Виктории Спирягиной 24 года. В детстве училась в Московской художественной школе №3 им. Ватагина, дополнительно занималась гончарным и ювелирным делом. В 14 лет Виктория нашла детскую студию анимации, в которой преподавали Владимир Зуйков и Елена Баринова: «Это было очень счастливое время. Мне почти ничего не рассказывали, просто сказали: «Садись и рисуй». Пришлось самой как-то выкручиваться и придумывать, как рисовать движение». От преподавателей Виктория узнала, что во ВГИКе есть факультет анимации и, отучившись в колледже на художника-мультипликатора, поступила «на режиссуру» во ВГИК. Мультфильм Спирягиной «Как Гонсуке лису ловил» участвовал в Большом фестивале мультфильмов, Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале, фестивалях «Золотая рыбка», «Святая Анна», «Движение», а этим летом едет в Корею на фестиваль SICAF. 

О встрече с Гудвином. Мне с детства хотелось заниматься анимацией. Родители показывали хорошие мультфильмы. Когда по телевизору шли фильмы Назарова, Хитрука, Черкасского, мы собирались все, кто бы чем ни занимался, и смотрели вместе. Еще я читала книжки, где было буквально полслова про анимацию, и пыталась делать что-то сама. Потом, в детской студии анимации было много кассет с фестивалей. Это были совсем другие мультфильмы, я таких никогда не видела и, конечно, все это произвело на меня большое впечатление. Там были фильмы Кэролайн Лиф, Прийта Пярна, Макларена, Рыбчинского. Родители говорили, что, может быть, мне повезет, и когда-нибудь я встречу художника с «Союзмультфильма», и он сможет это отснять. Тогда мне казалось, что это просто невозможно. Что встретить настоящего мультипликатора – все равно, что встретить Гудвина. Сейчас мне немного странно, оттого, что в моя детская мечта сбылась, и я занимаюсь тем, чем хотела. У меня много сомнений по этому поводу. Слишком уж все гладко.

Об ориентализме. Мне нравятся все эти восточные истории про лис, я прочитала много рассказов Пу-Сунлиня, какие-то японские и корейские сказки. В итоге остановилась на японской сказке «Лиса-брадобрей с горного перевала». Понравился главный герой — он такой дурачок. Самым сложным оказалась работа над сценарием. Этого не заметно по фильму, т.к. он полностью сделан по сказке, но все должно было быть по-другому. Изначально была идея кукольного мультфильма, героями должны были быть современные персонажи, которые поехали в Японию, и встретили в метро лисицу кицуне в маске театра Но. Она и должна была рассказать им сказки про себя. И одну из этих историй я сделала. Были готовы декорации и куклы, но как-то все не складывалось. Я находилась в полном отчаянии. Потом все бросила и решила, что сделаю уже что-нибудь или не сделаю фильм никогда. Дальше последовала история везений и чудесных совпадений. Мой фильм мастера порекомендовали в запуск, его профинансировали. Со мной согласилась работать прекрасный аниматор студии «Пилот» Женя Жиркова. Мы получили помещение на год. Ну и, конечно, мне очень повезло с актером. 

О Викторе Сухорукове. Меня одногруппник позвал на съемки фильма Камилы Сафиной «Чиппендейл» помогать. Надо было готовить еду на группу, потому что девушка, которая должна была это делать, не смогла поехать. Камила позвала Виктора Ивановича сняться в ее курсовой работе, и он согласился. Пока я готовила обед на кухне, в соседней комнате Камила что-то объясняла Сухорукову. И когда он стал играть, я просто не могла оторваться, у него очень мощная энергетика! Но телефон его я уже взяла на «Мосфильме». Сказала, мол, так и так, делаю мультфильм дипломный во ВГИКе, не мог бы он его озвучить. Согласился посмотреть. Я приехала в театр им. Моссовета, он не досмотрел материал до конца и согласился.

О выигрышах. Про помещение, где мы работали, — отдельная история. Нам с друзьями повезло. Они создали творческое объединение «Невидимые друзья» и приняли участие в конкурсе, который объявил дизайн-завод Flacon. Нужно было снять ролик о том, чем мы занимаемся и зачем нам помещение. Призом стала аренда на год. И мы выиграли. Отличное время мы там провели, сняли несколько коммерческих работ и несколько авторских анимационных фильмов. А звук мы уже записывали во ВГИКовской студии. Было интересно работать, поскольку все происходило в первый раз. Музыку мне писал прекрасный композитор и мой друг Алексей Зеленский, для него это тоже был интересный опыт, так как он тоже первый раз писал музыку для мультфильма. 

О точке невозврата. Технику, использованную в фильме, называют «перекладка». Это техника покадровой съемки на фотоаппарат плоских марионеток, сделанных из бумаги (в моем случае — целлулоид и фольга). Перекладку делать, наверное, быстрее всего, к тому же она может быть очень выразительной. И есть возможность использовать разные фактуры. Еще, пожалуй, одна из самых важных вещей, это то, что ты видишь своего персонажа сразу таким, какой он будет на экране. В классической рисованной технике путь до конечного изображения очень долгий. Еще мне нравится, что совершенно не остается ничего, после того, как сцена сделана, то есть, вы снимаете и нет пути назад, все происходит здесь и сейчас. У вас есть доказательство того, что вы делали только в отснятых кадрах. В этом смысле еще больше мне нравится техника живописи по стеклу, после нее вообще ничего не остается, только фильм. А что касается перекладки — это же, помимо всего прочего, довольно дешевая техника.

О проблемах ВГИКа. Сегодня появилось много мест, где люди могут получить профессию мультипликатора. Во ВГИКе при мне появились новые кукольные павильоны, хромакей-студии, классы с макинтошами. Но, мне кажется, какие-то вещи тормозятся из-за сложной системы отчетности, все-таки это государственный институт. От этого страдают и преподаватели, и студенты. Но там есть предметы, которые не будут преподавать на курсах, вроде истории кино, эстетики, культурологии. Сейчас все можно найти в интернете, дальше уже дело желания и упорства. Есть и удаленные курсы по skype. Появились люди вообще с другой стороны, я слежу за группой по motion-дизайну и вижу, что они решают те же самые пластические проблемы, что и мы (это же прямо Макларен!). Но они занимаются рекламой и прикладной анимацией в основном.

О продолжительности. В данный момент я работаю художником-постановщиком на фильме Наташи Суринович, мы делаем историю о лисе Ренаре, по средневековому роману. Также я думаю и над своим следующим фильмом, есть идея, но пока рано говорить. Я бы очень хотела сделать полный метр, но попозже. У меня пока нет опыта. Но условия для этого, как мне кажется, есть. Студии заинтересованы в создании полных метров, ведь их показывают в кинотеатрах. С короткометражками все гораздо хуже, их практически никто не видит. Только на фестивалях или в интернете. Возможно, я ошибаюсь.

Другие фильмы проекта. 

  • «Мы делили апельсин»
  • «Песочница для слона»
  • «Костя»
  • «Норма жизни»
  • «На медведя»
  • «При выходе на забывайте свои вещи»
  • «Алехин»
  • «Ужин»
  • «Дождь идет»
  • «Рифмы матушки гусыни»
  • «Огонь, вода и медные трубы»
  • «Всех, кого люблю, возьму с собой»
  • «Опасная зона»
  • «Новые приключения коня-людоеда»
  •  «Катя Креналинова»
  • «GQ»
  • «Пишто уезжает»
  • «Рыбалка»
  • «Пианизм»
  • «Шиповник»
  • «Мой странный дедушка»
  • «Дедушка уезжает в Индию»
  • «Дорога на»
  • «Песня механической рыбы»
  •  

    Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected]