Восстание хуситов — военизированной группировки зейдитов шиитского толка — началось в середине января этого года. «Арабская весна», докатившаяся и до Йемена, в 2012 году привела к свержению президента Али Абдалла Салеха, место которого занял Абд Раббо Мансур Хади. Хади оказался недостаточно сильным лидером, чтобы справиться с политическим кризисом, парализовавшим страну, и ситуацией решила воспользоваться радикальная группировка хуситов-зейдитов.

19 января хуситы начали осаду дворца президента в столице Йемена Сане, они также захватили редакцию государственного новостного агентства Saba news, что стало первыми шагами к осуществлению переворота в стране. Хуситы считают, что права шиитского меньшинства — шииты составляют около 35 процентов населения Йемена — пренебрегаются суннитским большинством, которое долгие годы находится у власти.

21 января хуситы и Хади пришли к соглашению, что повстанцы получат места в правительстве в обмен на освобождение захваченных хуситами зданий. Хади бежал из йеменской столицы, но страны Персидского залива выразили ему поддержку и сообщили о готовности предоставить помощь для восстановления его статуса как легитимного главы государства.

22 января президент Абд Раббо Мансур Хади подал прошение об отставке. В этот же день о досрочном сложении своих полномочий объявили члены правительства Йемена.

24 января тысячи человек на юге Йемена приняли участие в маршах против новой власти хуситов. На севере страны, напротив, люди выступили в поддержку нового правительства.

5 февраля революционный комитет шиитских мятежников во главе с Мухаммедом Али аль-Хути принял новую «конституционную декларацию», согласно которой на месте распущенного правительства был создан переходный национальный совет из 551 участника всех провинций Йемена. Национальный совет в свою очередь избрал пять человек из числа повстанцев, которые временно будут исполнять обязанности президента.

7 февраля революционный комитет издал указы о назначении новых министра обороны, министра внутренних дел и о формировании Комитета высшей безопасности, задачей которого стало восстановление стабильности и общественной жизни в стране.

24 февраля свергнутый президент Йемена отозвал свое прошение об отставке, заручившись поддержкой коалиции стран Персидского залива во главе с Саудовской Аравией. В дестабилизации ситуации в стране Хади обвинил шиитское правительство Ирана.

В марте обострилось противостояние шиитов-хуситов и суннитской «Аль-Каиды на Аравийском полуострове» (АКАП). 4 марта АКАП провела серию терактов, в результате которых погибло 27 повстанцев. Не менее 17 человек погибло при боевых столкновениях 8 марта. 21 марта боевики Аль-Каиды взяли под контроль город Аль-Хута на юге Йемена.

26 марта Саудовская Аравия нанесла авиаудар по столице Сане, начав военную операцию против группировки хуситов. Бомбардировка в Йемене спровоцировала резкий скачок цен на нефть: нефтяной рынок среагировал на возможность прекращения навигации через проливы, по которым идет движение нефти на внешний рынок. Йемен занимает ключевые позиции на входе в Баб-эль-Мандебский пролив, и возможное распространение военных действий в море может помешать судоходству, что приведет к дальнейшему росту цен на нефть.

27 марта Главы МИДов Лиги арабских государств объявили о создании арабского военного альянса. Цель коалиции, по словам ЛАГ, — борьба с террористами «Исламского государства» и восстановление порядка на Ближнем Востоке. Согласно заявлению МВД Йемена, ВВС Саудовской Аравии и ее союзники продолжают наносить удары по жизненно важным объектам города Сана.

1 апреля несмотря на продолжающиеся бомбардировки Саудовской Аравии танковая колонна хуситов заняла Аден, где находится самый крупный порт Йемена.

Елена Супонина, специалист по арабским странам, советник директора Института стратегических исследований:

Очень правильно, что Россия, как и другие страны, приступила к эвакуации наших граждан из страны, потому что ситуация в Йемене с большой вероятностью будет только ухудшаться. У Саудовской Аравии и ее союзников еще есть возможность повлиять на ход конфликта путем наземной операции, но тогда события в стране будут развиваться по худшему сценарию.

В СМИ часто принимают за хуситов совершенно другие вооруженные формирования, выступающие в союзе с ними. Относительные военные успехи хуситов объясняются тем, что они действуют не в одиночку: их поддержали некоторые племена и сепаратисты юга Йемена. Под видом хуситов сражаются военные — сторонники свергнутого в 2012 году президента Али Абдалла Салеха и его клана. Среди вооруженных отрядов, которые нередко принимают за хуситов, есть и просто представители йеменской бедноты, осуществляющие грабежи в условиях нестабильной ситуации, с чем и столкнулось российское генконсульство в Адене.

Хуситы в Адене не смогли бы добиться успехов без поддержки части местного населения и политических партий, которые представляют юг Йемена. Но местные племена и южане не дадут хуситам возможности разгуляться: это не их территория — они выходцы севера Йемена. Присутствие хуситов в ключевом йеменском городе показательно и важно, но не станет поворотной точкой в развитии военного конфликта.

Ситуацией в стране сейчас могут воспользоваться политические движения, представляющие сепаратистов юга страны. Я с ними общалась накануне войны, уже тогда они говорили, что в случае обострения военного конфликта южане могут заявить о выходе из состава единого Йемена.

Что важно для международного сообщества и коалиции во главе с Саудовской Аравией, так это взятие под контроль ситуации на саудовско-йеменской границе, где время от времени происходят столкновения между хуситами и саудовскими пограничниками. Под контролем находится и побережье стратегически важного Баб-эль-Мандебского пролива с максимальной шириной в 30 километров. Это означает, что танкеры с нефтью, которые идут из стран Аравийского полуострова в Европу и США, находятся всего в 15-20 километрах от побережья Йемена. Кроме того, в проливе находится остров Перим, высадка хуситов на котором могла бы привести к тяжелым последствиям для международного транспортного пути.