Нью-Йорк уже какое-то время терзают смутные сомнения: не перешел ли статус мировой арт-кузницы к бурно развивающемуся Берлину? Считается, что именно там, на развалинах Берлинской стены, Восточная Европа сталкивается с Западной, и оттого в этом городе так вольготно чувствуют себя художники всех национальностей. Эта тема широко обсуждалась на открытии выставки INDUSTRIAL LIGHT MAGIC, посвященной десятилетию берлинского журнала о современной культуре «032с», которая проходила в галерее Института Гете (Goethe-Institut) в Ист-Виллидж на Манхэттене. На открытии собралась вся нью-йоркская богема. Среди гостей были Мария Байбакова и Антон Гинзбург.

Журнал «032c» привлекает к сотрудничеству лучших художников и дизайнеров мира. В Нью-Йорк редакция привезла работы своих постоянных авторов. Среди них стоит особо отметить американского дизайнера одежды Хельмута Ланга (Helmut Lang), а также арт-группу Slavs and Tatars, которая известна в России благодаря одному из ее участников, Пайяму Шарифи (Payam Sharifi). Иранец по происхождению, он вырос в США, жил во Франции, а теперь обосновался в Москве. Главная тема в творчестве Шарифи — культурная идентичность: ему интересны славяне, татары, кавказцы. В Нью-Йорке Шарифи выставил огромное полотно в технике традиционной иранской мозаики, но из зеркальных фрагментов. Художник отказался сниматься на видео, но предложил заглянуть в это зеркало.

Гражданин мира Шарифи вряд ли выберет чью-либо сторону в споре Берлина с Нью-Йорком за звание главного мирового арт-центра. И все же он считает, что именно в германской столице встречаются восточная и западная культуры. По его мнению, «032c», который он назвал бюллетенем мировых художественных процессов, мог возникнуть только там.

Что из себя представляет арт-Берлин и современное немецкое искусство в целом, можно узнать в Институте Гете, который во многих городах мира является центром немецкой культуры. О деятельности его нью-йоркского отделения мы поговорили с Антоном Гинзбургом:

Небольшая галерея при Институте Гете находится на границе Ист-Виллиджа и Нижнего Ист-Сайда. Здесь живут представители неофициальной культуры, которых пока не выставляют в Музее современного искусства (MoMА) или в музее Гуггенхайма. Но именно эти молодые художники являются, по выражению Марии Байбаковой, «кровью города»:

А пока эта «кровь» не утекла в Берлин или в другие города, Нью-Йорк будет оставаться столицей интеллектуального кипения. А если утечет — у нас останутся лишь финансисты и копирайтеры.

 

Катя Кибовская