1. Фестиваль BRICK 4–15 декабря в «Пионере»

BRICK в последний раз наводит объектив на десятилетия — его четвертый выпуск посвящен лихим 1990-м. В следующем году кураторы этого умного, концептуального кинопроекта изобретут другую систему координат — акцентировать внимание на нулевых годах еще рано, мы пока не успели забыть главные фильмы прошлой декады. Так что прощаемся с хронологическим принципом, пересматривая десять шедевров 1990-х.

Сюрприз: из творчества Дэнни Бойла для BRICK'а выбран не эпохальный «Трэйнспоттинг», а предшествовавшая ему «Неглубокая могила», в которой, впрочем, уже четко видны все навязчивые мотивы и фирменные герои Бойла, певца обреченных на проигрыш одиночек и поэта судьбы-индейки, ведущей бесконечное квиз-шоу.

Самый рок-н-ролльный фильм фестиваля — психопатологическая кровавая драма о лесбийской страсти «Поцелуй бабочки», первый киноопыт набивавшего руку на телевидении Майкла Уинтерботтома.

Обязателен к просмотру «Шопинг» — подлинный теневой шедевр, почти забытый сегодня дебют Пола Андерсона (будущего автора эзотерической франшизы «Обитель зла»), где главные роли — грабителей, выжимающих из своих автомобилей предельную скорость, — играли влюбленные на тот момент Джуд Ло и Сэди Фрост. Время тоже промчалось с бешеной скоростью — и в экранизации «Анны Карениной» Ло уже, о боже, сыграл не Вронского, а Каренина. Тем более острым и трагичным, подлинным реквиемом по мечте выглядит сейчас адреналиновый «Шопинг».

2. Фестиваль немецкого кино 5–10 декабря в «35 мм»

Смотр самой позитивной и здоровой — натурально румяной, кровь с молоком — кинематографии проходит уже в 12-й раз. Это самый веселый, что ли фестиваль — всегда с переизбытком зрителей, участвующих в конкурсах и розыгрышах призов, шумной и именно что фестивальной атмосферой. В программе сосуществуют и легкомысленное развлечение — немцы, кроме шуток, сильны в производстве молодежных комедий, — и серьезные драмы.

Самое легкомысленное название — у фильма «Сегодня я блондинка», но не будьте слишком доверчивы: это история юной красотки, борющейся с раком. Режиссер Марк Ротемунд в каком-то смысле олицетворяет немецкий фест: в его фильмографии уживаются и угрюмая хроника гибели бойцов антифашистского сопротивления «Последние дни Софи Шолль», и больше похожая не на фильм, а на привязчивую песенку из утреннего радиоэфира, под кофе и ранние поцелуи, комедия «Фанатки не остаются на завтрак». Так же происходит и во всей современной немецкой кинематографии. И новый фильм Ротемунда — почти немыслимый в других странах симбиоз ветреной молодежной комедии в ритмах MTV и весьма болезненной экзистенциальной темы.

Затейливый жанровый узор плетет Каролине Линк, обладательница премии «Оскар» за видовую мелодраму «Нигде в Африке». Она по-прежнему склонна к дальним странствиям и эпическому стилю: «Exit на Марракеш» — необычный роман воспитания и экзотический роуд муви о едва достигшем совершеннолетия раскованном берлинском пареньке, сыне видного театрального режиссера, под навесом горячих африканских  небес.

«Темный мир» — мозаичная, полная сарказма и томительной меланхолии трагикомедия по сценарию Кристиана Крахта (чей новый роман «Империя» только что вышел на русском). И главный герой здесь, конечно же, Германия. В превосходном актерском ансамбле вы точно выделите Карлу Юри — на долю ее персонажа выпало самое страшное, замешанное на людоедском концлагерном прошлом испытание.

Два самых респектабельных участника фестиваля — трехчасовая семейная сага «Источники жизни» Оскара Рёлера, чье режиссерское озорство не утрачивается и с приобретением режиссерского лоска, и биография философа Ханны Арендт, все объяснившей про банальность зла. Этот фильм — результат творческого союза режиссера Маргарете фон Тротты и актрисы Барбары Зуковой, в 1985 году сделавших не менее замечательную кинобиографию Розы Люксембург.

3. Фестиваль «Французское кино сегодня» 12–15 декабря в «35 мм»

Еще один фестиваль-старожил, панорама свежего французского кино. Его хедлайнеры — участники последнего Каннского фестиваля: «Прошлое» перебравшегося в Европу иранца Асгара Фархади и «Замок в Италии», мелодрама Валерии Бруни-Тедески, так творчески и так экстравагантно попрощавшейся со своим молодым мужем Луи Гаррелем.

А самый интересный гость фестиваля — Аньес Трубле, больше известная как фэшн-дизайнер и кинопродюсер Agnes b. Патронесса самых противоречивых авторов наших дней — Хармони Корина, Клер Дени, Гаспара Ноэ — не удержалась от дебюта в режиссуре. «Меня зовут Хммм» — лирическая одиссея изнасилованной отцом девочки и ее новообретенного друга-дальнобойщика (сыграл его британский видеоартист и режиссер Даглас Гордон) — на мой вкус, чудовищное кино (даром что попало в старперские «Горизонты» последнего Венецианского фестиваля. Что не умаляет человеческой оригинальности мадам Аньес.