Кино на «Снобе»: бег времени, роботы и человеческое предназначение в мультфильме «Внутри»
Алене Куликовой 27 лет. В 2013 году она окончила ВГИК — факультет анимации и мультимедиа, мастерскую Александра Горленко. До поступления в университет Алена училась в Колледже кино, телевидения и мультимедиа при ВГИКе. Ее дипломный фильм «Внутри», который мы показываем сегодня, побывал на десятках фестивалей. Вот лишь небольшой список из них: Суздальский фестиваль, One Short Film Fest, Mostra International De Cinema Educatiu Mice в Испании, МФКФ «Дебютное кино», 33 Международный фестиваль ВГИК, VII открытый международный фестиваль «КИНО-КЛИК», ART SHORT 2013, «Святая Анна». Онлайн-премьера — у нас.
Путь в анимацию. С детства мечтала рисовать мультфильмы. Однажды я пришла во ВГИК на день открытых дверей на художественный факультет и поняла, что именно здесь хочу обучаться. Изначально я хотела поступать на художника-постановщика, но в дальнейшем узнала, что на этом факультете готовят и художников-аниматоров, поэтому решила поступать туда.
Все святые. Один из первых анимационных роликов был «Канун всех святых», или Halloween Tree. Это моя первая своего рода анимация в цвете, с персонажами и небольшим сюжетом. Книга, которой я вдохновилась, была как раз мистической и очень захватывающей. Перед ней ни один ребенок не устоит, так как «страсти-мордасти» все очень любят, особенно в юном возрасте (неслучайно именно эта работа больше всего нравится детям). Halloween Tree я сделала на четвертом курсе. Помимо ролика разрабатывались также эскизы и экспликация. Все это можно посмотреть на моем сайте.
С улыбкой. Следующая работа — «Вперед!». Тут совсем другая история. В ней мне захотелось сделать что-то более веселое, легкое, добавить какого-то движения и затронуть такую актуальную тему, которая будет понятна всем. Я ее так и назвала — «Вперед!». И посвятила всем, кто любит свободу на дорогах. Ну, а третьей работой была дипломная «Внутри». В ней мне хотелось сделать максимум того, чему я научилась за все время обучения. Что-то сложное и интересное. На курсе нам говорили, что можно сделать либо какую-то коротенькую, законченную историю, чтобы она была всем понятна, либо же сделать своего рода анимационный эпизод, который может иметь продолжение. Я выбрала второй вариант. Сначала появилась идея, потом я подготовила материал на полный метр. Эта история получилась своего рода маленьким эпизодом большой истории. Думаю, что каждая работа соответствует этапу моего обучения. Они все немного наивные, немного смешные. Вообще, я к ним отношусь с улыбкой.
Удивительная усидчивость. Анимационное образование дает большой спектр знаний. Тут не только навык рисования приобретается, а также актерское мастерство, изучение анатомии, чувства ритма, тайминга в анимации. Оттачивается режиссерский навык, как обыграть ту или иную сцену. Искусство анимации — удивительная штука. Она вырабатывает также усидчивость. Обучиться без образования, возможно чему угодно, только при этом не получишь диплом о своей квалификации.
Рассказывая сказки. Материал для дипломной работы требовалось выбрать либо из литературного произведения, либо же самому придумать свой собственный рассказ. Сначала я прочитала несколько зарубежных и отечественных сказок, а после придумала некий самостоятельный собирательный образ. Свою историю с собственным сюжетом, персонажами, колоритом. Нашла также индивидуальную стилистику изображения.
Главное в людях. В своей истории я постаралась показать, что добро, отзывчивость, взаимопомощь — это главное, что делает нас людьми. Другой мотив — как, на мой взгляд, человек может и, главное, должен относиться ко всему необычному и необъяснимому в этом мире.
Музыкальная помощь. Технику исполнения я выбрала комбинированную. Часть персонажей были сделаны в классической рисованной анимации, другая же — в технике компьютерной перекладки. Безусловно, без вдохновения не обошлось. Вдохновлялась арт-буками — «Рапунцель», «Как приручить дракона», «Труп невесты» и т. д., анимационными фильмами, музыкой. Особенно на меня повлиял композитор Людовико Эйнауди. Еще в этом помогали саундтреки из кинофильмов — «Гарри Поттера», «Как приручить дракона», «Рыбы моей мечты», «Битлджуса», «Храброй сердцем», а также некоторыми компьютерными играми.
Друзья и шумы. Думаю, самое интересное, что произошло за время съемок, — это то, что я совершенно случайно познакомилась с талантливыми ребятами. Они увидели буквально небольшую часть моей работы и предложили свою помощь по музыке, звукам, шумам. Я в какой-то момент почувствовала себя тем самым часовщиком, который не мог решить задачу. Но когда есть помощь, всегда находится ответ. Композитор великолепно справился с задачей, придумал несколько разных музыкальных тем, которые передают настроение, задают ритм и украшают изображение своей мелодией. Звуки и шумы, а также один из самых важных моментов в фильме — это озвучка, тоже решились благодаря моей команде. Звукорежиссер нашел прекрасный ход, как озвучить эти сложные механизмы. Были разные попытки, но последняя была самой лучшей, которая подчеркивает характер и поведение персонажей и часовщика.
Домашняя студия. Создание фильма велось у меня дома, так как я сама все рисовала и анимировала. Было несколько помощников, которые мне помогали с заливкой персонажей. Музыку композитор писал также у себя, а звук, шумы и озвучка велась в «Гоголь-центре». Собственно, большинство ребят, которые приняли участие в создании фильма, были из «Гоголь-центра». Они мне конечно очень помогли и просто по-человечески выручили. А это небольшой ролик, который я собрала после диплома.
Бюджеты и их отсутствие. Финансовой поддержки не было, рассчитывала только на себя. Можно сказать, что бюджета толком нет. У меня не было продюсера, поэтому приходилось многие вопросы решать самостоятельно. В основном траты уходили на оформление эскизов и остального художественного материала, который предоставлялся для защиты диплома. Так как я была на платном отделении, мне с бюджетом было сложнее.
Проблемная отрасль. Одна из главных проблем анимации — это отсутствие интереса со стороны частных инвесторов: банков, инвестиционных компаний и т. д. Они проявляют слабый интерес к российским проектам в области анимации, так как считают вложение средств малоэффективным. Но полнометражный анимационный фильм, думаю, снять реально, главное чтобы имелся бюджет, поддержка и желание. Сейчас работаю как художник-постановщик на анимационном сериале «Еще!», а также как художник-иллюстратор в издательстве «Рипол-классик». Параллельно начинаю работу над своим дебютным фильмом.
Оценка и недосказанность. Старшие аниматоры работу оценили, многие говорили, что хорошая заявка на полный метр. Отметили художественный ряд и стилистику. Единственное, что за такое короткое время я не смогла показать несколько ключевых моментов, которые очень бы, конечно, помогли зрителю в сюжете. Есть своего рода недосказанность. Безусловно, есть над чем работать.
Другие фильмы проекта:
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].