![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
В Берлине показали выставку современного искусства для потребителей шпината
В центре богемного района Пренцлауэрберг — велосипедная пробка. Со всех сторон к бывшей электростанции, а ныне выставочной территории съезжаются представители нового, во многом и взращенного в Пренцлауэрберге, поколения «био». Здешняя интеллигенция питается исключительно шпинатом, ездит исключительно на велосипедах, носит очки только в роговой оправе и хорошо разбирается в современном искусстве. Многие приехали с детьми — их тоже с детства приучают есть шпинат и ходить на выставки.
![Фото предоставлено автором](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f9/56/f95657df798fe050eabc632070ea8d4c93b61f9e03718cc13d58f78c028a3a3b.jpg)
Пространство электростанции впечатляет. Повсюду висят старые таблички, из стен торчат странные переключатели, а с потолков свисают огромные цепи.
![Фото предоставлено автором](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6e/58/6e58bdc648f98777b6cfa7b64e47ec5cb429264e4c571382512ff81396afcaa6.jpg)
Актуальное искусство любит такие пространства, это уже почти классика: красный кирпич, ободранные стены, что-нибудь индустриальное.
![Фото предоставлено автором](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d9/36/d936dc84d9a762d070241b75f9a6650fe003c4e67efa7f91cdf8b56852f33b60.jpg)
Искусство здесь везде — от подвала до чердака, и в каждом зале что-то новенькое.
![Фото предоставлено автором](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8d/15/8d15a563dbecb2bc1842a0ec9570997378abc551b591658edadb67a5c9ad0a78.jpg)
![Фото предоставлено автором](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2d/c2/2dc240487ffafe9e9230b005aa7000f96d03b3ec8d9570089501f4e3ae7be86f.jpg)
![Фото предоставлено автором](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/9f/2c/9f2cca9a96a307ff74624c3b99d390dd27717154d535a6db5beb204df1a2c1b9.jpg)
![Фото предоставлено автором](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/94/22/942254bf6adb6dc193afff2ce36e4b94702982c22cb1b84fd3ad09e32c7dbfad.jpg)
Петер Леонард, ювелир и дизайнер, который пришел на выставку из профессиональных соображений, так охарактеризовал мероприятие:
Мимо одной «работы» пройти было просто невозможно. Пышная принцесса в балетной пачке свешивала свои сплетенные в косу волосы с балкона и предлагала каждому желающему забраться по ним наверх. Всех забравшихся публика, отставив бокалы с вином, встречала овациями.
![Фото предоставлено автором](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1a/4a/1a4ae959c4c49710940e899a9f5694c4e134ed8716f5eeb5290badce3385d620.jpg)
«Центр политической красоты» (Zentrum für politische Schönheit) работает совсем в другом стиле — так называемого политического экспрессионизма. Вымазанный в саже человек сидит возле неразорвавшихся бомб (подразумеваются бомбы НАТО) и протягивает зрителям горсти автоматных гильз. Таким образом группа молодых художников, прославившихся своим многочасовым сидением у муляжей бомб в центре города, пытается пробудить в посетителях гражданские чувства.
![Фото предоставлено автором](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/83/05/830571e72306fe64b17314d0de2676c32afa8a82bbdf72c204e7dfcf25d73a8e.jpg)
Посмотрев на бомбы, я начал пробираться к выставке минимализма, абстрактного экспрессионизма и поп-арта. В этом году в салоне участвовали и русскоговорящие художники. Григорий Дор рассказал, почему публика поколения «био» так любит именно это арт-мероприятие и почему салон важен для художников.
Художница Инна Артемова родом из Москвы. В Берлине она давно, с 1998 года, а здесь, на Художественном салоне, демонстрирует свою работу Web Logs — переложенные на язык живописи биографии авторов сетевых дневников. Инна сказала, что всегда рада встретить русскоязычных посетителей и обсудить с ними проблемы актуального искусства, правда, увы, такие посетители — редкость на Художественном салоне.
К вечеру искусство выплеснулось из выставочных залов на улицу: кто-то рисовал на тротуаре, на стены домов проецировали видео, а вокруг бродили экстравагантно одетые художники, и народ все прибывал.
![Фото предоставлено автором](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2a/82/2a8285b0b41d47151a63d7822e32fc243cc36afbd87a96e88d26e2af39ae4788.jpg)
Мамы и папы поколения «био», похоже, уже успели развезти детей по домам, накормить их шпинатом и уложить спать, а теперь собирались полностью отдаться современному искусству.
Константин Куцын