Продолжение. Начало читайте здесь:

Часть 1. Ростов.

«Теоретически, сейчас наступает наше время»

Мясные деликатесы, Томск

С 2013 года компания «Коптилкин и К.» производит вяленое мясо и свиную колбасу по образу и подобию итальянских и испанских мясных деликатесов. Директор компании Руслан Шаехов радуется санкциям. Он считает, что курс на импортозамещение выгоден мелким производителям, не привязанным к доллару: теперь им не нужно тратить деньги на рекламу.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

У нас маленькая семейная компания, которая находится в стадии развития — в широкой торговой сети мы не представлены, делаем робкие попытки выйти на региональный уровень. Основные продажи идут через интернет-магазин, а все заказы — через меня. Ввод эмбарго сильно на нас не сказался. И вообще, по поводу санкций ничего плохого не скажу. А вот насчет общей экономической ситуации — ну да, ее мы, конечно, почувствовали.

Мы работаем со скоропортящейся продукцией повседневного потребления и с сыровялеными деликатесами. Весь скоропорт стали брать меньше: аудитория, как я понимаю, переходит на обычную колбасу. Зато у потребителя премиум-сегмента рацион не изменился. Поэтому мы решили бросить все силы на сыровяленые деликатесы. Теоретически, сейчас наступает наше время: пошла волна на импортозамещение. Мы конкурировали с Европой, в основном с Испанией и Италией. Хотя, конечно, это не конкуренция, а ориентир: пытаемся предложить подобный продукт, но наш, свой. Он схож по потребительским свойствам, а уровень качества — это штука эфемерная, сложно сказать, у кого он выше.  

Наши основные затраты приходятся на мясо, а на него у нас цены пока не росли, не знаю, как в столицах. Используем только местное, отечественное. Из импорта — разве что специи, но повышение цен на них не играет никакой роли: даже если они вырастут в два раза, мы не заметим. К курсу доллара мы тоже не привязаны. Короче говоря, по расходам у нас все по-старому, а с доходами — по-разному.

На мой взгляд, проблема в том, что санкции были введены на год, а всерьез говорить об импортозамещении можно будет не раньше чем года через три, а может быть, через пять лет. Производственный цикл от инвестиций до получения продукта — это долгая история. Промышленность, думаю, не везде потянет, но для меня, маленького производителя, сейчас определенно есть шанс. Мне сейчас гораздо проще заявить о себе. Когда у людей небольшой выбор, они хочешь не хочешь начинают искать альтернативу и сами находят тебя. Раньше это стоило кучу денег, а теперь бесплатно.

«Мы очень сильно сидим на импорте»

Масложировой комбинат, Новосибирск

«Фабрика Фаворит» уже два года делает моцареллу. Директор по маркетингу Анна Рыбинская считает, что производители молочной продукции сильно выиграли благодаря санкциям: спрос и продажи выросли. Правда, чтобы перестать быть зависимыми от импорта, нужны свои упаковки, техника, ароматизаторы, эмульгаторы, стабилизаторы, закваска, не говоря уже о молоке, которого тоже не хватает.

Санкции положительно сказались на молочном производстве: увеличился спрос, выросли продажи. В «молочке» меньше импортная составляющая, мы не так зависимы от курса валют, как другие. Правда, производители упаковки привязаны к доллару, поэтому небольшое опосредованное влияние есть. Закваска для моцареллы итальянская, ароматизаторы, эмульгаторы, стабилизаторы тоже импортные. Оборудование итальянское, французское, немецкое. Российский фасовочник мы скоро будем менять на итальянский. Всё, разумеется, в долларах, так что цены за последнее время мы поднимали уже три раза.

Когда санкции только вводились и мало кто понимал, что именно запретили, была паника: большое количество сырьевых ингредиентов попали в черный список. Мы серьезно забеспокоились. Если бы закваски оказались в списке, нам бы пришлось искать российские аналоги, менять технологию — в общем, как-то подстраиваться. И в таких условиях никто не может гарантировать, что качество останется прежним. В итоге закваски не запретили, но поиском российских аналогов мы озаботились. Пока, правда, не нашли.

Да, за прошлый год объем производства вырос в два раза, но это наш запланированный рост — мы развиваемся. Мы вошли в сети, расширили сбыт. Там, где позиции освобождаются, зайти на рынок проще, но это не наш случай: мы продаем моцареллу с 2013 года. Поэтому я не могу сказать, что увеличение спроса и рост продаж целиком и полностью связаны с санкциями.

Все понимают, что одними санкциями вопрос не решить. Кроме запретов на импортные товары нужна реальная поддержка отечественного производителя, нужно больше коров, больше техники. Когда говорят, что мы сами сможем себе все обеспечить, это смешно. Не сможем. Мы очень сильно сидим на импорте. Читать дальше >>

В начало >>

«Мы за здоровую конкуренцию, поэтому импортозамещение нас не радует»

Производство и продажа женской одежды, Новосибирск

Компания Bizzarro производит женскую одежду. Владельцу компании Валерию Зеленову не нравится идея импортозамещения и запретов — он за здоровую конкуренцию. Несмотря на серьезную зависимость от импорта и общее снижение рентабельности, сейчас у Bizzarro ситуация неплохая: есть запас материалов на год, а значит, есть время, чтобы заняться перестройкой бизнеса.

У нас импортная составляющая порядка 30–35%. Курс рубля, конечно же, отразился на себестоимости. Подорожало сырье, так как мы покупаем его за евро. Явно снизился поток покупателей, и их общее настроение — не в пользу покупки одежды. Да и зарплату пришлось повысить, так как подорожала жизнь наших сотрудников. Помимо этого, часть из них живет и работает в Италии и получает зарплату в евро. Но цену мы подняли незначительно, на 10–15%, только чтобы не продавать в убыток. Рентабельность снизилась, но мы стараемся не отпугнуть и не потерять нашего покупателя.

Поскольку ткани мы заказываем примерно за год до выпуска коллекций, сейчас у нас есть запасы сырья на достаточно большой период. Мы стали более тщательно отбирать модели для производства, больше анализируем и выстраиваем обратную связь с покупателями. Мы увеличили маркетинговый бюджет, приобрели оборудование, которое позволяет часть технологического цикла, который раньше приходился на Италию, перенести сюда.

Мы всегда были за здоровую конкуренцию, поэтому искусственное импортозамещение нас не радует, даже если ослабнет конкуренция со стороны импорта и наши продажи вырастут. Если покупатель снизит требования к товару, это неизбежно приведет и к снижению качества. Конкурировать нужно более высоким качеством, производительностью труда, технологиями, идеями, а не искусственными барьерами.

«Люди начинают открывать для себя русскую кухню»

Онлайн-магазин фермерских продуктов, Барнаул

Магазин «Еда рядом» прославился местными аналогами камамбера и «алтайским пуэром». Соучредитель компании Сергей Бажин фиксирует резкое повышение спроса на отечественные продукты и интерес к русской кухне.

Тяжелее всего было в ноябре-декабре, когда подскочил доллар. Поднялись цены на многие продукты: гречку, чечевицу, льняное масло, мясо. Но в то же время и наш средний чек за последние четыре месяца вырос в 2–2,5 раза, и каждый месяц мы видим прирост клиентов.

Что происходит со спросом, пока, честно говоря, непонятно. То все начинают скупать сметану, то кроликов, то овощи. Но очевидно, что люди стали перестраиваться: раньше считалось, что всё самое интересное, неожиданное по вкусу и новое — привозное, а своим можно только живот набить. Сейчас люди начинают открывать для себя русскую кухню.

Сенсацией стал наш камамбер, сейчас он в каждом втором заказе. Знакомые специалисты, проходившие стажировку в Чехии, сказали, что наш камамбер «еще аутентичней», чем тот, который раньше завозили на Алтай. Привезенный был неживой, полумертвый, а это ведь живая молочная субстанция. У нас теперь есть заказы со всей страны, и даже из Европы и Китая.

Еще одна наша гордость — «алтайский пуэр». Он делается не из китайского чайного листа, а из алтайских трав. Все знают, что наши травы обладают целебными свойствами, но до сих пор травники ограничивались лишь тем, что собирали и сушили их. Мы нашли людей, которые догадались ферментировать их. По вкусу и по аромату очень близко к пуэру получилось.

«Раньше мне не нужно было думать о козах — были дистрибьюторы и транснациональные компании»

Рестораны, Томск

Вадим Прусаков, управляющий ресторанами «Славянский базар» и «Река 827» — придирчивый заказчик продуктов. Ему не нравится, что вместо стабильных транснациональных корпораций теперь приходится иметь дело с поставщиками из непредсказуемого отечественного бизнеса. Кроме того, импортные продукты невозможно заменить отечественными «аналогами».

Сейчас речь идет не столько о качестве российских аналогов, сколько о нарушении привычных потоков у закупщиков. Представьте современную станцию переливания крови, где всегда есть все нужные группы, плазма, инвентарь, все-все. Нужна тебе третья группа — приезжаешь и берешь. А тут тебе отказывают, зато подводят какого-то мужика с подходящей кровью, говорят, что она классная, свежая, все будет круто. А ты этого мужика знать не знаешь, первый раз видишь. Но тебе продолжают его втирать, мол, он наш, не подведет. И он вроде и правда нормальный, но фиг знает, может, он завтра забухает и будет кривой. Ты не можешь на него рассчитывать. Вот так у нас сейчас все происходит с поставками. Все с нуля, везде какие-то левые мужики тебе что-то втирают. Сегодня он сделал моцареллу, а завтра у него не получилось.

У меня, например, поставщик должен был привезти козий сыр в пятницу, а привез в понедельник. У козы что-то там случилось — и все, привет. То есть я теперь должен думать о его козах, как они там, может, у них проблемы какие. Никто не знает, где что взять, с какой периодичностью новый российский продукт будет появляться и сколько он будет стоить. В итоге мне надо каждый раз пересчитывать калькуляционную карту, себестоимость. Да мне проще забить, где-то даже в убыток себе продавать блюда, но лишь бы не перепечатывать меню из-за того, что у одной козы там что-то стряслось.

У нас идут серьезные дискуссии о том, не хуже ли марал аргентинской говядины. Мне говорят: «Марал — это же почти корова. Свободный выпас, травяной выкорм. Алтай — экологически чистая территория. Зачем нам Аргентина?» Вот такое у нас импортозамещение. О’кей, давайте заменим, но клиенту-то вы как будете это объяснять? Или будете проверять, заметит ли он подмену?

Заменили норвежский лосось дальневосточным, в два раза дороже, но неизвестно, будут ли поставки, что будет с качеством и с ценами. Это хорошая рыба, с ней можно работать, но это просто другая еда. Если делаешь утиную грудку магре, утка должна быть откормленной на фуа-гра. Нет фуа-гра — нет магре. А тебе предлагают утку из Барнаула. И вот так во всем.

В первую очередь из-за санкций пострадали сетевики с мясом среднего качества. У них нет возможности все сразу поменять: стандарты, технологические процессы, поставщиков. Им сложно перестроиться: сети — это махина. Почему закрылась новосибирская сеть ресторанов «Карлс Джуниор»? У них все импортное, заменить нечем. Зато никак не пострадают те, у кого низкосортное мясо, а это вся уличная еда. Манты по 20 рублей как были в принципе съедобными, так и будут, большего от них не требуется.

Я сейчас делаю новое меню, более дешевое. Люди больше зарабатывать не стали, у них стресс, и тратиться, как раньше, на еду, они не готовы. Средний чек у всех снижается. За полгода рестораны в среднем просели по доходам на 30%. Кстати, провал по выручке идет еще и из-за снижения продаж алкоголя.

У меня нет никаких сомнений, что, как только эмбарго снимут и импорт вернется в полном объеме, ситуация откатится назад, к той точке, когда все было налажено, стабильно и понятно. Мне не нужно было думать о козах — были дистрибьюторы и транснациональные компании. И бизнесмены это прекрасно осознают, они сами боятся: не берут оборудование, не играют в долгую, не рискуют. «Если все отменят, куда я с этой бураттой и моцареллой пойду? Буду сидеть с ними, как дурак», — говорит мне знакомый. То есть проблема уже даже не в том, что на станции переливания крови тебе предлагают какого-то мужика, а в том, что самой станции завтра, скорее всего, не будет.

Читайте также:

Часть 1. Ростов.

Часть 3. Москва и Петербург.

Часть 4. Пермь.