Кино на «Снобе»: девичьи нежности и секреты в драме взросления «Глубже»
Наде Беджановой 27 лет. Она закончила факультет журналистики МГУ, после чего получила степень магистра по кинорежиссуре в School of Visual Arts в Нью-Йорке. Надя работает как режиссер и оператор, снимает короткометражные фильмы и ролики для популярных изданий и брендов, фотографирует для личного блога. Молодежная драма «Глубже» впервые была показана на Бруклинском фестивале короткометражного кино в июне 2015-го. Онлайн-премьера — у нас.
Вечное движение. Со времен своего тинейджерства я постоянно ходила с фотокамерой, а на журфаке училась на отделении фотожурналистики у Александра Лапина и Владимира Вяткина. Чувство композиции вырабатывалось все больше, как и опыт работы с моделями/актерами, продумывание истории и ее передачи с помощью визуальных средств. Однако в какой-то момент я поняла, что моя история выходит за пределы одного снимка. Захотелось движения в кадре и движения камеры. Я начала пробовать себя в жанре видео, снимать короткие ролики, после чего поступила в SVA, где год наслаждалась классами по киноистории и анализу. Понятно стало очень многое, в том числе путь героя и восемь основных пунктов, которые определяют его движение в сценарии. Система трех актов часто работает как в литературных произведениях, разбором и анализом которых я занималась еще в гимназии, под руководством Льва Соболева. Фотография и литература привели меня к режиссуре.
Калифорнийское удушье и диктат инстаграм. Самокритика вместе с самоиронией присущи всему, что я делала. Мой первый короткометражный фильм Adrift снят в Нью-Йорке в марте 2012-го в качестве дипломного проекта. Фильм был показан на многих фестивалях в США, Канаде и Мексике. Это история про двух братьев и девочку, которые пробуют игру с асфиксией («собачий кайф», «калифорнийское удушье», «фиолетовый дракон» и т. п.). Забавно, что до весны/лета того года тема этой игры не фигурировала в кино, а потом я и режиссер Ваня Твердовский почти одновременно сняли фильмы на эту тему. Мы с Ваней после этого и познакомились. Недавно я пересмотрела Adrift, и, конечно, все немного наивно. Решила сократить на несколько минут, и фильм, мне кажется, стал более цельным. С каждым годом приемлемый хронометраж коротких жанров сокращается, 15 секунд ролика в инстаграме теперь важнее десяти минут философских зарисовок или развития отношений.
Детки. Ирония. Время. В 2015 году я сняла трехминутный фильм Wasteland, местом съемок которого были Париж, Москва и Нью-Йорк. Ансамбль протагонистов — молодые люди, тинейджеры, бессмысленно проводящие время, слоняющиеся по городам и одновременно переписывающиеся друг с другом онлайн. Фильм — ода современному цифровому обществу, ироничному жанру «красивого видео» и молодому поколению, у которого еще так много времени, которое от нас постепенно уходит. Фильм был опубликован на Dazed Digital, Paper, Bullett и многих европейских блогах.
Водная жизнь. Неопределенная сексуальность, смущение, стыд, интерес, замешательство, влечение, эндорфиновый выброс — мотивы, которые волновали меня в ходе работы над фильмом «Глубже». Раздевалка, девочки, старшие классы — художественное оформление, куда вписались эти мотивы. Сценарий написала за два часа, валяясь в московской ванне (кто был в Нью-Йорке, поймет, как прекрасны ванные московских квартир). Сразу же отправила его другу и оператору Андрею Краузову, и благодаря ему и продюсеру Кате Положенцевой мы все приготовили за две недели.
Идеальные девушки. Андрей познакомил меня с Марусей Фоминой, в которую я влюбилась сразу. Маша представила Катю Агееву — и сразу стало понятно, that's it, мы снимаем. Мне нравится их сопоставление и их противоположные характеры. Маша и Катя — профессионалы своего дела, и работать с ними — огромное удовольствие.
Пока спят спортсмены. Сначала пришло в голову название Headlong, т. к. фильм направлен в том числе и на иностранную аудиторию. Вниз головой, стремительно, безрассудно — определения этого слова. Почему-то эти ассоциации привели меня к слову «Глубже». Съемки проходили в бассейне «Торпедо ЗИЛ». С локацией определенно повезло, весь советский антураж только добавил атмосферы фильму. Снимали ночью, пока спортсмены спят — все помещение было в нашем распоряжении.
Общественная приемная. Новости на «Первом» — это лучшие референсы. Притеснение сексуальных меньшинств, отсутствие свободы. Этим фильмом хотелось показать, что все формируется и осознается в возрасте, в котором не поддаешься надуманным правилам общества, а поддаешься попыткам понять себя.
Международный Надин день. Самым трудным оказался наш плотный график. Мы снимали ночью, и у нас было всего пять часов до прихода первых спортсменов и любителей здорового образа жизни. Снимали с 7-го на 8-е марта, накануне моего дня рождения. Съемки — это мое любимое занятие в этот «праздник».
Над фильмом работали. Саундтрек написали VIMES — трио из Кельна, мои друзья и очень талантливые музыканты. После съемки последней сцены вся съемочная группа решила нырнуть в бассейн. Поскольку персонажи — участницы команды по плаванию, выбор купальников был большой и их хватило всем. Кстати, дизайнер по костюмам — Лена Юрьева, создатель бренда BLANK.
Город свободы. Если бы я жила и снимала в основном в России, ограничений, скорее всего, было бы много. В Нью-Йорке — наоборот. Разве что творческий кризис иногда ограничивает, но я заставляю себя с ним бороться.
Осколки девичьих сердец. Мне кажется, многие девочки проходили через подобный опыт в школе. Также эти отношения всего лишь символ, один из примеров, когда один человек более привязан к другому, когда интерес у другого пропадает, а привязанность первого растет. В данном случае не важно, какого ты пола: нам всем когда-то разбивали сердце, и когда-то разбивали мы.
Легко с друзьями. Бюджет был минимальный, но мы уложились. Спасибо моим лучшим друзьям Лене и Карену за подарок на день рождения, и Rentaphoto — за предоставление оборудования. Продюсер фильма — Катя Положенцева, основатель сайта oilyoil.com. Основная роль продюсера любого кино — все максимально подготовить перед началом съемок, что Катя сделала идеально. Отношения соответствующие — идеальные.
Полезное расстройство. Сейчас заканчиваем монтаж экспериментального короткого метра Mother с Paz De La Huerta, коллаборация с фотографом Лешей Юреневым. Пишу сценарий для полного метра, параллельно снимаю для разных журналов, брендов и компаний. Структура полного метра схожа с моим фильмом Wasteland: разные города, разные истории, одна социальная сеть. Только героев объединяет не трата времени, а редкое обсессивно-компульсивное расстройство.
Другие фильмы проекта:
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].