Живая Таганка, «Артдокфест», Вишнёва и Габриадзе: 5 арт-хитов декабря
1. Выставка Ксении Перетрухиной «Попытка альтернативы» в Театре на Таганке по 18 января
Проект, открывший юбилейный год Театра на Таганке, вызвал неожиданный скандал. Не стоило бы акцентировать на нем внимание, если бы эта актерская буза (в каком-то извращенном смысле верная традициям неспокойного, фрондерского театра) не оказалась парадоксальным подтверждением удачности «Попытки альтернативы». Ее автор художник Ксения Перетрухина входит в возглавляемую режиссером Дмитрием Волкостреловым «Группу юбилейного года», цель которой — вернуть жизнь в опустившийся после ухода Юрия Любимова легендарный театр. На выставке, согласно путеводителю, объектами стали тексты, написанные на стенах театра. Но точнее будет сказать, что объектом выступает сам театр, по воле художника обнаженный, лишившийся «мемориальных» афиш и фотографий, но примеряющий на себя роль музея современного искусства и предлагающий посетителям прогулку с комментариями. На мой вкус, это очень красивый — в своей строгости и аскетичности — проект, давший театру новое дыхание — почти буквально, стены ведь и вправду задышали и заговорили. Потому то, что творилось на открытии, меня изрядно удивило. С другой стороны, Перетрухина — выдающийся театральный художник (среди важнейших событий года два спектакля с ее сценографией: «Три дня в аду» Дмитрия Волкострелова и «Сказка про то, что мы можем, а чего нет» Марата Гацалова, и выставка «Репетиция свободы» в ММСИ), который все время выводит зрителей из «зоны комфорта». Потому что покой, о котором так мечтают некоторые, — это смерть для искусства.
Я пришел на открытие выставки во время выступления Вениамина Борисовича Смехова, он замечательно читал современных поэтов, говорил правильные вещи, и я не сразу осознал, что за реплики раздаются из «зала» и почему Вениамин Борисович довольно резко реагирует, кому-то (актеру Рыжикову, как потом я разглядел) со смешком, но вполне убедительно обещал «по зубам». Оказалось, что часть актеров театра (я идентифицировал Ивана Рыжикова, Александра Лырчикова, Сергея Подколзина, самую громкую, презрительно отзывавшуюся о Любимове и с почтением — о Путине, Татьяну Сидоренко и серого кардинала этой заварухи, Ренату Сотириади) возмущена невинной и благородной «Попыткой альтернативы». Что их выбесило? Оказалось — это из частностей — конкретный текст, где говорится, что без Любимова Таганки быть не может. А глобально — то, что в театре происходит что-то новое, пугающее людей с косным мышлением. Вот, например, одна из неопознанных мною актрис — участниц «акции протеста» — картинно «умирала» со слезами на глазах и молила всех вокруг стоящих: «пусть они заберут себе все юбилейные деньги, только оставят театр в покое». Это совсем небольшая часть труппы — менее трусливые актеры готовы участвовать в действиях «Группы юбилейного года»: уже на 6 декабря намечена премьера спектакля «Репетиция оркестра», где заняты молодые таганковцы. Это не самая умная часть труппы — они все с ужасом долдонили об «убийстве Театра им. Гоголя»: видимо, до них еще не дошло, что бунтовавшие против Серебренникова артисты давно уже заняты в новых постановках «Гоголь-центра» и играют здорово, на зависть молодым, и жизнь там кипит. Наконец, это обиженная часть труппы — никто из них не вошел в новый худсовет театра. Но, несмотря на то что у этого почти хулиганского поведения недовольных артистов есть весьма заурядные мотивировки, здорово, что они так среагировали — это значит, что даже сегодня, в эпоху тотального релятивизма, слово и жест художника могут провоцировать сильные чувства. Гораздо скучнее было бы, если бы собралась обычная богемная публика, за бокальчиком вина почесали языками и разошлись — а так даже эти беззаботные наблюдатели вчитались в то, что Перетрухина разместила на стенах.
Я очень рекомендую не пропустить «Попытку альтернативы» — она открыта до середины января, со вторника по воскресенье, с 16 часов до 17.45 (те, кто приходит в театр на спектакль, становятся зрителями автоматически). Вы окажетесь в старом театре с «историей» — и одновременно в новом, живом пространстве. Одна из самых цепких строчек в русской рок-классике — «Долгая память хуже, чем сифилис», у БГ. «Попытка альтернативы» — произведение, где память, которая у таганковских стен ого-го какая, становится частью новаторского проекта, выводящего театр на новую орбиту. Вы можете стать ненавязчивым свидетелем того, как существует театр в те часы, когда зрителям обычно вход воспрещен: подслушать репетицию, подглядеть за работой монтировщиков декораций. Таганка — демократичная и эстетская одновременно — таковой, благодаря этой замечательной «Попытке» и остается. И даже вандализм артистов-хулиганов, сопроводивших тексты своими оскорбительными ремарками или там, где нет камер наблюдения, покалечивших надписи на стенах, тоже, возможно, приведет к позитивным результатам: другие артисты хотят, напротив, дополнить коллекцию слов, выбранных Ксенией Перетрухиной.
2. Открытый московский фестиваль документального кино «Артдокфест» с 30 ноября по 9 декабря