Кино на «Снобе»: Панорама нового потерянного поколения Lost Boys
Варваре Обросовой 27 лет. «Я родилась в пятницу 13-го в 13:00. Мне кажется, в этом что-то есть. Кроме того, всегда хочется верить, что ты — это нечто совсем иное, с новым пониманием и видением мира. Везде ищешь знаки и подтверждения тому». Училась Варвара киноведению во ВГИКе: «Поступила туда, хотя хотела на художника-аниматора, но экзамены киноведов мне показались проще. Глупо, конечно. Но я бы не стала ничего менять. Я была не готова тогда еще пойти навстречу знаниям. Было много ненужных стереотипов в голове. Вообще все пять лет во ВГИКе — лишь очищение от ненужного». Главная и пока единственная работа Варвары — документальный фильм Lost Boys, об очередном, еще молодом, но уже потерянном поколении.
«Я не режиссер на бумажке»
Образование — это довольно формальная вещь. Нельзя научить кого-то быть актером, художником или режиссером. Можно дать человеку техническую базу, понимание ремесла, но если он не горит этим, если он не режиссер (актер, художник и т. д.) в своем сердце, если у него нет видения, то все это совершенно зря. Поэтому то, что я не режиссер на бумажке, меня совершенно не смущает. Порой это даже плюс.
«Моя глупость и самодурство»
Мой самый главный в жизни преподаватель — мое сердце. У Ричарда Баха есть отличные слова: «Найди величайших учителей, задай им труднейшие вопросы — они никогда не скажут: “Изучай философию” или “Защити диссертацию”. Они скажут: “Ты уже знаешь”». Отчасти, это мое жизненное кредо. Читаю много, слушаю, смотрю, запоминаю, стараюсь учитывать мысли действительно умных и талантливых людей, но последнее слово всегда за моим внутренним пониманием. Вполне возможно, что мои ошибки — это часть моего стиля, а возможно, наоборот, это моя глупость и самодурство, — думаю, я узнаю это в конце, но в любом случае всегда буду помнить, что была верна себе и это уже плюс.
«Вырываться наружу матерным хрипом»
Lost Boys — как видеоаватар: то, что представляла собой я, Варвара, на момент съемок. Мне сложно это объяснить, но я просто всегда знала и видела перед собой то, что вышло. Героев я искала таких, которых я бы знала и которые бы все носили в себе часть меня, а также нечто, что меня бесит и доводит до исступления. Четверо — режиссер, музыкант, художник, поэт — это все виды моего самовыражения, но эти герои неоднозначны. Я специально выстроила их по возрастанию внутреннего накала от самого спокойного и для кого-то скучного к самому неустойчивому и надрывному. Надрыв — очень странная вещь, он может быть немым и бессословным, а может вырываться наружу матерным хрипом. Показать контраст и одновременно отселить всех лишних людей. Тех, кому скучно, кто боится мата, кто ищет чего-то выхолощенного и слаженного. Мой фильм довольно непричесанный. Все, чего я хочу, — это чтобы обленившийся зритель пробирался сквозь стену, которую я для него построила в виде звука и видео. Сделай шаг навстречу фильму, открой сердце, будь непредвзят. Там много литературных связок между кадрами — они говорят о героях значительно лучше, чем я сейчас. Кстати, всех в фильме объединяют стихи последнего героя — очень важно не просто выслушать их, а услышать, ведь это и есть пульсирующая живая правда. То, что некоторым из них не выразить о себе словами.
«Сочувствую тем, кто смотрел фильм»
Съемки прошли так легко, будто я делала все это уже тысячу раз, с оператором Александром Мартыновым у нас было отличное взаимопонимание. Вообще, стоит отдельно заметить, что не просто человек за камерой, это личность, которая еще выстрелит. Вот увидите. А сложнее всего для меня было только слышать свой голос потом на видео — вот это действительно ужасно. Я правда сочувствую тем, кто смотрел фильм.
«Приговор поколению»
Мой фильм ни в коем случае не манифест. Если б это было так, то означало бы определенный итог, приговор поколению, это было бы нечестно. Ведь я знаю, что даже если кто-то сейчас потерялся, запутался, кристаллизовался, у него всегда есть шанс вовремя проснуться и начать все заново. Я вижу этих людей как поколение, которое ищет себя с большой черной дырой в груди, в которую дует мусорный ветер из всего на свете. Пустота — это то, что мешает нам жить, делает нас потерянными, но не пропащими.
«Схватить мир за грудки»
Фильм поддержало Министерство культуры РФ только потому, что мне очень везет. «Россфильм» — кинокомпания, где я уже один раз работала в качестве художника-постановщика фильма «Баги». И это очень классные люди. Они просто вдруг предложили мне написать заявку. Это была моя первая в жизни заявка, я даже не знала, как они пишутся, но она прошла. Мне чудно разделять в себе художника и режиссера, ведь я всего лишь человек, который пытается максимально выразиться. Просто рисовать или просто писать текст для меня слишком тесно, так же как просто снимать что-то. Я хочу схватить мир за грудки, пытаюсь понять его и максимально много познать о сущности вещей. А через это познание выражаю себя, узнаю о себе то, что, должно быть, я знала, до того как родилась, до того как общество начало довлеть надо мной, навязывая шаблоны и парадигмы мышления. Но, возвращаясь к теме «художник — режиссер», хочу добавить, что я жду своего часа. Через некоторое время, когда я буду опытнее, умнее, сильнее, злее, родится фильм, в котором будет все: и документалистика, и рисунок, и даже моя музыка. Это будет настоящее глубокое высказывание. Кое-какие наброски уже есть. Но пока незачем суетиться. Суета — это то, что губит все на корню.
«Я была лоботрясом и халявщиком»
Документальное кино — это то, что мне всегда было скучно во ВГИКе (я была лоботрясом и халявщиком), и то, что сейчас вызывает у меня просто закипание крови в жилах, каждый раз я жду откровения. Мне интересен каждый человек, каждое лицо и возможность наблюдать жизнь на экране — это очень сильное переживание для меня сейчас. Однажды я доберусь и до игрового кино — я это точно знаю. Но пока меня это мало интересует.
Другие фильмы проекта:
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected]