Простая история (за нее в книжке дают один балл)

К половине двенадцатого вечера папа держался за ремень, как за соломинку, отделяющую утопающего от ужасных пучин, мама с серым лицом обзванивала больницы, бабушка сосала валидол, а десятилетняя Маша, любительница ужастиков, с важным лицом сообщила родным, что «Митю, наверное, зомби съели».

Митя пришел без десяти двенадцать. Сказал, что засиделся у приятеля, что телефон оставил в куртке и потому не слышал звонков, и вообще он разрядился. На громовые вопли отца и слезы матери пожал плечами: да вы сами себя заводите, чего со мной сделается-то? Мне уже четырнадцать, я почти взрослый, хожу в зал качаться, отобьюсь в случае чего, вон за Машкой следите, чтобы ее какой-нибудь маньяк из ее же фильма не украл…

Сожрал все, что было в холодильнике (что ж там, у приятеля, и еды никакой не было?), помылся и пошел спать. Бабушка выпила снотворного и тоже легла. Мама и папа Мити еще долго сидели в кухне за чашками остывающего кофе и смотрели друг на друга. Между ними на столе лежала пачка дешевых сигарет, которую мама нашла в кармане Митиной куртки.

— Что будем делать? — настойчиво спрашивала мама у отца. — Ты мужчина, ты должен знать!

— Вроде бы должен… — согласился Митин отец. — Но не знаю.

Варианты ответов и решений:

А. Ничего не надо делать. Если сейчас надавить, парень еще больше отдалится.

Б. Последовательно говорить Мите о чувствах, которые вызывают его поступки у его родных.

В. Есть отец. Пусть выдерет сына как сидорову козу, в следующий раз сто раз подумает: а не прийти ли домой вовремя?

Г. Провести с сыном семейную беседу-семинар об особенностях и опасностях подросткового возраста.

Д. Регулярно приводить в пример других, знакомых Мите подростков, которые не курят и не расстраивают родителей.

Средняя по сложности история (за ее успешное разрешение в книжке родители получают три балла)

Вита влюбилась. Влюбилась первый раз в восьмом классе, позже всех своих подружек, у некоторых из которых счет влюбленностей шел уже на второй десяток.

Влюбилась не в учителя физкультуры, не в Диму Билана и даже не в интернет-персонажа из социальной сети (Вита всегда была несколько старомодна, это и подружки отмечали). Ее объектом оказался реальный мальчик, который учился в той же школе, но на класс старше. Они жили в соседних дворах и когда-то, сто лет назад вместе играли в песочнице, а чуть позже — катались с ледяной горки в одних санках… Благословенные времена, которые он — наверняка! — давно забыл. Влюбившись, Вита вспомнила все о песочнице и санках до мельчайших деталей.

Три раза они вместе (им было по пути) шли в школу. О чем говорили, Вита не помнит, ей теперь кажется, что она была без сознания, хотя ногами наверняка двигала. Еще раз десять Вита утром выходила заранее, подкарауливала его за углом, но не решалась выйти. Два раза он сам (!!!) окликнул ее в школе на перемене: «Вит, привет! Как дела?» Подружка, осведомленная о Витиных чувствах, ткнула ее локтем и прошипела: «Ты чего молчишь-то?!»

Все, больше не было ничего.

А начиная с декабря он после школы стал провожать домой Аню Копытину из своего класса. Витина одноклассница, у которой в том классе учился брат-погодок, сказала, что Витин объект и Аня встречаются.

Вита плакала по вечерам, почти перестала обедать и несколько раз прогуляла музыкальную школу.

Когда учительница позвонила домой, и мама предъявила Вите претензии, девушка равнодушно пожала плечами и сказала: «Ах, зачем это все, если ОН все равно меня не любит?»

Мама осталась в тяжелом недоумении. Ей-то что делать по этому поводу?

Варианты ответов и решений:

А. Объяснить Вите, что таких влюбленностей будет еще много — чего переживать-то?

Б. Рассказать дочке о своем опыте подобных переживаний. Можно добавить примеров из опыта родственников, друзей и даже литературно-кинематографических персонажей.

В. Составить вместе с Витой подробный и коварный план по завоеванию объекта.

Г. Сделать вид, что ничего не замечает. Чего в душу-то лезть, если не зовут? Перемелется со временем — мука будет.

Д. Расстраиваться вместе с дочкой: как это ее Виту отвергли?! Разделенное горе — половина горя.

Сложная история (на пять баллов)

— Лида, ты приняла лекарство?

— Да, приняла.

— Лида, ты врешь, я видела, что таблеток не стало меньше.

— А нечего по моим вещам лазать!

— Лида, ты вообще хоть соображаешь, о чем ты говоришь?! У тебя серьезное заболевание, которое нуждается в постоянном лечении. Доза препарата специально подобрана врачом. Нельзя пропускать ни одного приема, и ты это прекрасно знаешь… Что с тобой происходит?

— Надоело! — Лида с размаху швыряет на пол рюкзак с тетрадями. — Надоело! Надоело!!! Эти лекарства из меня идиотку делают! Я из-за них ничего не соображаю, и парня у меня до сих пор нет! И прыщи от них!

— Какие прыщи? Какие парни?! Это противосудорожные препараты! Лида! Опомнись!

— Не хочу опомниться! — из небольших глаз Лиды, как у клоуна в цирке, буквально брызжут в разные стороны злые слезы. — Хочу жить нормально, как все! Хочу заниматься паркуром или на мотоциклах!

— Лида! Это опасно, там черепно-мозговые травмы, а у тебя…

— Вот именно! — Лида обвиняюще наставляет палец на мать. — У меня! Я уродка, у меня в жизни никогда ничего хорошего не будет! Зачем тогда мне эти лекарства?

— Как это — зачем? Ты разве не знаешь? Забыла?

У пятнадцатилетней Лиды — эпилепсия. Диагноз поставлен в пять лет. Уже много лет она принимает противосудорожные препараты. Препараты и дозировки, по всей видимости, подобраны правильно: уже четыре года у Лиды не было ни одного припадка. Учится Лида неважно, часто ссорится с подружками. Любит животных, очень терпелива в уходе за ними, с первого класса школы хочет стать ветеринаром. До последнего времени упорно делала не дающиеся ей уроки, по основным предметам имела твердые тройки. Теперь не делает ничего, нахватала двоек, часто плачет в своей комнате. Окончательно разогнала всех подружек, все время ругается с родителями, хамит, а теперь еще и стала пропускать приемы лекарств (начиталась в интернете об их побочных действиях). Невролог предупредил: последняя электроэнцефалограмма хуже предыдущих…

— Лида, ты уже взрослая девочка и должна ответственнее относиться к своей жизни…

— Разве это жизнь? Да пусть бы я лучше сдохла, чем так мучиться! Зачем ты меня вообще такую рожала?!

— Лида… — мать в полной растерянности, не находит слов. Что тут скажешь! И главное: что тут сделаешь? Но ведь сделать что-то обязательно надо…

Варианты ответов и решений:

А. Заставлять, контролировать, давать лекарства насильно — это же ей нужно по жизненным показаниям. А все остальное — дурь, само пройдет.

Б. Лидино состояние не имеет прямого отношения к ее болезни, это подростковый кризис. Об этом и надо думать в первую очередь и с этим работать. Может, к психологу ее отвести, отправить на какой-нибудь тренинг общения, раз у нее с подружками и противоположным полом не получается.

В. Объяснить ей, как родители ее любят и за нее волнуются. Есть же у нее сердце, раз любит животных. Пусть пока лекарства пьет из жалости к семье, а там, глядишь, повзрослеет.

Г. Оставить ее в покое. Больных детей часто слишком сильно опекают. А надо, наоборот, воспитывать ответственность. Пусть нахватает двоек, забьется в припадках и поймет, что сама все это сделала и сама в силах исправить. Тогда все и наладится.

Д. Для разрешения ситуации следует опереться на ресурс, то есть на те интересы, которые остались. Наверняка есть какие-то ветеринарные спецклассы, кружки, да и в занятиях спортом, к которым тянется Лида, наверное, возможен какой-то компромисс, ведь ее физическое развитие вполне по возрасту. Там же появится и новое общение…