Первого октября на большом экране Центра документального кино впервые был показан игровой фильм — первая, после долгого молчания, работа режиссера Константина Лопушанского. Картина «Роль» снята на черно-белую пленку — идеальный холст для писания снежных вихрей зимы 1923 года, среди которых ходят закопченные, стылые поезда революции. Герой Максима Суханова, театральный актер Николай Евлахов попал в плен к красноармейцам вместе с белыми офицерами, чудом освободился и бежал в Финляндию. С тех пор он одержим одной лишь идеей: сыграть роль погибшего на Гражданской войне полевого командира Игната Плотникова, своего двойника, в руках которого однажды оказалась его жизнь. Заполучив дневники Плотникова, он отправляется в Петроград и начинает в буквальном смысле жить жизнью покойного. Актер входит в образ настолько, что даже свидетели гибели командира начинают верить в его воскрешение, а самому Евлахову начинают сниться чужие сны.
С появления первой версии сценария фильма «Роль» до премьеры прошло тридцать два года. Режиссер Константин Лопушанский говорит, что фильм, не прошедший цензуру в восьмидесятые, едва избежал ее и в наши дни: «Во времена цензуры все “правильные” мысли, которые транслировались обществу, желательны были и для показа на экране — дескать, если вы показываете на экране проблемы общества, надо показывать и выход из этих проблем! В брежневские времена надо было снимать фильмы о войне так, чтобы воевать хотелось. Сейчас эта тенденция тоже дает о себе знать: например, только очень вескими причинами может быть оправдано курение героя в кадре». В основу фильма легла идеология творцов Серебряного века — поиск высшей точки в профессии. Высшая точка актерства, по мнению режиссера, — сыграть роль не на сцене, но в жизни, не с томатным соком, а с настоящей кровью.
По словам Максима Суханова, задачей фильма было отразить цикличность истории: «Для нас эпоха, показанная в фильме, была фантастикой. Мы постарались как можно точнее ее передать, но основной задачей для нас было сделать фильм так, чтобы он пересекался с тем, что происходит сейчас или будет происходить».
После просмотра картины многих зрителей заинтересовал психологический аспект актерской работы Максима Суханова, персонаж которого работал над образом на грани психоза. На вопрос о том, не боится ли он заблудиться в своих ролях и нет ли опасности того, что от такой роли может произойти расщепление сознания, Максим ответил: «Думаю, это полезно делать всем: по возможности эмоционально абстрагировать территорию работы, увлечений, дома. Как мне кажется, надо держать эту установку, исключительно полагаясь на свой стержень, не смешивать эмоциональные шлейфы и постоянно работать над их разделением».
Перед зрителями выступил и Сэм Клебанов, президент прокатной компании «Кино без границ»: «Я увидел картину в конкурсной программе Московского кинофестиваля, и она запала мне в душу. Это редкий образец подлинно авторского кино. Несмотря на то что оно демонстрирует авторский мир, оно открыто для коммуникации. История в фильме показана на стыке реальности и фантасмагории, но совершенно точно воссоздана психологическая атмосфера времени. Фильм многослоен: это и психологический триллер, и история о нашем прошлом. С другой стороны, это очень метафорическое рассуждение о сути актерства и интересно будет тем, кто хочет понять, что такое актер, как люди этой профессии проживают разные жизни и на что можно пойти ради искусства».
Предпремьерный показ фильма прошел при поддержке KIA Motors Rus и стал продолжением творческого проекта компании под названием KIA Quoris Art, направленного на поддержку актуального современного искусства. KIA Motors Rus представил гостям роскошный седан представительского класса KIA Quoris, утонченный дизайн и скрытая мощь которого как нельзя более точно соответствуют атмосфере творчества и кино.
Своими впечатлениями о фильме поделились участники проекта «Сноб». Игорь Реморенко, ректор МГПУ, сказал так: «Для меня центральным в фильме стал мотив, которым руководствовался главный герой фильма. Комментарий Лопушанского по поводу идеологии Серебряного века многое объясняет, в том числе и то, почему большая масса интеллигенции приняла революцию. Некие эстетические мотивы, которые за этим лежали, тоже объяснены в фильме. Фильм «Роль» стоит посмотреть хотя бы ради этого.»
Актер Никита Тарасов выразился проще: «Вкусно, уютно, душевно и познавательно. Спасибо за возможность увидеть редкие алмазы — глубокое кино в потоке массового производства.»