Светлане Самошиной 28 лет. Она закончила филологический факультет СПБГУ, защитив диплом по американской литературе: «Если конкретнее, то по роману Уильяма Берроуза Queer в контексте американской культуры 1950-х годов». Потом Светлана работала в кино и рекламе, попутно пройдя короткую программу по кинопроизводству в NYFA в Нью-Йорке. Сейчас Самошина учится в лаборатории Бакура Бакурадзе и Николая Хомерики в Московской школе нового кино и практикуется в тандеме с продюсером Еленой Степанищевой — на их совместном счету «Орлеан» Андрея Прошкина по роману Юрия Арабова, на съемках которого Светлана работала вторым режиссером. Мы представляем онлайн-премьеру учебной работы Самошиной «Ты, наверное, не помнишь».

Школьные дни. МШНК, Московская школа нового кино — она для каждого что-то свое, наверное. Для меня лично — это наша лаборатория и два талантливейших человека, которые передают нам то, что сами знают, Бакурадзе и Хомерики. Бакуру я вообще особо благодарна за ту поддержку и понимание, которыми он нас окружает. В команде Лены Степанищевой я работаю весь последний год. Лена — удивительный человек и мегапрофессиональный продюсер (среди работ Елены — «Комбинат Надежда» Наталии Мещаниновой. — Прим. ред.). Я рада очень, что в нашей стране есть люди, которые так смотрят на кино, как она. И рада смотреть на него и делать его вместе с ней. Нас познакомил Николай Хомерики на съемках пилота его сериала «Любовницы», где Лена была продюсером, а я работала скрипт-супервайзером. Я многому научилась у Коли за этот проект, как мне кажется. Вообще, он для меня человек, который может сказать про задание или сценарий одно слово, а ты понимаешь все, ну или тебе кажется, что понимаешь. 

Дело жизни. С третьего курса университета так или иначе работала в кино. Начинала переводчиком у оператора Мануэля Альберо Кларо на «Дау» Ильи Хржановского, потом был «Ленфильм», потом переехала в Москву, где долго работала в рекламе. Прошлым летом уволилась, потому что не могла больше совмещать рекламу и учебу. Полетела снимать часть своего документального фильма в Нью-Йорк, и прямо в аэропорту, мне кажется, и поняла окончательно, что хочу делать то, чему я учусь и что пытаюсь делать. Я к этому моменту отучилась семестр у Бакура и Коли. Видимо, подействовало.

Маленькая ретроспектива. Как режиссер я снимала только учебные работы. Курсовое задание Tanz, Mephisto! — клип на песню немецкой группы Noblesse Oblige в NYFA два года назад. Он целиком снят на пленку 16 mm, что было обязательным требованием для видео. В рамках лаборатории МШНК сняты этюды «Между нами» и «Эхо». Эти работы — опыт, который ведет меня куда-то дальше. Я часто думаю о том, есть ли люди довольные на сто процентов тем, что они делают. Я понимаю, что, если бы снимала эти работы сейчас, они были бы другими и, может быть, были бы лучше, но они фиксировали мое самоощущение на тот момент, и это для меня ценно. В «Между нами» снимались Артем Семакин и Сесиль Плеже, оператором был Ваня Брановец. В «Эхо» снялась французская певица и актриса Мария Кузнецова, оператором была Маша Васюкова, которая снимала со мной также часть документального фильма, над которым я сейчас работаю. 

Сочи вдохновляет. Бакур дал нам задание снять диалог двух людей, во время которого один другому жалуется на что-либо. Я в этот момент была на питчинге «Кинотавра» с документальным фильмом «Звук и тишина». Когда задание было получено, мы приятно проводили время с Ольгой Шакиной и в итоге за беседами придумали вместе вот такую жалобу. 

Актерские находки. Мы давно знакомы с Ольгой Шакиной, и эту историю, интонацию придумывали изначально под нее. Оля оказалась очень пластичной как актриса. Диапазон дублей включал в себя и полнейший реализм, но остановились на том, что вы видите. Паша Табаков, на мой взгляд, великолепный актер, работа с ним бесконечно вдохновляет. Я мечтаю написать что-нибудь под него, и мне кажется, уже даже знаю что. Я с Пашей познакомилась на съемках фильма Андрея Прошкина «Орлеан» и очень рада, что у меня есть возможность с ним работать.

Есть горячая вода? Я хотела, чтобы диалог происходил в замкнутом пространстве ванной комнаты. И такая идеальная ванная нашлась дома у нашего оператора, моего близкого друга Ивана Брановца. Понадобилась, правда, небольшая додекорировка. Мы придумали эту историю под съемку прямо на «Кинотавре», но там не получилось, тогда мы переписали историю под московскую ванную. Получился интересный процесс с импровизацией и поиском в заданных рамках.

Музыка всех связала. Меня окружают люди, которые меня поддерживают и помогают. Мой диплом сейчас пишем с Олей Шакиной как сценаристом. И мне очень бы хотелось снять в нем тех актеров, которых вижу, и иметь возможность снять его не на фотоаппарат. Хотя, если честно, самое главное, чего я хочу, — чтобы идеи рождались и облекались в форму, как-то структурировались. Весь последний год я работаю над документальным фильмом «Звук и тишина», выросшим из учебного задания — портрета Аниты Сарко, женщины, которая была названа лучшим диджеем 1980-х в Нью-Йорке. В итоге этот портрет перерос в документальный фильм, над которым мы работаем с Артемом Кончиным и Романом Унгуряну в течение всего последнего года. У нас отсняты портреты четырех женщин разного возраста, связавших свою жизнь с музыкой, в Нью-Йорке, Берлине, Париже, арт-резиденции бывшей вокалистки Stereolab Летиции Садье в Москве. Это для меня очень личный фильм, фильм о женщинах, связавших свою жизнь с делом, которым для них является музыка.

Цена памяти. Если реальный бюджет «Ты, наверное, не помнишь» брать, а не затраченное время, то около 2000 рублей, что включает в себя объектив и буфет. Но это было возможно только благодаря Ване Брановцу, Паше Табакову, Оле Шакиной и Кате Ефимовой. И это для меня очень ценно. Что касается планов — пока есть идея дипломного короткого метра. Это будет история про игру между людьми. И огромное желание иметь возможность тратить больше времени на «Звук и тишину».

Другие фильмы проекта:

50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].