Александр Морсин /

Особенности национального импортозамещения. Часть 2. Сибирь

Мелкие и средние российские производители рады неожиданному вниманию к их продуктам. Они мечтают увеличить производственные мощности и захватить большую часть рынка. Правда, сделать этого пока не могут — из-за падения рубля и дороговизны кредитов, не говоря уже об импортных станках, деталях и составляющих. «Сноб» расспросил предпринимателей в Перми, Санкт-Петербурге, Томске, Новосибирске, Барнауле и в Ростовской области, как меняются вкусы покупателей в связи с кризисом и получается ли наладить импортозамещение. Во второй части читайте про то, как кризис повлиял на компанию по пошиву одежды, на производителей моцареллы и мясных деликатесов и ресторанный бизнес в Сибири

Участники дискуссии: Ирина Неделяй
+T -
Поделиться:

Продолжение. Начало читайте здесь:

Часть 1. Ростов.

«Теоретически, сейчас наступает наше время»

Мясные деликатесы, Томск

С 2013 года компания «Коптилкин и К.» производит вяленое мясо и свиную колбасу по образу и подобию итальянских и испанских мясных деликатесов. Директор компании Руслан Шаехов радуется санкциям. Он считает, что курс на импортозамещение выгоден мелким производителям, не привязанным к доллару: теперь им не нужно тратить деньги на рекламу.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

У нас маленькая семейная компания, которая находится в стадии развития — в широкой торговой сети мы не представлены, делаем робкие попытки выйти на региональный уровень. Основные продажи идут через интернет-магазин, а все заказы — через меня. Ввод эмбарго сильно на нас не сказался. И вообще, по поводу санкций ничего плохого не скажу. А вот насчет общей экономической ситуации — ну да, ее мы, конечно, почувствовали.

Мы работаем со скоропортящейся продукцией повседневного потребления и с сыровялеными деликатесами. Весь скоропорт стали брать меньше: аудитория, как я понимаю, переходит на обычную колбасу. Зато у потребителя премиум-сегмента рацион не изменился. Поэтому мы решили бросить все силы на сыровяленые деликатесы. Теоретически, сейчас наступает наше время: пошла волна на импортозамещение. Мы конкурировали с Европой, в основном с Испанией и Италией. Хотя, конечно, это не конкуренция, а ориентир: пытаемся предложить подобный продукт, но наш, свой. Он схож по потребительским свойствам, а уровень качества — это штука эфемерная, сложно сказать, у кого он выше.  

Наши основные затраты приходятся на мясо, а на него у нас цены пока не росли, не знаю, как в столицах. Используем только местное, отечественное. Из импорта — разве что специи, но повышение цен на них не играет никакой роли: даже если они вырастут в два раза, мы не заметим. К курсу доллара мы тоже не привязаны. Короче говоря, по расходам у нас все по-старому, а с доходами — по-разному.

На мой взгляд, проблема в том, что санкции были введены на год, а всерьез говорить об импортозамещении можно будет не раньше чем года через три, а может быть, через пять лет. Производственный цикл от инвестиций до получения продукта — это долгая история. Промышленность, думаю, не везде потянет, но для меня, маленького производителя, сейчас определенно есть шанс. Мне сейчас гораздо проще заявить о себе. Когда у людей небольшой выбор, они хочешь не хочешь начинают искать альтернативу и сами находят тебя. Раньше это стоило кучу денег, а теперь бесплатно.

«Мы очень сильно сидим на импорте»

Масложировой комбинат, Новосибирск

«Фабрика Фаворит» уже два года делает моцареллу. Директор по маркетингу Анна Рыбинская считает, что производители молочной продукции сильно выиграли благодаря санкциям: спрос и продажи выросли. Правда, чтобы перестать быть зависимыми от импорта, нужны свои упаковки, техника, ароматизаторы, эмульгаторы, стабилизаторы, закваска, не говоря уже о молоке, которого тоже не хватает.

Санкции положительно сказались на молочном производстве: увеличился спрос, выросли продажи. В «молочке» меньше импортная составляющая, мы не так зависимы от курса валют, как другие. Правда, производители упаковки привязаны к доллару, поэтому небольшое опосредованное влияние есть. Закваска для моцареллы итальянская, ароматизаторы, эмульгаторы, стабилизаторы тоже импортные. Оборудование итальянское, французское, немецкое. Российский фасовочник мы скоро будем менять на итальянский. Всё, разумеется, в долларах, так что цены за последнее время мы поднимали уже три раза.

Когда санкции только вводились и мало кто понимал, что именно запретили, была паника: большое количество сырьевых ингредиентов попали в черный список. Мы серьезно забеспокоились. Если бы закваски оказались в списке, нам бы пришлось искать российские аналоги, менять технологию — в общем, как-то подстраиваться. И в таких условиях никто не может гарантировать, что качество останется прежним. В итоге закваски не запретили, но поиском российских аналогов мы озаботились. Пока, правда, не нашли.

Да, за прошлый год объем производства вырос в два раза, но это наш запланированный рост — мы развиваемся. Мы вошли в сети, расширили сбыт. Там, где позиции освобождаются, зайти на рынок проще, но это не наш случай: мы продаем моцареллу с 2013 года. Поэтому я не могу сказать, что увеличение спроса и рост продаж целиком и полностью связаны с санкциями.

Все понимают, что одними санкциями вопрос не решить. Кроме запретов на импортные товары нужна реальная поддержка отечественного производителя, нужно больше коров, больше техники. Когда говорят, что мы сами сможем себе все обеспечить, это смешно. Не сможем. Мы очень сильно сидим на импорте. Читать дальше >>

Читать дальше

Перейти ко второй странице
Комментировать Всего 1 комментарий

Вадим Прусаков меня впечатлил. По-моему он самый честный оказался в этом разговоре, не юлил и не пытался выдать желаемое за действительное. Честно и конкретно всё сказал. Про мужика -донора и козу с проблемами он хорошо подметил.

Дай Бог ему пережить  это время, и остаться при  своём бизнесе.

Эту реплику поддерживают: Александра Карт, Christina Brandes-Barbier de Boymont