С Олегом Виханским, одним из основоположников российской школы менеджмента и деканом Высшей школы бизнеса МГУ, беседует Андрей Шмаров.

А.Ш.: Что изменилось в бизнес-образовании в связи с кризисом?

О.В.: В первую очередь традиционные программы MBA, которые в основном и практиковали школы бизнеса, начинают сокращаться и даже сворачиваться, спрос на них резко упал. В то же время есть очень интересное новое проявление: растет спрос на качественный Executive MBA — серьезные бизнесмены, солидные люди говорят, что в кризис самое время поучиться. Но к ним готово малое количество школ, потому что этим ребятам не нужны приемы, навыки, какие-то традиционные курсы (маркетинг, финансы), они уже не собираются делать карьеру. Им нужно систематизировать то, как они работали, где они какие ошибки сделали, как им дальше себя вести, что делать со своим бизнесом. Они смотрят в корень, на такие аспекты, которые начинающим эмбиэйцам кажутся второстепенными, скажем, на морально-этическую сторону бизнеса. Мы начали программу Executive, и очень хорошо получается, я получаю от нее огромное удовольствие.

Второе — онлайновое обучение. Нет денег, нет просто даже необходимости ехать учиться фундаментально в Москву. Когда мы отстроим учебный процесс (с одной канадской фирмой, они нам будут устанавливать специальный софт и организовывать, так, как это делается в Америке), я думаю, здесь тоже будут очень большие перспективы.

Executive MBA — очень интересно, но меня беспокоит, что плеяда молодых людей исключается из процесса обучения на время кризиса, некоторые навсегда.

Это правильное наблюдение. У нас уже начал было появляться слой российских yuppies, профессиональных ребят, которые настроились на то, чтобы делать карьеру. И вот ему этот кризис нанесет серьезный ущерб, не меньший, чем в области финансов, производства и так далее. Получится провал, как в 90-е годы, когда нанесли ужасный удар по инженерным специальностям. Сейчас электростанции рушатся не только потому, что там техника устарела, а потому, что там работают люди за 60 лет, которые уже не в состоянии выполнять свою работу нормально, а новых-то нету.

А дистанционная технология способна обеспечить приемлемое качество образования?

Да, традиционные формы заочного обучения — это очень сильная профанация, которую придумали в советское время. В области менеджмента заочное обучение в принципе неприемлемо. Но в данном случае речь идет не о заочном обучении, а об очном, но в дистанционной форме. Сейчас есть такие технологии обучения, которые, конечно, линейного менеджера, лидера не подготовят, но вот человека, который будет заниматься определенной функциональной деятельностью, — вполне. General management, Executive невозможны в заочной форме. Потому что они должны просто сидеть вместе, работать над проектами. А вот MBA на уровне повышения квалификации, такой апгрейд — да.

А нужен ли вообще МВА? Не является ли кризис результатом усилий менеджеров, обученных по исчерпавшим себя идеологически программам?

У нас он точно провалился идеологически. Сейчас идет квалифицированный народ, они ездят по миру, читают переводные книги, и рассказывать им базовые вещи уже бесполезно. Реальный рыночный кризис совпал с кризисом идеологии бизнес-обучения: рынок упал, у людей денег нет, а параллельно выросло качество их запросов.

А вы уже знаете, что им нужно?

Важно понимать то, что от них ожидает компания. Он пришел, а ему начинают долдонить: микро, макро. Да не нужно ему микро, макро, понимаете! Или говорят: «Вы не умеете строить какие-то аналитические модели». Зачем они ему?! А бизнесу нужны три вещи. Во-первых, чтобы они умели идентифицировать проблему, потому что они приходят уже с готовыми решениями, а нам они не нужны, это решения из книжек. Второе — чтобы они, идентифицировав проблему, умели находить ее причину, а они не умеют этого, смотрят очень поверхностно, у них есть на все готовые ответы. И третье — чтобы они выходили с высоким уровнем ответственности за свои действия.

А происходит ли сдвиг, когда люди, планировавшие ехать на Запад, идут теперь в наши школы и получают за существенно меньшие деньги более или менее качественное образование?

Это уже происходит года три-четыре, здесь три момента сказываются. Первый — на Западе дорого. Второй — на Западе нагрузка гораздо выше, не все на это готовы, приходится отрываться от работы, очень многие боятся, что они ее потеряют. Третий — уже можно поучиться здесь, и не отрываясь от нашей реальной действительности.

Эйфория по поводу выпускников западных школ года три назад прошла в компаниях. А еще недавно тех, кто сделали MBA на Западе, брали на бешеные зарплаты, в 2-3 раза превосходящие зарплату ребят, которые уже у них работали, что создало очень серьезные внутренние коллизии. Потом начали осознавать, что они продвинутые ребята, у них хорошо поставлен язык и т. д., но с точки зрения стремления вскрывать проблемы и, самое главное, эти проблемы потом решать, они себя как-то не проявляли. И потом они уже с трудом включаются в нашу систему, они уже видят бизнес другим — таким, какой он есть на Западе. А наш бизнес еще совсем в другой ипостаси, в другом состоянии. Этот момент присутствует.

У нынешних абитуриентов сместились ориентиры в связи с кризисом или нет? Раньше MBA шли получать в расчете устроиться в консалтинг либо в инвестбанк...

Наметилась четкая поляризация. Первые — это те, кто ориентирован на карьеру в крупных холдингах, то есть на спокойную жизнь, гарантированную, зарплату более-менее большую, престижную работу с точки зрения бренда. И вторая волна — ребята, которые шли для того, чтобы заняться собственным бизнесом. Они говорят: «Я у вас поучусь и уйду к чертовой матери из этой компании, меня вот так достало, хочу открыть собственный бизнес».

Катастрофа в том, что количество таких ребят сейчас резко сократится, потому что знаете, кто именно в основном шел по второй волне? Это ребята, связанные с IT, с новыми технологиями. У них масса идей в голове, они очень начитанные, грамотные, кончили Физтех, ВМК. Если их вымоет кризис — это будет самая большая трагедия. Если не будет хватать менеджеров с MBA для крупных компаний — не страшно, их купят на Западе. А вот для предпринимательства, которое связано с созданием уникальных или оригинальных продуктов, — если сейчас MBA для них провалится, это будет самая большая проблема для нашей страны.

Кстати, а качество МГУ — мехмата, физфака и ВМК — сопоставимо с тем, что было лет 30 назад?

Там, где в основном наука связана с работой серого вещества, там в принципе все неплохо. «Мехматяне» становятся классными аналитиками, расчетчиками и уезжают в основном за границу, работать в инвестбанки, в страховые компании. ВМК — неплохо, а может быть, даже хорошо. Тем более сейчас новые технологии, там суперкомпьютер стоит. Проблема физфака очень серьезная. Дело в том, что современная физика не может быть только ручкой и бумагой. И серым веществом. Она делается вся на очень сложных технологиях. А физфак, мне кажется, чем был в наше с вами время, примерно тем же и остался.

Что будем делать все-таки с выпускниками «умных» специальностей, которые хотели свой бизнес устроить и поучиться в бизнес-школах?

Я считаю, что для таких ребят должны быть специальные государственные стипендии либо гранты. У нас же нет фондов, которые выдают стипендии для обучения. Я имею в виду, допустим, получил грант и поехал в Стэнфорд.

Если бы нам разрешили выдающимся студентам давать право учиться бесплатно — я б с удовольствием на это пошел. Но нам же не разрешают этого!

Почему? Кто?

Считается, что здесь начнется коррупция. Вот у меня оплата 500 тысяч, и я ему сказал: «Парень, ты не платишь 500 тысяч, я тебя зачисляю забесплатно, но 250 отдай мне». По-своему, может быть, они и правы... Мой товарищ пришел в один коммерческий вуз руководителем: «Проверил и выяснил, что там 50% студентов имеют либо скидку, либо вообще освобождены от оплаты. Причем университет в печальном состоянии. Когда я отменил это, ко мне пришла одна мамаша, такая вся в бриллиантах, и говорит: «Слушайте, мы с вами разве не договоримся, как с предыдущим ректором?» — «О чем?» — «Ну как? Почему вы моей дочке отменили, почему она должна платить?»

Вот для таких ребят, которые готовы заниматься своим собственным бизнесом, должен быть специально создан какой-то государственный фонд, который дает им гранты на обучение. Это единственный способ решить эту проблему.

Ваши дистанционные программы когда заработают?

С января. Думаю, что мы запустим максимум сто человек.

Сколько у вас будет стоить дистанционный курс?

Где-нибудь от 60-80% от стоимости основного курса.

А диплом будет...

Диплом будет такой же, одинаковый. Потому что они будут сдавать вступительный экзамен, причем приедут сдавать экзамен к нам.