Георгий Абдушелишвили: Топ-терминатор

Топ-менеджеры, востребованные в кризисных условиях, должны обладать решительностью, цинизмом, уметь защищать и нападать

+T -
Поделиться:

Андрей Шмаров: Вы, хедхантеры, профессиональные потребители продукции бизнес-школ, наблюдаете какие-то обусловленные кризисом сдвиги в подготовке специалистов, в структуре выпускников?

Георгий Абдушелишвили: Вообще-то наш продукт — чуть более старший и опытный человек, чем выпускник, потому что клиенты, которые нас просят о помощи, хотят людей повзрослее и на большие роли.

Ректор Высшей школы бизнеса при МГУ Олег Виханский рассказывает, что они активно запускают программу Executive МВА для опытных людей.

Совершенно верно. Во-первых, они не только значительно меняют свою аудиторию, но и предлагают новые программы, например, для государства. Второе. Они укорачивают свои программы. Действительно, сейчас невозможно себе позволить на два года отвлечься от реальной жизни. И третье, насыщают программы более современным контентом, меняют кейсы. Сколково может превратиться в одну из лучших бизнес-школ именно потому, что они собирают у себя современные кейсы, а не те, которые скопились в Гарварде за последние 50 лет.

За последние пять месяцев количество высокооплачиваемых вакансий на сайтах агентств увеличилось на 30%. Это говорит об увеличении деловой активности?

Неоднозначно. Раньше считалось, что поиск руководителя надо вести непублично, через знакомых, хедхантеров. Сегодня неохотно платят профессиональным консультантам, поэтому почему бы не опубликовать даже высокие вакансии в Интернете и в СМИ.

Далее, ну что такое кризис? Деньги перестали инвестировать, а потребители перестали их тратить, и возник такой определенный стоп. Но перераспределение собственности идет активно, а одновременно меняют и народ, движение людского капитала стало более активным. Отказались от иностранцев, нужны наши симпатичные, ироничные и решительные руководители. Да и государство тоже просит новую кровь.

Если вернуться к началу кризиса, то тогда весь корпоративный рынок сказал нам: спасибо, вы нам больше не нужны. А сегодня количество просьб о помощи найти людей, в общем, сравнимо с докризисным и постоянно нарастает.

Государство? Если приходит госкорпорация, то это я еще могу представить — типа руководитель HR-службы. А от министерства — кадровик, что ли? Типа отставник из органов?

Нет, от корпораций приходит генеральный директор или акционер, потому что для него человеческий актив — это самое важное. А от министерства, да, условно говоря, кадровик, хотя они тоже сегодня... может зайти и 28-летний парень, очень современно рассуждающий.

Впрямь у Сколково очень качественные выпускники?

Пока рано говорить, потому что их программы только начались. Но то, как они подходят, к делу, то, как они формируют свой персонал, позволяет надеяться на то, что это будет очень качественное образование. Плюс оно дорогое, что тоже индикатор того, что почему-то люди за это платят. Плюс оно наполнено не только русскими, там процентов на 60 иностранцы. Это косвенно показывает, что там качественное образование должно быть.

Иностранцы откуда?

Отовсюду. От Америки до Тайваня.

Каков сейчас модифицированный кризисом запрос на топ-менеджера? Кто это такой?

Сейчас важен темп, поменьше долгих философских разговоров. Важна решительность, потому что, к сожалению, нужно не только создавать, но и сокращать. Нужен определенный цинизм, отсутствие эмоций по оптимизации бизнеса. Лидерские качества, потому что в ситуации неопределенности человек должен возбуждать коллектив, вести его за собой и быть оптимистом. Отсутствие претензий на большую компенсацию: зарабатываем — получаем, не зарабатываем — не получаем. Большие пузыри в миллионы и десятки миллионов долларов просто нерелевантны. И последнее, умение защищать или даже нападать, потому что ястребов, которые слетаются на любой актив, сейчас очень много.

Любопытная получается фигура. Терминатор. А существует ли запрос на его противоположность — креативщика высокого уровня?

Безусловно. Мы потеряли ориентиры: а что же вообще мы создаем, что нужно миру и будущему человеку? Где ты получишь признание и за что будут платить? Не очень понятно. Предыдущие параметры ценностей растворились, ты не знаешь, ради чего ты что-то делаешь, будь у тебя магазин или половина Якутии. И в этом смысле просят креатива. Другое дело, что это не очень четко артикулировано. Просьб «вот вам сто тысяч долларов, найдите мне креатив» пока не было, но рассуждения об этом есть.

Население в развитых странах быстро стареет, увеличивается продолжительность жизни в активной фазе, люди становятся здоровее, работоспособнее. Топ-менеджер в возрасте — это по-прежнему кандидат на вынос или происходит какая-то переоценка этих людей?

Было несколько этапов. Начало 90-х — только молодые, они единственные, кто могут воспринять новый мир. В конце 90-х стало нужно управлять крупными активами, в том числе промышленными, нужны люди с опытом, поэтому в цене 45 и даже 50 лет. Сегодня даже в нашем офисе (а мне 47 лет) я слышу, когда появляется фотография кандидата, которому 45, молодежь говорит: это старик — в урну, и я говорю: можно я тогда выйду из этого офиса? Все-таки люди из западных стран умудряются и выглядеть, и вести себя современнее, чем наше пожилое поколение. От внешнего вида до темпа и способности отслеживать новые знания, поскольку они в основном на английском языке, то у них просто нет возможности за ними следовать. К сожалению, люди за 45-50 лет с трудом находят сегодня работу.

Это довольно ценный ресурс. Глуповато его вот так просто игнорировать. Может быть, его продавать как-то по-другому?

Для них просто найти нужно ниши — советники, члены наблюдательных, попечительских и советов директоров и так далее. Но не на роль полноценных руководителей... У нас, понимаете, рынок маленький. Если бы у нас был большой рынок, из огромного количества индустрий, территорий...

Комментировать Всего 14 комментариев

C первого октября (01.10.2009.) мы открываем рекрутинговую компанию с интересным, новым для рынка концептом.

Не верю, что рынок вернулся на докризисный уровень, это скорее оптимистичный взгляд.

Но для нашего проекта место точно найдется :-) О деталях чуть позже.

А в сегменте Ward Howell - работа всегда будет. Без руля корабли никак не поплывут.

Илья, жду деталей. Интересно.

Очень интересно,спасибо. Можно немного поподробнее о разнице между менеджером и креативщиком. Если первого можно выучить, то где брать второго?   

Слушай, затрахался искать твой репортаж, поэтому отвечаю через почту. Тема меня немного задела, поэтому для начала коротенечко, а потом может еще сподоблюсь. за 13 лет в промышленности что-то я не встречал ни одного чела моложе 45, который смог выйти к коллективу человек от тысячи на производстве, а не в московском офисе и смочь зажечь народ на трудовые подвиги. Извините, туфта. Если стартапы в Ё-бизнесе запускать, наверное - это вариант. Да, а затем, после общения с коллективом, смог бы в кабинете директора завода объяснить ему, как он должен жить дальше, куда сдавать выручку, сколько и по каким числам. Или самому встать вместо него и порулить. Какой-то разговор непонятный, как судно без руля.

Андрей Шмаров Комментарий удален

Павел, репортаж собственно и утверждает, что к 45 или позже менеджеры "затраханы" :) А вот примеры руководителей, которые управляют/управляли большимим промышленными предприятиями:

Тимченко( ДТЕК) - 33 года, Рашевский (СУЭК) - 36, Булыгин (РУСАЛ) - 41, Ларин (Воркута Уголь) - 39, Морозов (Норникель) - 40, Эренбург (РУСАЛ) - 30, Попов (SCM) - 41, Наумова (НЛМК) - 36, Конов (Сибур) - 39, Любашевский (Интегра) - 35, Стрежнев (Еврохим) - 41, Дюков (Газпромнефть) - 41...

Могу продолжить.

И я добавлю

Томенко (Норникель, Заполярный филиал), Скитович (Полюс), Морозов (Норникель), Прохоров (Норникель), Хлопонин (Красноярск), Зеленин (Тверь)

Неодназначный перечень, обычное дело для консалтинга.  Его необходимо проранжировать на реальных управленцев и московских.   Половина фамилий мне хорошо знакома, за каждой своя история, которая не укладывается в фабулу сюжета.

Паш, а Хлопонин какой? Московский или не очень? А Томенко?

Герой нашего времени: решительный ликвидатор, оптимистичный циник и дешевый ястреб.  Когда, вы говорите, будет выход из кризиса?

Это из обсуждения интервью на блоге Онэксима -- Креативщик vs Терминатор

(Anonymous) wrote:Sep. 21st, 2009 03:25 pm (UTC)Есть мнение, что одна из самых больших проблем в экономики СССР была связана именно с креативностью. Очень много товаров и технологий создавалось автономно друг друга: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr3035.htm В итоге низкий уровень разделения труда, большие сроки разработки и внедрения, как следствие отставание от конкурентов и более высокая себестоимость товара. Читаешь подобные документы и понимаешь, что у нас сейчас еще веселей. Так что креатив не всегда хорошо. Тем более, я думаю, креативным должен быть в первую очередь не руководитель, а некоторые подчиненные на соответствующих должностях. Топ-менеджер должен быть в состоянии оценить представленные предложения и принять решение об их дальнейшей судьбе.

guanay wrote:Sep. 22nd, 2009 07:43 am (UTC)Креативщик - в одном, может быть терминатором - в другом, но не наоборот. Поэтоиму я за креативщика. Роль hh не нужно преувеличивать, даже в отборе кандидатов на top уровень, т.к. все это очень персонально: типа морда лица нравится - не нравится, верю - не верю. Кроме того отбор сегодня ведется за вознаграждение от кандидата... Может ли быть сноб терминатором? Скорее креативщиком! В СССР руководители предприятий говорили громким твердым голосом, имели квадратные плечи, в президиумах сидели и молчали, на предприятиях нагоняли страх на подчиненных и вели с ними как удав с кроликами. Наверное мы уже изжили это наследие синих сатиновых трусов. Поэтому критерии отбора кандидатов, как то: признаки уверенного человека, например, твердый голос или уверенный взгляд, не должны быть основными критериями отбора, это ведь приходит со временем и поэтому есть не только у терминаторов, но и у креативщиков. Клич: "Выбери меня", одним словом, присущ терминаторам, поэтому их больше, а нас меньше

И все таки... Я, например, не уверен, что описываемый Вами менеджер - циничный и холодный - способен принимать правильные стратегические решения. Циничность хороша для тактики и в его ежедневной работе. А дальше - нужно чувство длинной дистанции, а не спринтерское понимание проблемы. И тут цинизм не поможет. Нужен опыт и чутье. Откуда они возьмутся?И воторое - как создать себе креативщика? Какие критерии оценки потенциала? Можно ли вообще его создать в вузе? И как заставить менеждера слушать креативщика и платить ему не меньше, чем себе?