Кино на «Снобе»: ужас, радость и возвращение домой в драме «Фейерверк»

Спецпроект, посвященный лучшим молодым фильмам, продолжает микс триллера, драмы и роуд-муви, снятый режиссером-самоучкой из Барнаула. Ничего дилетантского: в постиндустриальной российской провинции Антон Тимофеев обнаруживает почти линчевскую зловещую мистику. А сентиментальная нота — новый город Зеро оказывается городом детства главного героя — напоминает, что это очень русское кино

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
+T -
Поделиться:

Антону Тимофееву 27 лет. Талантливый режиссер-самоучка из Барнаула снял уже с десяток короткометражных фильмов — один самобытнее другого. Мы решили показать его самую свежую работу — «Фейерверк», за созданием которой следили со стадии первого тизера. Главную женскую роль играет режиссер фильма «Привычка расставаться» Екатерина Телегина. Онлайн-премьера — у нас.

Из чего же сделаны наши режиссеры. Учился я как на рабочие специальности (машинист электропоезда и наладчик станков, а также по совместительству токарь-фрезеровщик), так и на режиссера театрализованных представлений и праздников. Везде недоучился. В этом году я восстановился на режиссерский факультет в местном ВУЗе, но закончить его не смогу, поскольку буду с сентября учиться на режиссера у Хотиненко и Фенченко во ВГИКе. Вдохновляет меня постоянное ощущение некоей фантастичности мира, которую так и хочется уложить в фильм. Сны тоже играют важную роль. Я просыпаюсь, записываю в блокнот сон, и потом он целиком (или его фрагмент) может послужить основой для будущего фильма. Для меня кино — это образ жизни. Я постоянно что-то придумываю, записываю, я так устроен. Живу, так сказать, в постоянных иллюзиях по поводу предстоящих киноработ. Да, одним кино и живу.

Начиная с малого. Желание снимать кино появилось лет в шестнадцать. Я не знаю, почему оно возникло, не могу объяснить. До сих пор не покидает меня. Снимать я начал клипы на мобильный телефон, потом уже мой друг и соавтор Петр Шкряго подключился со своей DV-камерой, и мы стали снимать игровое кино.

Один в кино не воин. Роль Петра Шкряго, моего друга и соавтора, заключается не только в операторской работе. Мы вдвоем делаем кино. Делаем из «ничего». Я равномерно распределяю нагрузку между нами, благодаря чему становится реальным потянуть короткометражный фильм в тех условиях, в которых мы снимаем. У меня одного едва ли что-то получилось бы. Нет, я мог бы снять кино не хуже, чем он, но дело совсем в другом. Если можно так выразиться, кино — это такой монстр, которого одному почти нереально победить. Психологический аспект тут играет очень важную роль. Когда встречаемся с актерами-новичками, чтобы привлечь их к участию в съемках фильма, мы вдвоем как творческая единица смотримся более серьезно, чем мог бы выглядеть я один. В общем, это трудно передать словами, но без Петра я как без рук.

Под знаком Козерога. Студия «Козерог 2» — это своего рода фиксация нашей команды в информационном поле. Я не могу написать в начальных титрах: «Антон Тимофеев и Петр Шкряго представляют фильм» и т. д. Точнее, могу, конечно, но кто такой Антон Тимофеев? А кто такой Петр Шкряго? Непонятно. А вот «Студия независимого кино "Козерог 2"» — это уже совсем другая история.

Сила земли и огня. Не помню точно, как появилось название. Один из моих любимых фильмов — это «Фейерверк» Такеши Китано, но прямой аналогии здесь нет. Мне показалось, что название хорошо подчеркивает определенную мысль. Кроме того, в финале герои действительно запускают фейерверк. Съемки проходили в Алтайском крае, в Барнауле и его пригороде. Я очень люблю Алтай и считаю, что могу снять здесь практически все, что нужно. Я бы очень хотел снимать именно здесь все будущие работы. Земля чудесным образом подпитывает меня и вдохновляет.

Иван да Катя. Актеров нашел довольно быстро. На «Культбюро» мне приглянулась Катя Телегина. Она была очень близка к тому образу, который возник в голове. На мужскую роль я хотел взять Алексея Филимонова, но, к сожалению, у него не получилось принять участие в съемках. В итоге я взял своего старого друга, который уже снимался в самых первых моих фильмах — Ивана Хаустова. Мне понравилось, как он сыграл. Сейчас я хочу пригласить его на более трудную и интересную роль. Надеюсь, Иван согласится.

Детство и пустота. В этом фильме я бы обозначил главную тему так: «Возвращение в никуда». Эта тема будет, так или иначе, звучать и в других моих работах. Мне она близка, потому что возвращаясь в места, скажем, моего босоногого детства, я вижу, как там все пришло в упадок, в запустение. Память рисует картинки прошлого, а вокруг одна пустота. В старых домах, где жили мои друзья, живут теперь неизвестные мне люди.

Феерическая цена. Бюджета как такового просто не было. Катя прилетела за свой счет из Москвы в Барнаул, за что ей огромнейшее спасибо. Траты были в основном на обеды и бензин. В общем, снимали так, как это всегда и делаем.

Республика Алтай. Алтай заряжает меня творческой энергией. Здесь я родился, здесь я каждый кустик знаю. Когда я сочиняю историю, я уже примерно знаю, где ее можно снять, в каком конкретном месте. Фильм «На краю дней» я так и снимал. Я решил просто пройти по всем местам, где бывал в детстве и снять их. Как только я там оказался, сразу что-то наполнило меня изнутри, дало энергию, которую я направил на фильм. Я хочу снять на Алтае (и это реально) еще довольно много фильмов, у меня уже есть конкретные сценарные наработки. Это будут также документальные фильмы. Замечу, что в своих фильмах я не собираюсь пиарить Алтай: мол, здесь круто, ребята, приезжайте! Нет, этого не будет. Здесь круто, но круто только для меня, у каждого есть своя такая земля. Объективно Алтай не лучше и не хуже других мест. Я снимаю здесь, потому что люблю эту землю. Это моя маленькая родина.

Очевидное — невероятное. Если бы у меня была возможность позвать любого актера сниматься у меня в кино, кого бы я пригласил? У меня точно есть желание позвать одного актера в фильм, который вряд ли когда-либо вообще будет снят, но если это произойдет, случится чудо, поверьте мне. Актера этого зовут Константин Стрельников, он сыграл одного из бандитов в фильме «Жить» Юрия Быкова.

Ритмы видео. История с музыкой непростая. Я раньше был фронтменом рок-группы, а после ее распада до сих пор пишу песни. В общем, я люблю музыку. Может, будет фильм, где вы услышите только мои произведения, хотя и в «Саранче» полно моей музыки. Но она слабовата — я понял, что пока не готов стать еще и композитором для собственных фильмов. Хотя это решило бы потенциальные проблемы с авторским правом. Еще нужно заметить, что как режиссер я вырос, в первую очередь, на фильмах Алексея Балабанова и Такеши Китано, а у них всегда было много музыки. Когда я делал клипы, я просто брал песню и снимал видеоряд. Это тоже повлияло. Однако после встречи с одним талантливым композитором я понял, что ритмы и музыка есть в самом видеоматериале и добавлять музыкальную дорожку необязательно. Я часто использую музыку, чтобы подчеркнуть атмосферу, настроение, характер персонажа (как AC/DC в «Саранче»), а если в этой музыке есть еще и слова, это помогает подробнее раскрыть смысл происходящего на экране.

Влиятельные кадры. Кино я смотрю не так уж и много, потому что утомляет. Хотя случается, что за день я просматриваю 4-6 полнометражных фильмов, но это редко. Учителями могу назвать многих режиссеров, поэтому выделять особо никого не хочется. Многие влияют, каждый — по-своему. Кино смотрю разное: и мейнстрим, и артхаус, и трэш, и что только не смотрю. Везде можно что-то ухватить. Люблю больше зарубежного отечественное кино, в том числе современное. Хотя есть отдельные западные вещи, которые просто с ума сводят своей невообразимостью.

Про планы. Сейчас работаю над очередным коротким метром. Это тоже будет история про возвращение, но раскроется она совершенно в ином ключе. Планирую начать съемку в сентябре. Особое внимание уделяю конфликту, поэтому фильм будет более жанровым, чем «Фейерверк». Сам бы я обозначил жанр так: криминальная драма. Что выйдет из этого — посмотрим. Хочу более профессионально подойти к операторской работе, так как в «Фейерверке» некоторые кадры не получились, к примеру, из-за неправильного экспонирования (были и другие проблемы). Тут будет все серьезнее.

Уже написал два полных метра, но снять их просто нет возможности. Когда-нибудь, если она появится, я обязательно все сниму, а пока просто получаю удовольствие от съемок короткометражек. Что можно сказать о поступлении во ВГИК? Поступить действительно невероятно тяжело. Мастера — это прекрасные люди, у которых хочется учиться. Даже во время экзаменов (испытаний) я получил несколько маленьких уроков, которые пригодятся в будущем.

Другие фильмы проекта:

50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу koroche@snob.ru.