1. «#четырепьесы» в «Гоголь-центре» 1 июня

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

1 июня в Сочи открывается фестиваль «Кинотавр», в конкурсе которого «Класс коррекции», полный метр режиссера Ивана И. Твердовского, участника нашего проекта «Кино на Снобе». Но до официальной премьеры Твердовский успеет дебютировать в качестве театрального режиссера. 1 июня в четырех пространствах «Гоголь-центра» сыграют «#четырепьесы», эскизы будущих спектаклей по текстам Михаила Дурненкова, Максима Курочкина, Валерия Печейкина и Любы Стрижак, написанным специально для театра. Марафон начнется с неформальной презентации проекта в два часа дня и продлится до глубокой ночи: последний сет назначен на 22.30. Твердовский выбрал текст Стрижак «Море деревьев» о потерявшихся детях, разыгрывать его будут во внутреннем дворе театра. В малом зале разольется «Озеро» Михаила Дурненкова, этот эскиз про людей среднего возраста на пикнике готовит Олег Липовецкий. Два других ставят молодые, но уже вполне опытные режиссеры. Денис Азаров, режиссер «Елки у Ивановых» и «Вия», взялся за абсурдистский текст Максима Курочкина «Жена меня»; тут впечатляют уже характеристики действующих лиц — например, «жена, верная до косоглазия». А в трюме театра (бог знает, где он и что там) Илья Шагалов, режиссер «Утесова» и Funny Dream, показывает «Маленького героя» по Валерию Печейкину — про нового Тимура (тут его зовут Вовочка) и его команду (она, в свою очередь, обзывается «Крематорий»). Превратятся ли эскизы в репертуарные постановки, не знает никто, слишком от многих, часто не имеющих никакого отношения к искусству, факторов это зависит. Поэтому стоит посмотреть сейчас: даже если все четыре вырастут, обаяния первых пробных шагов и того легкого дыхания, что есть в наброске, ни одна «взрослая» постановка не заменит.

2. «100$ furioso» в проекте «Платформа» с 1 по 5 июня

Фото: Нина Сизова
Фото: Нина Сизова

Пятидневный сет постановки итальянского дуэта Стефано Риччи и Джанни Форте, адаптировавших для России свою вполне себе неистовую и современную версию средневековой поэмы «Неистовый Роланд». Мы включали спектакль в топ лучших прошлогодних премьер. В Москве его не играли, кажется, с прошлой осени — не так-то просто собрать несколько десятков артистов из разных городов России, отобранных для участия в проекте в результате открытого кастинга. Опять же не стоит откладывать поход на следующий сезон: это, при всей его плотской разухабистости, хрупкий и мимолетный театр.

3. Карла Бруни 2 июня в Международном доме музыки и 4 июня в Михайловском театре

Фото: Richard Dumas
Фото: Richard Dumas

Жена экс-президента Саркози, модель и певица приезжает в Россию с программой негромких песен под гитару. Сексуальная и романтичная гастроль.

4. «20 000 дней на Земле» и другие фильмы Beat Film Festival в кинотеатре «Горизонт», ЦДК и «Музеоне»

«Я был истинно верующим в тот момент жизни, когда плотно торчал. С утра пораньше шел в церковь, слушал всю службу, а потом уже просыпались знакомые дилеры», — откровенничает Ник Кейв, подводя итоги своим двадцати тысячам дням жизни на Земле. В одноименном фильме, открывшем 5-й Beat Film Festival (его повторный показ — 2 июня), не разобрать, говорит ли это подлинный Ник Кейв, некогда трудный австралийский подросток, панк, отморозок, впоследствии — рок-звезда, автор лучших песен о том, что лучше уж от любви сдохнуть, чем никого никогда не любя. Или Ник Кейв — персонаж вполне себе fiction’а, в автомобиле которого по мановению мысли материализуются то Рэй Уинстон, то Кайли Миноуг. В итоге в полуторачасовой фильм уложены и полноценная автобиография, и общечеловеческое кино, настроение которого отлично передает строчка одной прекрасной русской рок-группы: «Река широка, река глубока, река уносит нас за облака, двадцать тысяч дней и ночей пройдет, человек родился — человек умрет».

На Beat-фестивале нет, наверное, ни одного однозначного или нудного фильма. Заочно интригуют русский док «Еще» — о группе «АукцЫон» (7 и 8 июня в «Горизонте»). Грандиозна «Старая добрая Фрида» (6 июня в «Горизонте») — фильм о Фриде Келли, профессиональной секретарше, на заре своей карьеры ассистировавшей менеджеру The Beatles Брайану Эпстайну; и если, по моему субъективному мнению, сахарный рокапопс «битлов» сегодня слушать можно с большим трудом, то от непридуманной истории Фриды не оторваться. Как и от жизнеописания «Супер-пупер Элис Купер» (1 и 7 июня в «Горизонте») про парня, которого тоже не обязательно слушать — смотреть на него гораздо интереснее.

А 6 июня (в день рождения Пушкина — случайность, но красиво) в парке «Музеон» покажут документальный фильм «Замок», о том как Олег Нестеров и группа «Мегаполис» работала над проектом «Из жизни планет». Лучшим российским проектом года.

5. «Гибридные пространства» Минг Джанг Ён и Vertex Андрея Горбунова в галерее «Триумф» с 6 по 29 июня

Новый дуплет «Триумфа» объединяет художницу из Кореи и петербургского автора. Мастера, работающие на разных континентах и с разными интенциями, неожиданно складываются в осмысленную дилогию: это осознанный, то бишь сконструированный при помощи рацио сюрреализм, фантасмагория, порожденная не сном разума, но его активным бодрствованием.

6. «Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда» в Мультимедиа Арт Музее с 11 июня

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

«Выставочный блокбастер» к 50-летнему юбилею озорной шпионской франшизы. Дом Ольги Свибловой преображается в разведывательное управление класса люкс: в экспозиции — не только фотографии и эскизы, но и декорации и костюмы.

7. «Озимые» Ирины Кориной в XL Галерее по 28 июня

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Новая инсталляция художника, самым остроумным образом сплетающего  современность и фольклорные, архаичные и языческие мотивы. «Озимые» могут и позабавить, и напугать: возникли они из осознания того жуткого факта, что большинство россиян относится к возможности войны с Украиной как к игре.