Юлия Машнич: 
Мода и кризис. Что и где покупать

Стремительно обесценивающийся рубль заставляет россиян избавляться от накоплений в отечественной валюте. Одежда, на которую иные ретейлеры еще не взвинтили цены, закономерно стала выглядеть привлекательным объектом инвестиций

Иллюстрация: Corbis/All Over Press
Иллюстрация: Corbis/All Over Press
+T -
Поделиться:

В такой ситуации во многих магазинах вместо ожидаемого в кризисные времена спада наблюдается временный рост объема продаж. Вместо того чтобы поддаваться панике, стоит разобраться, когда, где и что покупать.

Модные перспективы мрачны: помимо закупок в долларах и евро, а продаж в сильно подешевевших рублях, в сложной жизни ретейлеров имеются неуступчивые арендодатели, новый налог на торговые площади и покупатели в смятении чувств, ведь они уже знают, что в следующем сезоне их ждут совсем другие цены. «Много мелких игроков уйдут с рынка. Останутся те, кто сможет адаптироваться под условия кризиса. Будет принято много болезненных управленческих решений, которые в долгосрочной перспективе сделают бизнес более эффективным и конкурентным», — надеется Глеб Аитов, финансовый директор магазина Fott.

Тем временем с рынка ушли далеко не самые мелкие игроки. Только в сегменте масс-маркета свою деятельность в России закончили Esprit, OVS и River Island. Правда, последний обещал вернуться. New Look объявил о приостановке развития на отечественном рынке, почему-то не работает онлайн-магазин Topshop, обанкротилась компания MEXX. Хотя обыкновенно в кризис масс-маркет и монобрендовый люкс вроде Hermes и Chanel страдают меньше всего. Тяжелее других приходится универмагам, мультибрендовым магазинам и концепт-сторам.

Руслан Синкевич, директор концепт-стора SVMoscow, комментирует сложившуюся ситуацию так: «Наш офлайн-магазин работает, прежде всего, для клиентов, которые знают нас давно — и они по-прежнему с нами. А новый онлайн-магазин открыт для всех, мы его активно развиваем, о нас стали много говорить, французский Vogue назвал нас в списке 10 лучших новых концепт-сторов мира — о нас узнают, заказы в магазин поступают со всех концов света. Таким образом, негативные тенденции в покупательском спросе могут нивелироваться. Более того, нам показалось, что скачки курсов повышают активность покупателей: вероятно, наша аудитория стремится использовать рубли, пока они что-то стоят, и рассматривает покупку красивых вещей как инвестиции. Одежда бренда By Walid, которая создается вручную из антикварных материалов, или пуховик Yohji Yamamoto, расписанный вручную известным японским художником Ясуто Сасада, сродни произведениям искусства и не теряют в цене со временем. Из-за скачков курсов страдает экономика магазина, наши прибыли, но не продажи. Мы не меняли ценники, поэтому для наших клиентов покупать у нас очень выгодно, разница с ценами за границей получается колоссальной».

Что касается российских марок, то их будущее также туманно, ведь ткани, расходные материалы или хотя бы сырье они покупают за рубежом: в России не растет хлопок, почти нет льна и не функционируют производства синтетических волокон. Лен закупают в Бельгии, шерсть в Австралии, хлопок в Китае и США. Есть надежда на отечественную шерсть производства кавказских овцеводов, но пока доллар растет быстрее, чем сбываются мечты.

В результате обстоятельства действительно складываются в пользу немедленного шопинга. Цены вырастут почти на все, и сегодня есть шанс купить значительно дешевле, чем завтра. Кто-то не поднимал цены, а кто-то без лишнего шума уже переклеил ценники, где-то уже идут распродажи, а кто-то ждет начала января: главное правило покупателя — тщательный мониторинг и сравнительный анализ. Если вам нужна дубленка, то Acne Studios в ЦУМе сейчас стоит немного меньше, чем в Европе, но если вдруг вы присмотрели джинсы R13, то забудьте о ЦУМе, цены на них здесь уже выше, чем на Shopbop. Мечтаете о красивом платье к Новому году: платье David Koma в SVMoscow уже на сейле и стоит 35 580 рублей против 70 000 рублей на Farfetch.com. С осени заглядываетесь на парку Adidas Consortium: заказывайте ее в Fott, это выгоднее.

Мода динамична, поэтому, составляя гардероб про запас, стоит ориентироваться либо на базовые вещи вне тенденций, либо на фундаментальные тренды, которые будут длиться еще несколько сезонов. По прогнозам, их два: нормкор и apres sport. Поэтому футболки, свитшоты, леггинсы, кроссовки, слипоны, рюкзаки будут правильной покупкой. Что касается дорогих теплых вещей вроде арктических парок Canada Goose, меховых пальто и дубленок, то в основном цены на них уже скорректированы, и правильнее будет дождаться распродажи, а лучше — конца кризиса. Вычурных, броских, нарочито роскошных вещей в кризис лучше избегать, это немодно и неэтично. По сути, кризисная мода, в основе которой всегда функциональность и экономичность, по духу близка тому, что сейчас в тренде: удобство и простота, которая, кстати, необходимое условие прекрасного, актуальны как никогда.