Кино на «Снобе»: патриотический экшн о фашистах и героях «Сталинград»
Арсению Сюхину 32 года. Он работает в Мурманске, не имея профессионального кинематографического образования. Но большой жизненный опыт заменяет ему целую голливудскую кинофабрику. «Сталинград» — изобретательный, достойный, без преувеличения, сравнений с Джоном Ву боевик, в котором пленник оказывается палачом. Название — осознанная провокация, но, чтобы узнать, что связывает работу Сюхина с одноименным фильмом Федора Бондарчука, надо посмотреть кино.
Искусство и здоровье. Я закончил Мурманское музыкальное училище по классу тромбона. Это мое единственное профессиональное образование. Дважды пытался поступить во ВГИК, но оба раза меня не приняли: в первый раз не хватило одного балла до проходного, во второй раз я не набрал нужного количества баллов для поступления на бюджет. Мог поступить на платное, но жертвовать ради этого одной почкой не хотелось. Всему, что связано со съемками и постпродакшеном фильмов, я учусь самостоятельно, по чуть-чуть вылавливая различную информацию где придется, в книгах, интернете, пересматривая огромное количество фильмов и анализируя их. А также снимая самостоятельно, получая опыт на собственных ошибках и неудачах. Я больше 10 лет участвовал в народном драматическом театре как актер и помощник режиссера, где набирался опыта в постановке и работе с актерами.
Мужское дело. После окончания Музыкального училища у меня особого выбора не было. Со здоровьем у меня все в порядке, нужных связей не было, как и денег на оплату «откоса» от армии. Так что я пошел служить в погранвойска. Благодаря образованию, попал в оркестр, а в то время в Мурманске работа по моей специальности адекватно оплачивалась только в вооруженных силах. И я подписал контракт, отслужив в итоге шесть лет. Стремление всерьез заниматься кинематографом взяло свое, и я ушел в запас под недоуменные взгляды сослуживцев.
Круто сваренные. То, что я хочу снимать кино, я понял где-то на последних классах школы. Толчком к этому послужило мое увлечение гонконгскими фильмами Джона Ву и классическими картинами Джона Карпентера. В какой-то момент, очевидно, я просто понял, что хочу заниматься именно этим — создавать фильмы, которые бы вызывали у зрителя такие же сильные эмоции, как те, что испытывал я.
Бойцовские клубы. На данный момент я наснимал не так много. Первой пробной работой были «9 этажей», которую мы с друзьями сняли во дворе и подъезде моего дома, без сценария, придумывая всё на ходу и распугивая соседей. Вторая попытка снимать обернулась неудачей: мы затеяли экшн-проект «Бег», но он оказался нам не по зубам — сказалось отсутствие опыта, бюджета и нужного количества свободного времени. В итоге из отснятого материала я собрал трейлер и несколько готовых сцен. Потом, для конкурса YouTube-канала FilmRiot, мы сняли двухминутный ужастик «Клятва», заняв второе место и получив очень лестные отзывы от организаторов и зрителей. В прошлом году мы сделали довольно большой проект — короткометражный боевик «Локаут». Там тоже были непредвиденные сложности, из-за которых мы не сняли несколько сцен, в результате чего фильм заслуженно критиковали за невнятность сюжета. Все эти работы, как и «Сталинград», для меня — процесс обучения. Несмотря на все их несовершенство, их было необходимо снять, чтобы понимать, куда следовать дальше и над чем нужно работать усерднее.
По следам Стетхема. История из «Сталинграда» не то чтобы «возникла». Это довольно стандартный сюжетный зачин для короткометражек — плененный герой освобождается и мстит обидчикам. Собственно, в этом и был весь смысл: я хотел взять что-то совсем простое, но постараться сделать это хорошо. Чтоб был сильный главный герой, эффектный злодей, четко обозначенный конфликт и запоминающийся экшн. Пусть это будет не «Гражданин Кейн», а стандартный «фильм со Стетхемом», не больше. Но и не меньше.
Русские ямакаси. Актеров как таковых у нас в «Сталинграде» — одна штука. Сергей Горбунов, сыгравший главного злодея, работает актером в Мурманском областном драматическом театре. Я давно знаком с его братом, и когда нам понадобился злодей, этот брат нас и познакомил. А остальные ребята — это буквально парни с улицы. Страйкболисты, паркурщики, просто неравнодушные к кино люди, которые откликались на объявления в социальных сетях. Почему именно они? Потому что именно они пришли, не пожалели своего времени, притащили с собой необходимый реквизит — и все это невзирая на погоду и совершенно безвозмездно.
Сила веры. Несмотря на полное отсутствие опыта, все ребята старались как могли. Не каждый может свободно и раскованно держаться перед камерой, и порой требовалось много терпения, чтобы получить от «актеров» желаемый результат. Не без этого. Но в таких случаях многое компенсирует энтузиазм, а его у парней было хоть отбавляй. Кроме того, они доверяли моим решениям даже тогда, когда что-то казалось им неправильным или непонятным. Просто потому, что я говорил: «Поверь, так надо, я знаю, что делаю». Когда человек за бесплатно отдает тебе свое свободное время, рискуя в итоге оказаться заснятым в какой-то фигне, опозорившись перед всеми, кто ее увидит, такое доверие дорого стоит.
Город-герой. Лукавить не буду — название такое было выбрано из-за фильма Федора Бондарчука. Конечно, не в надежде, что мой любительский фильм кто-то перепутает с полнометражным блокбастером в IMAX 3D, скорее, чтобы просто вызвать любопытство потенциального зрителя: «А причем там вообще Сталинград-то?» Если вас не рекламируют по телевидению, плакаты не висят на улицах, и вообще про вас никто не знает, то броское и провокационное название — не самый плохой способ привлечь внимание к своему фильму. Тем не менее теперь, по прошествии времени, я не уверен, что можно было бы придумать название, которое подходило бы этому фильму больше, чем «Сталинград».
Там, где прошло строительство. Съемки проходили на заброшенной стройке, которых у нас по стране понатыкано немало. Выбор пал на это место, потому что оно достаточно далеко от посторонних глаз, так что никто бы не вызвал милицию, заметив там людей с автоматами. При этом место это в черте города, и добраться туда «на своих двоих» было несложно.
Уроки гармонии. Никаких конкретных «образцов» в этой работе для меня не было. За исключением сцены драки на пистолетах, на которую меня вдохновил подобный эпизод из «Броска кобры — 2». Но обычно в постановке экшна я ориентируюсь на Джона Ву и Роберта Родригеса. Мне нравится балетная артистичность первого и изобретательность и жестокость второго. Что же касается общей манеры вести рассказ, то тут я стараюсь найти собственный стиль.
Место, Где Исчезают Лестницы. Уже после начала съемок выяснилось, что на той стройке, где мы снимали, в трехэтажном корпусе отсутствуют лестницы. Вообще. Точнее, когда мы подбирали это место, там была грубо сколоченная стремянка, но в первый же съемочный день оказалось, что она исчезла в неизвестном направлении. При этом половина съемок у нас была запланирована на втором этаже. Не найдя другого решения, в конце концов мы скинулись и купили в ближайшем магазине стройматериалов трехметровую стремянку. Однако в силу габаритов она не помещалась ни в один легковой автомобиль. Поэтому нести ее на место съемок пришлось пешком и прятать там поблизости, в сугробе, между съемочными днями. Когда снег растаял, прятать ее стало негде, и в какой-то прекрасный момент кто-то ее у нас «позаимствовал». Так что в последний съемочный день подъем на второй этаж превратился для нас в приключение. А для меня эта стройка навсегда останется «Местом, Где Исчезают Лестницы».
На исходе ночи. Сложностей было много, но это все обычное дело для «безбюджетного кинопроизводства». Из специфического — Мурманск находится за Полярным кругом, и зимой тут царит полярная ночь, из-за которой нам пришлось прервать съемки на декабрь-январь. Но самым сложным было собрать всех необходимых участников съемок в одно время. Все парни у нас занятые, кто работает, кто учится, сниматься могут только по выходным и то не каждым. Поэтому интервалы между съемочными днями достигали месяца — просто потому, что собрать больше трех человек одновременно не представлялось возможным. Поэтому начали снимать мы в ноябре, среди сугробов, а закончили в мае, когда деревья начали зеленеть.
Вопрос времени. В данный момент проблема — только отсутствие достаточного количества свободного времени. В наш век победившего интернета и цифровых технологий, при достаточном старании, можно снять все что угодно за копейки. Но чтобы это «что угодно» выглядело хорошо, нужно очень много времени. Бюджета у фильма нет. Тысячу рублей мы потратили на покупку в «Икее» деревянной табуретки и ее «модификацию». Еще две тысячи — на ту самую стремянку. 500 рублей — на мясницкий фартук. Весь остальной реквизит — собственность участников и их друзей. Никто не получил никаких денег за работу над этим проектом. Ее основной бюджет — огромное количество потраченного личного времени.
Так далеко, так близко. Вообще, меня никогда не похищали, не пытали, и я не разбивал людям головы ЭЛТ-монитором. Так что, наверное, сама история мне не очень близка. Если говорить о теме ВОВ в современном мире, то я могу рассказать одну историю. В Мурманске, в самом центре города, стоит высотное здание гостиницы «Арктика». Перед ним — площадь, на которой издавна проводятся народные гуляния, играют концерты приезжие группы, а зимой стоит главная городская елка. Гостинице немало лет, и в какой-то момент ее начали реконструировать. Кроме косметического ремонта, было решено устроить подземную парковку, которую стали выкапывать как раз под площадью перед гостиницей. И в процессе строители наткнулись на неразорвавшуюся авиационную бомбу времен Второй мировой. Десятилетиями люди там гуляли, праздновали, катались на коньках, ходили на работу, а она просто лежала все эти годы под их ногами. Мы можем думать, что Великая Отечественная война нас не касается и давно забыта. Но она все еще здесь. Нужно только копнуть.
Там, за горизонтом. На данный момент фильм был показан только на фестивале «Короче», где никаких призов не получил. Однако сам факт участия нашей любительской безбюджетной постановки наравне с профессионально сделанными фильмами — уже огромное достижение. В данный момент я обдумываю несколько разных вариантов и рассматриваю некоторые предложения. Так что время покажет, что будет дальше. Идеи на полный метр, естественно, есть. Но пытаться их осуществить в Мурманске, одному, без бюджета, рассчитывая только на аудиторию YouTube — пустая трата времени. Тем не менее, однажды эти «предлагаемые обстоятельства» обязательно изменятся. И вот тогда и придет время моих полнометражных фильмов.
Другие фильмы проекта:
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].