Мария Иванова, аналитик по продуктам питания Экономической экспертной группы:

Хлеб хлебу рознь. Есть, условно говоря, привычные батон и буханка, а есть хлебобулочная продукция премиального сегмента. Рост цен коснется не только хлеба, но и всех категорий хлебобулочных изделий, включая кексы и круассаны. Если багет из кафе-пекарни в центре Москвы будет стоить вместо 100 рублей 110, вряд ли это станет болезненным для лояльной аудитории. Чего нельзя сказать о массовых видах продукции со средним ценником в 20 рублей. В любом случае, подстроиться под новую ситуацию придется всем.

Причина нестабильной ситуации на рынке продовольственных товаров - и эмбарго, и ослабление рубля. Да, Россия собрала в этом году большой урожай зерна, однако доля зерна в производстве хлеба не так велика, в нем используют множество ингредиентов, в том числе импортных.

Участники рынка пытаются себя обезопасить от рисков и ожидают удорожания. Топливо, тарифы - все эти ожидания закладываются в конечную цену. Планировать в текущей ситуации очень сложно, равно как и судить об экономической обоснованности называемых цифр удорожания в пять или 10 процентов. Никто не знает, что будет через полгода. Не исключено, что некоторые ритейлеры поднимут цены на фоне общего ажиотажа: что такое 10 процентов, когда цены на гречку растут на 50 процентов в месяц?

Но хлеб остается продуктом базовым и социально значимым, а значит и внимание к его стоимости всегда будет повышенным. Нельзя исключать, что на участников рынка могут оказывать давление, чтобы рост цен был сдержанным и не бил так сильно по карману рядового малообеспеченного потребителя. Об этом сейчас и идет заочная дискуссия между ФАС, розничными продавцами и производителями. Искусственное сдерживание и излишняя регуляция может привести к снижению качества товара: производители станут использовать муку попроще.