру Яну Шванкмайеру: рискованное, но очень эффектное соседство. Творчеству Шванкмайера отводится «провинциальный музей», встроенный во временный павильон «Гаража». Все, что входит в его коллекцию — от фильмов до рисунков и объектов — курьезно и удивительно.