Стремительно обесценивающийся рубль заставляет россиян избавляться от накоплений в отечественной валюте. Одежда, на которую иные ретейлеры еще не взвинтили цены, закономерно стала выглядеть привлекательным объектом инвестиций
В такой ситуации во многих магазинах вместо ожидаемого в кризисные времена спада наблюдается временный рост объема продаж. Вместо того чтобы поддаваться панике, стоит разобраться, когда, где и что покупать.
Модные перспективы мрачны: помимо закупок в долларах и евро, а продаж в сильно подешевевших рублях, в сложной жизни ретейлеров имеются неуступчивые арендодатели, новый налог на торговые площади и покупатели в смятении чувств, ведь они уже знают, что в следующем сезоне их ждут совсем другие цены. «Много мелких игроков уйдут с рынка. Останутся те, кто сможет адаптироваться под условия кризиса. Будет принято много болезненных управленческих решений, которые в долгосрочной перспективе сделают бизнес более эффективным и конкурентным», — надеется Глеб Аитов, финансовый директор магазина Fott.
Фото: asos.com
Фото: fott.ru
Фото: fott.ru
Фото: mrporter.com
Фото: endclothing.com
Фото: fott.ru
Фото: sotostore.com
Фото: fott.ru
Тем временем с рынка ушли далеко не самые мелкие игроки. Только в сегменте масс-маркета свою деятельность в России закончили Esprit, OVS и River Island. Правда, последний обещал вернуться. New Look объявил о приостановке развития на отечественном рынке, почему-то не работает онлайн-магазин Topshop, обанкротилась компания MEXX. Хотя обыкновенно в кризис масс-маркет и монобрендовый люкс вроде Hermes и Chanel страдают меньше всего. Тяжелее других приходится универмагам, мультибрендовым магазинам и концепт-сторам.
Руслан Синкевич, директор концепт-стора SVMoscow, комментирует сложившуюся ситуацию так: «Наш офлайн-магазин работает, прежде всего, для клиентов, которые знают нас давно — и они по-прежнему с нами. А новый онлайн-магазин открыт для всех, мы его активно развиваем, о нас стали много говорить, французский Vogue назвал нас в списке 10 лучших новых концепт-сторов мира — о нас узнают, заказы в магазин поступают со всех концов света. Таким образом, негативные тенденции в покупательском спросе могут нивелироваться. Более того, нам показалось, что скачки курсов повышают активность покупателей: вероятно, наша аудитория стремится использовать рубли, пока они что-то стоят, и рассматривает покупку красивых вещей как инвестиции. Одежда бренда By Walid, которая создается вручную из антикварных материалов, или пуховик Yohji Yamamoto, расписанный вручную известным японским художником Ясуто Сасада, сродни произведениям искусства и не теряют в цене со временем. Из-за скачков курсов страдает экономика магазина, наши прибыли, но не продажи. Мы не меняли ценники, поэтому для наших клиентов покупать у нас очень выгодно, разница с ценами за границей получается колоссальной».
Фото: SVMoscow
Фото: SVMoscow
Фото: SVMoscow
Фото: SVMoscow
Фото: SVMoscow
Фото: SVMoscow
Что касается российских марок, то их будущее также туманно, ведь ткани, расходные материалы или хотя бы сырье они покупают за рубежом: в России не растет хлопок, почти нет льна и не функционируют производства синтетических волокон. Лен закупают в Бельгии, шерсть в Австралии, хлопок в Китае и США. Есть надежда на отечественную шерсть производства кавказских овцеводов, но пока доллар растет быстрее, чем сбываются мечты.
В результате обстоятельства действительно складываются в пользу немедленного шопинга. Цены вырастут почти на все, и сегодня есть шанс купить значительно дешевле, чем завтра. Кто-то не поднимал цены, а кто-то без лишнего шума уже переклеил ценники, где-то уже идут распродажи, а кто-то ждет начала января: главное правило покупателя — тщательный мониторинг и сравнительный анализ. Если вам нужна дубленка, то Acne Studios в ЦУМе сейчас стоит немного меньше, чем в Европе, но если вдруг вы присмотрели джинсы R13, то забудьте о ЦУМе, цены на них здесь уже выше, чем на Shopbop. Мечтаете о красивом платье к Новому году: платье David Koma в SVMoscow уже на сейле и стоит 35 580 рублей против 70 000 рублей на Farfetch.com. С осени заглядываетесь на парку Adidas Consortium: заказывайте ее в Fott, это выгоднее.
Фото: SVMoscow
Фото: SVMoscow
Фото: SVMoscow
Фото: SVMoscow
Фото: SVMoscow
Фото: SVMoscow
Фото: tsum.ru
Мода динамична, поэтому, составляя гардероб про запас, стоит ориентироваться либо на базовые вещи вне тенденций, либо на фундаментальные тренды, которые будут длиться еще несколько сезонов. По прогнозам, их два: нормкор и apres sport. Поэтому футболки, свитшоты, леггинсы, кроссовки, слипоны, рюкзаки будут правильной покупкой. Что касается дорогих теплых вещей вроде арктических парок Canada Goose, меховых пальто и дубленок, то в основном цены на них уже скорректированы, и правильнее будет дождаться распродажи, а лучше — конца кризиса. Вычурных, броских, нарочито роскошных вещей в кризис лучше избегать, это немодно и неэтично. По сути, кризисная мода, в основе которой всегда функциональность и экономичность, по духу близка тому, что сейчас в тренде: удобство и простота, которая, кстати, необходимое условие прекрасного, актуальны как никогда.